Конспект урока географии "Почва – особое природное тело"; 8 класс
Урок по географии 8 класса, тема «Почва - особое природное тело», 21 урок в теме «Природа России».
Цель урока: Создать условия для получения новых знаний на по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва – особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с элементами фронтальной с ориентацией на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.
Задачи:
Образовательные:
Базовый уровень:
- понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «факторы почвообразования», типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы» , «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».
- основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.
Повышенный уровень:
- факторы образования почв.
- почвенные ресурсы России
Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования
Развивающие:
Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».
- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам
- определять структуру земельного фонда России
- наносить на контурную карту основные типы почв России
Повышенный уровень:
- оценивать почвенные ресурсы страны,
- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России
Углублённый уровень:
- исследовать проблемы загрязнения почвы,
- прогнозировать последствия влияния человека на почвы
- меры по сохранению плодородия почв.
- подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.
Воспитательные:
- Способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы.
- Способствовать экологическому воспитанию, социологизации учащихся, формированию гражданской позиции и мировоззренческой идеи о целостности познания картины мира.
- Воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.
Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала
Формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной
Этап урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
|||
Введение в тему, постановка проблемной задачи Саморегуляция. |
Загадывает загадку о почве. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Демонстрируется слайд «профиль дерново-подзолистых почв Кировской области» ЭОР (фрагмент, Блок 2) Проблемный вопрос. В.В.Докучаев сказал: «Почва – зеркало ландшафта». Докажем, что это так. |
|||
Целеполагание и мотивация Целеполагание, планирование, саморегуляция. |
Предлагается рубрика: Должны знать/понимать Базовый уровень: 1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация». 2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России. Повышенный уровень: 1) факторы образования почв 2) почвенные ресурсы России Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования Должны уметь применять Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области». - определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам - определять структуру земельного фонда России Наносить на контурную карту основные типы почв России Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны, - объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы, - Прогнозировать последствия влияния человека на почвы - меры по сохранению плодородия почв.
Каким способам деятельности мы научимся, где эти знания нужны в жизни людей и каких профессий? |
|||
Актуализация Предметные. Саморегуляция, умение структурировать, умение строить письменную речь. |
Проверка имеющихся знаний о почве, даёт действия и контролирует выполнение
|
|||
Организация восприятия Планирование, саморегуляция, поиск и выделение информации, умение структурировать. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи. Отделение главного и второстепенного. Смысловое чтение. |
Работа с учебником
Организует работу по изучению образцов горных пород и почвы.
Уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы – гумуса. Знакомит учащихся со строением почвы, используя учебник (рис. 57, с. 135) Знакомит учащихся с образцами различных почв. Организует практическую работу по определению механический состав почвы пришкольного участка (Приложение 1) Знакомит учащихся со структурой почв. Совместно с учащимися составляет схему «Структура почвы» на доске.
Организует работу с почвенной картой России. Уточняет ответы учащихся по факторам почвообразования. Демонстрация флешролика «Образование разных типов почв»
Знакомит с распределением почв России с севера на юг.
Организует работу в группах, используя инструктивные карточки. (Приложение 4) |
|||
Организация осмысления Контроль, слушать партнёра, оценка, нравственно-этическое оценивание. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи. Отделение главного и второстепенного.
|
Организует работу переходящих групп. Вводит понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы», «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация» В 1900 году русский естествоиспытатель В. В. Докучаев прислал на Всемирную выставку в Париж вырезанный из ковыльной степи под Воронежем куб (1x1x1 метр) чернозема. Воронежский чернозем стал одним из главных экспонатов выставки, получил золотую медаль и был признан «царем почв». Впоследствии его определили как эталон плодородия почвы и поместили в Международную палату мер и весов в Париже, где он хранится и в настоящее время. Перед просмотром флеш-ролика ставится цель – составить схемы «Процессы, приводящие к разрушению почв», «Рациональное использование почв» и найти новые слова. Демонстрируется флеш-ролик «Антропогенное изменение почвы». Организует работу по анализу схем.
Возвращается к проблемному вопросу «Почва – зеркало ландшафта. Докажем, что это так» |
|||
Первичная проверка понимания Контроль, оценка. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи. Отделение главного и второстепенного. Слушать партнёра. |
Предлагает уровневые задания: 1. Опишите по плану строение почвы. (Приложение 7) 2. Объясните влияние хозяйственной деятельности человека на почвы. Выскажите точку зрения «за» и «против». 3. Докажите, что почва – зеркало ландшафта и особое природное тело. 4. Опережающее задание: экологические проблемы почв своей местности, пути их решения. Корректирует ответы учащихся. |
|||
Организация первичного закрепления учебного материала |
Предлагает задание «Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина» (Приложение 8) |
|||
Анализ Саморегуляция, анализ, слушать партнёра |
Организует работу по составлению синквейна (Приложение 9) |
|||
Информация домашнего задания Самоопределение |
|
|||
Рефлексия Самоопределение, Нравственно-этическое оценивание Умение строить речевые высказывания в устной речи |
Организует работу по заполнению третьего столбика таблицы
Использует приём незаконченного предложения. «Сегодня на уроке я……» |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якунина Елена Фингальевна
→ Публикатор 08.11.2017 0 8807 396 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы