Урок географии на тему: «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»; 8 класс.
Конспект урока географии на тему: «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» для 8 класса
Тимощенко Ксении Анатольевны, учителя географии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79» г. Новокузнецка.
Цель: формирование представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и выявление их влияния на погоду и климат.
Задачи:
Образовательные
Выяснить степень усвоения знаний о факторах климатообразования.
Сформировать представление об атмосферных фронтах – переходных зонах между воздушными массами.
Сформировать представление о крупных атмосферных вихрях – циклонах и антициклонах и их влиянии на погоду.
Обобщить и систематизировать знания о циркуляции воздушных масс.
Развивающие
Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение работы с климатической картой атласа.
Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Выявлять трудности в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности.
Воспитательные
Формировать активное и сознательное отношение к изучению географии России.
Прививать навыки коммуникативного мышления.
Воспитывать взаимоуважение между партнёрами, понимание и взаимодействие между учащимися.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядный, информационно-сообщающий, эвристический, проблемного изложения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, учебник, дидактические карточки и атласы.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Итак, я вижу, что отсутствуют … (отмечает в журнале).
Проверим готовность к уроку. У каждого на столе должны быть учебник, тетрадь, атлас и дневник. Вижу, что все готовы к работе на уроке.
Этап актуализация знаний и целеполагания.
Учитель: Обратите внимание на экран, который сегодня будет выступать в качестве доски . (слайд) Здесь у нас записана дата, но нет темы урока. Наша с вами задача определить её и уже тогда всем вместе записать.
Но прежде чем определить новую тему, нам надо вспомнить, что мы с вами изучили на прошлом уроке. А для этого обратимся к вопросам, отраженным на слайдах, и устно на них ответим. (слайд)
Учитель: Назовите факторы, влияющие на климат России.
Ученик: Географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. (слайд)
Учитель: Что такое солнечная радиация?
Ученик: Излучение солнцем тепла и света; выражается в ккал/см2. (слайд)
Учитель: Что такое суммарная радиация?
Ученик: Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли. (слайд)
Учитель: Что такое воздушные массы?
Ученик: Большие объемы воздуха в нижних слоях тропосферы, обладающие определенными свойствами – температура, влажность, запыленность.
Учитель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, что происходит там, где соприкасаются разные по свойствам воздушные массы?
Ученик: В областях соприкосновения разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты.
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: В метеосводках вы часто слышали об атмосферных фронтах, (слайд) движение которых изменяет погоду.
Но, помимо атмосферных фронтов, на формирование погоды и климата оказывают влияние и атмосферные вихри. Назовите их?
Ученик: Циклон и антициклон.
Учитель: Так вы, конечно же, слышали об аномальной жаре, которая стояла в столице России летом этого года. (слайд) Тогда средние значения температурной нормы были превышены на 7,5 градусов! Поэтому считается, что лето 2010 года в Москве было самым жарким за все 130 лет. Причиной этому было влияние антициклона.
Получается, что и циклоны и антициклоны способны менять погоду? А каким образом они влияют на погоду?
Ученик: различные версии…
Совместное определение темы и цели урока.
Учитель: Ваши версии достойны внимания. А теперь подумайте и определитесь с темой нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
Ученики: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. (слайд)
Учитель: Верно. Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока. Пока отложите тетради.
Скажите, с какой целью мы станем изучать циклоны и антициклоны, атмосферные фронты? Зачем?
Ученики: Дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах, показать их влияние на погоду и климат.
Учитель: На столе у вас лежит карточка зеленого цвета. Положите ее перед собой, в правом верхнем углу подпишите свою фамилию и класс. Сейчас вам необходимо будет заполнить первую ее колонку, написав в ней то, что на данный момент вам известно по теме урока. На данное задание вам дается 2 минуты.
Я знал (а) |
Новое |
Вопросы |
|
|
|
Итак, закончили заполнять таблицу, отложили ручки. Давайте проверим, что вы написали в первой колонке.
(Учащиеся зачитывают информацию)
IV. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами знаем, что при соприкосновении разных по свойствам воздушных масс образуются атмосферные фронты. О каких свойствах идет речь? Каким может быть воздух?
Ученик: Разная температура (теплый и холодный воздух), давление (высокое и низкое), влажность (сухой и влажный воздух). (слайд)
Учитель: При таком соприкосновении разных по свойствам воздушных масс и происходит смена погоды. Изменяется температура, происходит смена облачности, давления, что сопровождается ветрами, облачностью, выпадением осадков.
Как вы думаете, будут ли изменения погоды в результате соприкосновения близких по свойствам воздушных масс?
Ученики: Нет, и атмосферный фронт не образуется.
Учитель: Правильно. Теперь давайте выясним, какие атмосферные фронты проходят над территорией России. Для этого проанализируем рисунок 32 в учебнике на С. 61.
Ученики: Арктический и полярный.
Учитель: А при соприкосновении каких типов воздушных масс образуются эти атмосферные фронты?
Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте климатическую карту в атласе на С.17 и рисунок 32 в учебнике на С.60. На выполнение задания вам дается 2 минуты.
(Учащиеся самостоятельно анализируют)
Итак, закончили выполнять задание. Так при соприкосновении каких типов воздушных масс образуются арктический и полярный атмосферные фронты?
Ученики: Арктический атмосферный фронт образуется при взаимодействии арктических и умеренных воздушных масс, а полярный – умеренных и тропических воздушных масс.
Учитель: Верно.
Итак, сейчас мы с вами выяснили, что существуют разные атмосферные фронты в зависимости от типов воздушных масс. Но также различают (слайд) теплый и холодный атмосферный фронты, прохождение которых вызывает разные изменения в погоде. Давайте выявим эти различия.
Для этого проделаем работу по карточкам. На столе у вас лежат карточки оранжевого цвета. Возьмите их, подпишите фамилию и класс.
Теперь внимательно послушайте задание: Прочитайте текст учебника на С.61 (3-5 абзацы), проанализируйте его и заполните пропуски в карточке. На это задание вам отводится 3 минуты.
Карточка «Сравнительная характеристика атмосферных фронтов»
Тёплый фронт |
Холодный фронт |
Образуется при вторжении ________ воздуха в область, занятую ________воздухом. Изменения в погоде: ____________. После прохождения фронта –__________. |
Образуется при вторжении ________воздуха в область, занятую ________ воздухом. Изменения в погоде: ___________. После прохождения фронта –_________. |
Итак, закончили выполнять задание. Теперь обменяйтесь с соседом по парте карточками, возьмите ручку и проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде. (слайд)
Учитель: Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки? Молодцы.
Как вы думаете, что является «двигателем» для воздушных масс, что приводит их в движение?
Это крупные атмосферные вихри. Их выделяют два вида: циклон и антициклон. (слайд)
Познакомимся с понятием «циклон». Сразу запишем в тетрадь определение. (слайд)
Циклон – это атмосферный вихрь диаметром до 3000 км с низким давлением в центре. К окраинам давление увеличивается, поэтому в циклоне воздух движется в направлении к центру, отклоняясь против часовой стрелки. (слайд)
Если низкое давление в центре, то какое движение будет характерно для воздуха – восходящее или нисходящее? Почему?
Ученики: Воздух легкий, совершает восходящее движение.
Учитель: Что происходит с воздухом при подъёме?
Ученики: При подъеме воздух охлаждается, и выпадают осадки.
Следующий же вид атмосферного вихря – антициклон. Не зря в названии этого вихря есть приставка «анти» (против), что означает, что антициклон является полной противоположностью циклону.
Давайте попробуем на основе характеристики циклона дать понятие антициклону. Для этого положите перед собой карточку желтого цвета, прочитайте и на ее основе выстройте ответ об антициклоне. Ключевые слова подпишите на карточке. На выполнение задания вам дается 2 минуты.
Характеристика циклона |
Характеристика антициклона |
1. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. |
1. Атмосферный вихрь с ________ давлением в центре. |
2. Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки. |
Движение воздуха от ____________ ___________часовой стрелки. |
3. В центре – восходящее движение воздуха. |
3. В центре –___________ движение воздуха. |
4. Погода ветреная, облачная, с осадками. |
4. Погода ________________________. |
Итак, закончили выполнять задание. Проверим правильность выполненной работы. Каждый самостоятельно проверяет свою работу по ключу, представленному на слайде. (слайд)
Теперь поднимите руку те, кто без ошибок выполнили задание. Молодцы.
Как мы можем сформулировать определение понятия «антициклон»?
Запишем определение понятия «антициклон» в тетрадь. (слайд)
Этап осмысления и закрепления полученных знаний.
Итак, ребята, вы уже многое узнали об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах. А теперь обобщим знания.
Стадия рефлексии.
Вам необходимо будет обратиться вновь к той таблице, которую мы с вами сегодня заполняли в начале урока, и заполнить оставшиеся колонки.
Я знал (а) |
Новое |
Вопросы |
|
|
|
(Обсуждается написанное)
Этап подведения итогов урока.
Подведём итоги: сегодня мы с Вами познакомились с новыми понятиями: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. (слайд)
Дома вы работаете с текстом параграфа 9, обратите особенное внимание на термины, изученные на уроке. Дайте ответы на вопросы в конце параграфа.
Хотелось бы поблагодарить вас за активную работу на уроке и особенно отметить следующих учеников…
Спасибо за урок. До свидания.
