Конспект урока географии "Природные зоны России. Адаптация живых организмов"


Природные зоны России. Адаптация живых организмов.

 

1. Постановка ЧЗ. Офлайн с учителем фронтально

 

Учитель: прочитайте аннотацию к книге. Подумайте, как может называться эта книга.

«…Познание своей отчизны... У каждого человека оно начинается по-своему. Туристы глубже познают мир во время походов и путешествий по родному краю. Пытливые исследователи начинают путь в науку с любительских наблюдений за природой своего края. Сбылась моя мечта – совершить путешествие от Мурманска до Астрахани. Мне всегда хотелось увидеть, как тундра сменятся тайгой, а ей на смену придет широколиственный лес, степи и, наконец, пустыни».

Книга называется «Путешествие по… России»

 

Дети: «Путешествие по природным зонам России».

 

Учитель: вспомним, как сменяются ПЗ России с севера на юг

 

Дети: перечисляют

 

Учитель: прочитайте отрывок из этой книги. «… Я увидел, что на многие километры простиралась безлесая равнина. Все, что мы могли видеть – это невысокие травы и незначительное количество цветов вдоль дороги. Этим июльским днем воздух застыл, жизнь замерла. Начало смеркаться без солнца стало заметно прохладнее. От усталости уже закрывались глаза. Можно было бы поставить палатку, разжечь костер и разогреть оставшиеся после обеда запасы. Во возникла проблема: дров нет, а та растительность, которую мы видим, для костра совсем непригодна. Вдруг нам дорогу перебежал маленький зверек. Мы успели разглядеть лишь пеструю окраску и небольшими выступающими ушками».

Определите по отрывку о какой ПЗ идет речь? По каким признакам из описания вы это определили?

 

Дети: предполагают тундру или степь, называют признаки (н-р, отсутствие древесной растительности, невысокие травы, прохлада…)

 

Учитель: оба эти признака можно применить и к тундре, и к степи. Как же нам определиться?

 

Дети: нам недостает данных

 

Учитель: предположите, что за зверек упоминается в отрывке? Можете ли вы по внешнему признаку (пестра окраска, маленькие ушки) определить в какой природной зоне он может обитать.

 

Дети: затрудняются.

 

Учитель: подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 

Дети: о природных зонах, о растениях и животных, которые в них растут/обитают, о там, как по внешним признакам отличить растения и животных разных ПЗ, о климатических особенностях.

 

Учитель: сформулируйте тему урока

 

Дети: Природные зоны России

 

2. Моделирование. Офлайн с учителем фронтально

 

Учитель: какими источниками мы будем пользоваться для получения необходимой информации?

 

Дети: учебник, атлас, интернет, взрослые.

 

Учитель: как мы можем записать полученную информацию?

 

Дети: в таблицу. Предполагают, что она можем выглядеть так:

 

Природная зона

Особенности климата

Примеры растений

Адаптация

Примеры животных

Адаптация

Тундра

 

 

 

 

 

 

Тайга

 

 

 

 

 

 

Широколиственные леса

 

 

 

 

 

 

Степи

 

 

 

 

 

 

Пустыни

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Какая форма работы будет удобной?

 

Дети: индивидуально, парами, группой.

 

Учитель: предлагаю поработать индивидуально и группами. Нам будут помогать консультант из ДЭБЦ. Они помогут с распределением растений и животных по ПЗ и выявлению признаков их адаптации к природно-климатическим условиям. Предлагаю поделиться на 3 группы. На работу каждой группы отводится 7 минут, затем вы меняете вопрос. Ваша задача пройти все три точки.

Обозначим критерии работы.

 

Дети: правильность, самостоятельность, использование дополнительного материала, полнота ответа (возможно что-то еще).

 

3. Дети: делятся на 3 группы:

  1. офлайн. Работает самостоятельно индивидуально с атласом, заполняет колонку «Особенности климата»

  2. онлайн. Работает с консультантом фронтально по разделу «животные»: распределяет их по ПЗ, выписывает признаки адаптации

  3. офлайн. Группа работает самостоятельно с дополнительными источниками информации (учебник, текст, интернет) по разделу «растения»: распределяет их по ПЗ, выписывает признаки адаптации

 

4. Контроль. Фронтальная работа с учителем.

Учитель: предлагаю представить результаты вашей работы

 

Дети: представители групп выступают по одному из разделов работы. Остальные корректируют, дополняют или соглашаются.

 

Учитель: с какими сложностями вы столкнулись с процессе работы?

