Конспект урока по теме "Народы Африки"; 7 класс
Петрова Виктория Николаевна
Учитель географии
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Волжского Волгоградской области
(МКОУ СОШ №3)
Конспект урока
в рамках семинара по теме:
«Эффективность использования групповых форм обучения на уроке (вопросы преемственности)»
предмет: География
Тема:
«Народы Африки»
Учитель:
Петрова Виктория Николаевна
Категория: Высшая
Тип урока: комбинированный
Содержание
Цель урока:
Формирование у обучающихся представления о населении Африки
Результат обучения:
Предметный:
-продолжение освоения системы знаний о населении планеты;
-использование географических умений и навыков в работе по выявлению особенностей расового, этнического и религиозного составов населения стран Африки;
-формирование представления о степени влияния колониального режима на политическую картину континента;
-умение приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, размещения населения и ее влияния на особенности культуры народов
Личностный:
-этический компонент (продолжение формирования терпимости и понимания существования других народностей, их быта, культуры и традиций; воспитание равного отношения к разным народам мира);
-эстетический компонент (формирование положительного восприятия элементов культуры другого народа (традиции, обряды и др.);
-воспитательный компонент (демонстрация особенностей воспитания черт характера разных народов);
Метапредметный:
- совершенствование умений и навыков работы с источниками информации: текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа, контурными картами;
- развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между компонентами природы, историческими аспектами, экономическими факторами стран Африки);
-развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
-развитие способности анализа, классификации и обобщения фактов и явлений;
-развитие способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала;
Ресурсы для учителя:
- учебник, географический атлас, компьютер, мультимедиапроектор (техническое обеспечение), электронные и видео материалы урока, наглядные материалы
Ресурсы для обучающихся:
- учебник, географический атлас, раздаточные материалы, контурные карты, простые карандаши, наглядные материалы
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
Организационный момент (подготовка рабочего места, первичное целеполагание): 1-2 мин;
Проверка д/з: 6 мин;
Изучение новой темы: 17 мин;
Обобщение и закрепление пройденного на уроке нового материла: 10-13 мин;
Д/З: 2 мин;
Научно методическое содержание урока:
Африка считается прародиной современного человека
Население стран Африки характеризуется разнообразием расового, религиозного, этнического составов
Размещение и плотность населения материка определяется особенностями природных, исторических и экономических факторов
Политическая карта Африки сложная и исторически не стабильная
Уникальность и самобытность стран Африки определяется многими национальными увлечениями и традициями
Геономенклатура: Африка, Атлантический океан, Индийский океан, о.Мадагаскар, Гвинейский залив, Средиземное море
Ход урока:
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организация начала урока |
|
-Руководство на приведение рабочего места в порядок; -первичное целеполагание; -элемент первичной рефлексии эмоционального состояния (мордашки) |
Слайд1 -Приведение рабочего места в порядок;
-отмечают настроение на начало урока.
|
2.Проверка выполнения домашнего задания |
Познавательные (анализ, обобщение, выявление ошибочных суждений)
|
Предлагает обучающимся проверить д/з через выполнение задания «Найди ошибки в тексте».Разноуровневые задания по оценочным категориям (на «3», на «4», на «5») по теме: «Географическое положение, рельеф и климат материка»
|
2.1 Получают разноуровневые задания и указание на способ выполнения. Задание: внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. -на оценку «3» - найдите 3 ошибки -на оценку «4» -найдите 4 ошибки -на оценку «5» -найдите 5 ошибок «И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!» 2.2 Самостоятельно выбирают уровень выполнения. 2.3 Взаимопроверка в парах (используют верные ответы по слайдовой презентации) Слайд2 2.4.Выставление оценок друг другу в паре |
3.Подготовка к основному этапу
МОТИВАЦИЯ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
|
Регулятивные (самостоятельно обнаруживать и формулировать (определять) учебную цель)
Познавательные (обобщение фактов и явлений)
Познавательные (осуществление логических рассуждений с установлением прич. –следственных связей) Познавательные коммуникативные (умение видеть чужое мнение, принять доказательства, факты, гипотезы) Коммуникативные (отстаивание собственной точки зрения, приведение аргументов, фактов) |
3.1.Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из задания при проверке д/з?» Прочтение стихотворения: Не так названье важно для страны И очертания не так важны Как важно то, кто в том краю живет, Зачем живет и чем живет народ! Узнать любой страны особый нрав Мы сможем, лишь людей ее узнав, Чья Африка? Спросите у меня, И я отвечу вам «Она моя!» До смерти, до скончания времен – Родная мать для всех, кто здесь рожден!» 3.2.Целеполагание на урок через вопрос о существующих различиях между людьми
3.3.Проблемный вопрос о вещах, принесенных на урок (солнцезащитный крем, барабан, браслеты,трапеция) и их связи с темой нашего урока
3.4 Рассказ о происхождении прачеловека. Показ изображений предка людей с Востока Африки 3.5 Постановка проблемы: Почему предок один, а люди все разные?
|
3.1.Вспоминают текст для проверки д/з, отвечают, что мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.
Слайд3
Записывают тему урока: «Народы Африки»
3.2.Перечисляют признаки различий между людьми: (расы, религии, этносы, быт, культуру, традиции, языки и др.) 3.3 Слушают вопрос и наблюдают демонстрацию вещей
Слайд4 3.4 Слушают рассказ учителя, смотрят изображения
3.5 Получают проблемный вопрос |
4. Усвоение новых знаний и способов действий |
Познавательные (умение вести анализ, отбор информации, ее преобразование, обобщение, классификация, преобразовать один вид информации в другой)
Познавательные (обобщение фактов и явлений, логические рассуждения с установлением прич. –след.связей) Познавательные (исп. карт как информационных образно–знаковых моделей действительности, преобразование инф.из одного вида источника в другой) Познавательные (умение вести сам.поиск,отбор информации, преобразование из одного вида в другой)
Познавательные (осознание роли географии в познании процессой развития окурж.мира)
Познавательные (обобщение фактов и явлений, выявление причин и следствий явлений, понимая позицию другого, различить факты через приемы слушания)
Регулятивные (способность к самост. прибретению новых знаний и практич.умений)
|
4.1 Предлагает вариант выполнения задания на выделение расового, религиозного и национального состава населения мира
4.2 Предлагает фронтально вспомнить признаки, отражающие принадлежность к трем расам населения
4.3.Знакомит с понятием «политическая карта мира», вариантом данного типа карт и способами изображения на них 4.4.Предлагает открыть политическую карту мира, Африки (увеличенную) и назвать примеры стран Африки, их столиц 4.5. Рассказывает об изменениях на политической карте Африки 4.6 Предлагает познакомиться с информацией о колониальном прошлом стран материка и степени влияния данного фактора на развитие 4.7 Предлагает выделить регионы Африки, работая с картой в учебнике с.104 «Регионы и страны Африки» |
4.1 Получают задание для работы в парах: Заполните таблицу, выделив расы, религии, народности, прочитав нижепредложенный перечень терминов: нилоты, берберы, европеоидная, христианство, экваториальная (негроидная), бушмены, мусульманство (ислам), египтяне, монголоидная, буддизм, пигмеи, традиционные (примитивные) верования, масаи. Таблица: Расы Религии Народности Слайд5 4.2 Называют признаки расовой принадлежности: цвет кожи, волос, глаз, разрез глаз, форма черепа, нос, губы, толщина и вид волосяного покрова
4.3. Слушают рассказ учителя о новом понятии, типе карт, работают с картой, называя страны Африки, их столицы.
4.4 Работают с политической картой Африки
4.5 Слушают учителя
4.6 Работаю с текстом учебника, читают вслух, обобщают, отвечая на вопрос о степени влияния колонизации на развитие стран материка
4.7 Работают самостоятельно, выделяя 4 региона Африки: Северную, Судан и Центральную, Восточную и Южную
|
5.Первичная проверка понимания
Физминутка |
Регулятивные (умение управлять деятельность, выбирать методы реализации поставленных целей) Личностный результат (уважение к культуре, нац.особенностям, традициям других народов) |
5.1. Предлагает работу с контурной картой по 2 заданиям Проверка правильности выполнения по образцу
5.2 Предлагает видеорепортаж о «заснувшем путешественнике»
Актуализация на особенностях традиций народов масаи и зулусов через физическую активность |
5.1 Наносят на к/к -регионы Африки (4) -геономенклатуру: Гвинейский залив, Средиземное море, Атлантический океан, о.Мадагаскар, Индийский океан Слайд6 Видеоролик 5.2 Смотрят видеорепортаж Участвуют в решении поставленной перед ними «задачи» через выполнение физических упражнений (Слова: Здравствуйте! Меня зовут Яна! И вот какая страшная история со мной произошла! Сижу я как – то в Одноклассниках, ой, делаю уроки! И, как положено – уснула! Снится мне, что окружают меня странные люди: темнокожие, красные, желтые, низкие, высокие, что – то поющие и кричащие….о,ужас! Некоторые просто подпрыгивают вверх, другие - стоят на одной ноге! У меня паника, где я??? Что происходит??? И кто все эти люди??? Выполняют физ.упражнения и узнают удивительные элементы традиций отдельных народов Африки: племени масаи и зулусов
|
6.Закрепление знаний и способов действий |
Регулятивные (самостоят. Приобретение новых знаний и пр.умений; умение орган.свою деят – ть,выбирать средства реализации цели; работая по плану, сверять свои действия с целью; исп.доп.вредств); Познавательные (умение вести сам.поиск, анализ, отбор информации, ее преобр., сохранение, передачу; вычитывать все уровни текстовой информации; представлять инф.в виде заявленной формы; преобраз. информации; освоение системы знаний о населении Африки; исп.карт) Коммуникативные (сам.организ.работу в группе) |
6.1 Предлагает объединить компоненты, характеризующие население любого материка, и выполнить работу в группах по составлению рассказа «Один день на просторах Африки…» с использованием предложенных карт «Расовый, религиозный составы населения Африки», «Размещение и плотность населения Африки», текста
6.2 Предлагает представителю от каждой группы познакомить остальных с рассказом, написанной их группой (Северная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка и Южная Африка) |
6.1 Выполняют задание: Напишите рассказ «Один день на просторах Африки…» Рассказ составляйте, заполняя последовательно пропуски, используя ниже размещенные карты и текст. «Свои непутевые заметки об Африке хочу посвятить __региону, к которому относятся страны:______и другие(2 примера). Познакомившись с местным населением я понял, что они принадлежат к ____расе, исповедуют __религию. Плотность населения в данном регионе ___(высокая/низкая/средняя), на мой взгляд, это связано с _ условиями. Яркими примерами народов Северной Африки являются__ Меня удивили их традиции и обычаи, такие как__.
6.2 Представляют рассказы, составленные каждой группой Слайд 8,9 Слайд 10,11 Слайд 12,13 Слайд 14,15 |
7.Обощение и систематизация знаний |
Познавательные ( Формирование и развитие посредством геогр.знания познават. интересов, творческих способностей; умение обощать факты и явления; создание схематич.моделей; преобраз. инфор.из одного вида в другой;обощение понятия) Личностный резуьтат |
7.1 Предлагает обобщить полученные знания с помощью опорной схемы
7.2 Предлагает подумать над выражением «У души нет цвета…» |
7.1 Работают фронтально по опорной схеме, озвучивая смысл символов и сигналов
Слайд 16 7.2 Рассуждают о равенстве всех людей планеты
|
8.Контроль и самопроверка знаний |
Коммуникативные (отстаивание своей точки зрения, приведение аргументов, корректировать свое отношение, уметь взглянуть на ситуацию со стороны других людей)
Регулятивные ( умение оценить степень своей успешности/ Неуспешности, дать оценку результатм деятельности группы, себя) |
8.1 Возврат к проблемному вопросу о едином предке и разных категориях людей
8.2 Предлагает оценить степень усвоенности материала легкостью воспроизведения опорной схемы |
8.1 Отвечают на вопрос о едином предке и влиянии природных, исторических и экономических факторов на образование различных категорий людей 8.2 Самостоятельно выставляют дополнительные плюсы за возможность легкого воспроизведения опорной схемы |
9.Подведение итогов |
Познавательные ( умение строить логические рассуждения, устанавливать прич. – след.связи)
Регулятивные (осознание ситуации успехи/неуспеха своей деятельности; самостоят. пользоваться кретериями оценивания и самооценивания)
|
9.1 Возврат к проблемной ситуации о вещах, принесенных на урок, и их связи с темой урока 9.2 Предлагает вернуться к целям урока и озвучить усвоенность необходимых понятий, терминов, категорий
9.3 Предлагает подсчитать количество плюсов за урок и выставить себе оценку |
9.1 Устанавливают причинно – следственные связи принесенных вещей на урок и темы урока 9.2 Самостоятельно определяют степень понятия и усвоенности нового материала
9.3 Выставляют себе оценки за работу на уроке Слайд 17 8 и более + «5» 5-7 + «4» 2-4 + «3» 0 -1 + «2» |
10.Рефлексия |
|
Предлагает оценить свое эмоциональное состояние |
Оценивают сове эмоциональное состояние |
11.Информация о домашнем задании |
Регулятивные (умение управлять своей познавательной деятельностью, умение организовать свою деятельность, составлять план решения проблемы, планировать свою инд. образовательную траекторию); Познавательные ( Умение вести сам.поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию) |
Предлагает дифференцированное д/з: - для всех обучающихся - для обучающихся, желающих получить оценку «4» дополнительно -для обучающихся, желающих получить оценку «5» дополнительно |
Получают дифференцированное д/з: Слайд 18 - для всех обучающихся: п.22 читать, пересказывать, учить -на доп.ценку «4»: подумайте, что означают пословицы народов Африки: / Для дела нужен мир, а для поездки – сухая погода / В пустыне приятно встретить даже разбойника / Страшно в лесу – стыдно дома / Один гнилой банан испортит всю ветвь - на доп.ценку «5»: подготовить сообщения на тему: «Мифы, легенды, сказки народов Африки».