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организационный этап |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную обстановку в классе, определяет готовность к работе. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на учебную деятельность. |
Этап актуализации знаний и целеполагания |
Проверяет знания, характер мышления учащихся, используя метод фронтальной беседы. |
Участвуют в поиске правильных ответов на поставленные вопросы. |
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала |
Совместно с учащимися определяет тему и цель урока. Организует и ориентирует познавательную деятельность учащихся к учебной проблеме. |
Записывают тему урока в тетрадь. Понимают и осмысливают учебную проблему. |
Этап усвоения новых знаний |
Предлагает учащимся найти причины, обуславливающие то или иное явление, на основе анализа изучаемого материала: понятие об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах. |
Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы. |
Даёт учащимся конкретные представления основной идеи изучаемого вопроса. Опираясь на имеющиеся знания, помогает учащимся с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. Использует эвристический приём. |
Вместе с учителем находят правильные ответы на поставленные вопросы. |
|
Предлагает на основе изложенного материала сделать вывод, сравнить рисунок в учебнике и климатическую карту в атласе. Предлагает записать в тетрадь основные термины.
|
Анализируют учебный материал, сравнивают, делают запись в тетрадь. |
|
С помощью карточек организует самостоятельную работу и предлагает оценить уровень усвоения нового материала, обменявшись карточками. |
Самостоятельно работают с карточкой и оценивают знания друг друга. |
|
Используя информационно-сообщающий метод, излагает факты в определённой последовательности, даёт им необходимые пояснения, использует технические средства обучения, сопровождающиеся поясняющим текстом. |
Вместе с учителем находят правильные ответы на поставленные вопросы. |
|
С помощью карточек организует самостоятельную работу и предлагает оценить уровень усвоения нового материала. |
Самостоятельно работают с карточкой и оценивают знания. |
|
Этап осмысления и закрепления полученных знаний |
Проверяет глубину понимания учащимися изложенного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. |
Соотносят факты, понятия, воспроизводят основные идеи нового материала. |
С помощью таблицы организует самостоятельную работу и предлагает проверить усвоение знаний. |
Самостоятельно работают с таблицей и оценивают знания. |
|
Этап подведения итогов урока |
Анализирует и даёт оценку успешности достижения цели и определяет перспективу на будущее. Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения. Подводит итог, оценивает работу класса и отдельных учащихся на уроке. |
Записывают информацию о домашнем задании. Заслушивают комментарии учителя. |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель:_____________.
Дата проведения:__________.
Урок проводился в 8 классе, количество обучающихся составляло ___ человек. Тема урока «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны». Данная тема продолжает изучение факторов климатообразования и является одним из этапов изучения темы «Климат России».
Цель урока: формирование представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и выявление их влияния на погоду и климат.
На уроке я определила следующие задачи:
Образовательные
Выяснить степень усвоения знаний о факторах климатообразования.
Сформировать представление об атмосферных фронтах – переходных зонах между воздушными массами.
Сформировать представление о крупных атмосферных вихрях – циклонах и антициклонах и их влиянии на погоду.
Обобщить и систематизировать знания о циркуляции воздушных масс.
Развивающие
Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение работы с климатической картой атласа.
Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Выявлять трудности в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности
Воспитательная
Формировать активное и сознательное отношение к изучению географии России.
Прививать навыки коммуникативного мышления.
Воспитывать взаимоуважение между партнёрами, понимание и взаимодействие между учащимися.
На данном уроке я применяла элементы технологии проблемного обучения. Применение на этом уроке элементов проблемного обучения я считаю обоснованным, так как, во-первых, на уроке обобщаются знания обучающихся о циркуляции воздушных масс, во-вторых – на уроке содержатся новые по сравнению с ранее изученными теоретические и практические знания.
Учитывая содержание учебного материала и возрастные особенности обучающихся, на этапе актуализации знаний и целеполаганий я использовала эвристический метод; опираясь в своих вопросах на имеющиеся у учащихся знания и помогая им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ, мы ответили на вопросы о факторах климатообразования.
На этапе подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала я применила приём новизны. Этот приём предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, что я и сделала (сведения о климате в центральной части России). Так же на этом этапе были определены цели и тема урока.
На этапе усвоения новых знаний были применены наглядные и информационно-сообщающие методы.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний учащимся были предложены таблицы, которые помогли не только систематизировать новый материал, но и определить вопросы, которые учащиеся хотели бы изучить в дальнейшем. На этом этапе я использовала элементы технологии критического мышления.
Данный урок имеет следующую структуру: организационный этап, этап актуализации знаний и целеполагания (на этом этапе я проверила знания, которыми обладают обучающиеся), этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (на этом этапе была сформулирована тема урока), этап усвоения новых знаний. На этом этапе учащимся предлагалось найти причины, обуславливающие те или иные свойства воздушных масс (разные температуры, давление, влажность) и на основе изложенного материала сделать вывод, сравнить рисунок в учебнике и климатическую карту в атласе. Для проверки усвоения знаний были предложены карточки самоконтроля и взаимоконтроля. Следующий этап урока - этап осмысления и закрепления полученных знаний, где были предложены таблицы проверки знаний. На этапе подведения итогов анализируется работа класса, даётся домашнее задание и объясняется методика его выполнения.
На уроке я организовывала учебную деятельность, используя фронтальную и индивидуальную формы работы. Самоконтроль и взаимоконтроль позволяет ребятам вырабатывать навыки самостоятельной и справедливой оценки работы.
Использование на уроке мультимедийного оборудования я считаю обоснованным, так как оно даёт возможность показать более наглядно и информационно материал урока.
С классом мне удалось найти взаимоотношение, атмосфера была доброжелательной.
Я считаю, что цель и задачи урока достигнуты.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимощенко Ксения Анатольевна
→ Аксинья29 22.04.2014 6 5899 1171 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.