|
Образец раздаточного материла на урок
1. Проверка домашнего задания.
Задание: внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка.
На оценку «3» - найдите 3 ошибки
На оценку «4» -найдите 4 ошибки
На оценку «5» -найдите 5 ошибок
«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!»
Оценка:______
_____________________________________________________________________________________
Тема урока:__________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Изучение новой темы
2.1. Задание: Заполните таблицу, выделив расы, религии, народности, прочитав нижепредложенный перечень терминов:
Нилоты, берберы, европеоидная, христианство, экваториальная (негроидная), бушмены, мусульманство (ислам), египтяне, монголоидная, буддизм, пигмеи, традиционные (примитивные) верования, масаи.
Расы |
Религии |
Народности (этносы) |
|
|
|
2.2. Задание: Нанесите на контурную карту
А.регионы материка:_______________________________________________________________
Б.геообъекты: Гвинейский залив, Средиземное море, Атлантический океан, о.Мадагаскар, Индийский океан
2.3.Работа в группах
Группа 1 Ваш регион: Северная Африка
Задание: Напишите рассказ «Один день на просторах Африки…». Рассказ составляйте, заполняя последовательно пропуски, используя ниже размещенные карты и текст.
«Свои непутевые заметки об Африке хочу посвятить _____________региону, к которому относятся страны:__________________________и другие(2 примера). Познакомившись с местным населением я понял, что они принадлежат к _______________________расе, исповедуют _______________________религию. Плотность населения в данном регионе _____________________(высокая/низкая/средняя), на мой взгляд, это связано с ___________условиями. Яркими примерами народов Северной Африки являются____________________________. Меня удивили их традиции и обычаи, такие как:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расовый состав населения Африки Религиозный состав населения Африки
Размещение и плотность населения Африки
Текст: Примерами населения Северной Африки являются арабы, берберы, туареги. Являются кочующими, их иногда называют бедуины. Сейчас подавляющее большинство бербер ведёт оседлый образ жизни. Распространено пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, оливки, финиковая пальма, садоводство и огородничество). А скотоводы-кочевники разводят верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. Жилища кочевников – палатки-шатры (тахамт), а оседлые племена живут в деревянных или каменных жилищах. Туарегов еще называют «синие люди пустыни», т.к. их праздничная одежда синего цвета под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в нее. А также, туареги называют себя «Люди Покрывала», потому что по традиции мужчины с 18 лет начинают носить покрывало, которое закрывает лицо так, что остается лишь узкая полоска для глаз. Женский костюм делается из одного большого куска ткани. Спереди его держат две булавки, между которыми висит длинная цепь. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших торговцев. Туареги считают, что счастлив тот муж, которого жена в течение месяца кормит блюдами из фиников.
3. Обобщение и закрепление пройденного
4. Домашнее задание
-для всех обучающихся:
п.22 читать, пересказывать, учить
-на доп.оценку «4»:
Подумайте, что означают пословицы народов Африки:
Для дела нужен мир, а для поездки – сухая погода
В пустыне приятно встретить даже разбойника
Страшно в лесу – стыдно дома
Один гнилой банан испортит всю ветвь
- на доп.оценку «5»:
Подготовить сообщения на тему: «Мифы, легенды, сказки народов Африки»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Виктория Николаевна
→ Lehrerin6347 20.05.2014 3 6704 981 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.