 

Дети: отвечают, если такие сложности возникли

 

Учитель: перед началом работы мы определи критерии, по которым будет оцениваться ваша деятельность. Оцените себя по этим критериям.

 

Дети: выполняют самооценку

 

Учитель: домашнее задание на следующий урок будет следующее: поработав с материалами урока, написать «заметку путешественника» в одну из природных зон, в которой отразятся особенности географического положения, климата, растительного и животного мира (5-6 предложений). Работу разместить в группе ВК в комментариях под постом с формулировкой задания.

 

Приложение 1. Характеристика растительности ПЗ

 

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. Растительный мир, характерный для одной зоны реже встречается в других.

 

Тундра

В тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками, которые отличаются карликовостью.

В тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные.

Особенность растений этой среды - период вегетации непродолжителен крупные цветки яркого окраса (лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной) способность замерзать с плодами или цветками. Появление луковичек либо клубеньков вместо цветков, мелкие листья и опушение помогают замедлить испарение влаги.

Зона тайги

Господствуют леса из лиственницы, менее распространены леса из сосны, ели, пихты и сибирского кедра. К хвойным в тайге примешиваются лиственные породы, прежде всего береза, осина, ольха. Достаточно широко распространены на вырубках и гарях вторичные мелколиственные леса. Среди лесов обычны луга и различные болота — верховые сфагновые, лесные переходные и низинные.

Приспособления растений:

1) Большинство растений обладает выраженной морозоустойчивостью.

2) Растут под снегом в условиях дефицита солнечного света.

3) Обладают выраженной способностью к накоплению питательных веществ в благоприятный период и способны быстро накапливать вегетативную массу в течении него.

4) Большинство растений имеют довольно толстый стебель с выраженной коркой и лубом, предотвращающий воздействие низких температур.

5) Растения выделяют специфические вещества, способные защитить их от поедания консументами, поскольку делают их несъедобными.

6) Большинство растений размножаются при помощи спор или семян, которые переносятся водой, например, мхи и лишайники.

 

Широколиственные леса

Из деревьев здесь распространены широколиственные породы — можно увидеть много дубов, буков, берез, лип и кленов. Встречаются и хвойные — преимущественно сосны и ели.

Приспособленность: многоярусность, листовая мазайка, многолетние растения с широкими и достаточно крупными листовыми пластинами. 

 

Степи

Для степей характерно почти полное отсутствие лесной растительности.

В степях произрастает большое количество низкорослых травянистых растений, таких как злаковые, полынь, ковыль.

Активное испарение влаги, помогающее ускорить ее циркуляцию от корней к листьям. Накопление в цитоплазме органических кислот и иных защитных веществ. Смещение периода вегетации (активной жизнедеятельности) на более благоприятное время. Например, растения степей и пустынь начинают рост весной, до наступления летнего зноя он завершается.

 

Пустыни

В пустынях жизнь животных и растений подчинена необходимости приспосаб­ливаться к сухости. У растений или нет листьев, или они очень маленькие и жёст­кие. Если же растение обладает необычно зелёными для условий пустыни листоч­ками, это означает, что корни у него очень длинные (до 10 м), достигающие грун­товых вод. Другие обзаводятся колючками и накапливают воду в стеблях (кактусы, молочаи) или в листьях (агавы, алоэ).

 

 

 

Приложение 2. Характеристика животного мира ПЗ

 

Тундра

Животный мир здесь также не сильно разнообразен, в основном представлен северными оленями, песцами, волками и зайцами. 

 

Зона тайги

Животный мир таежных лесов неоднороден.  Соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.

Приспособления животных:

1) Большинство животных обладают строением покровов, обеспечивающих им хорошую защиту от низких температур (выраженная шерсть, подшерсток, наличие толстого слоя подкожно-жировой клетчатки и т.д.).

2) имеют в своем строении выраженный запас разнообразных запасающих веществ, помогающий пережить им неблагоприятный период.

3) Большинство животных впадают в течении неблагоприятного климатического периода в спячку.

4) обладают хорошо развитыми зрительными, слуховыми анализаторами и нервной системой, что увеличивает их способность к выживанию в неблагоприятных условиях.

5) обладают строением лап, предохраняющих последние от обморожения (наличие подушечек, шерсти, плотных когтей и т.д.).

6) Большинство животных очень выносливы и способны длительный период времени обходиться без новых источников энергии и пищи, а иногда и воды.

7) В качестве альтернативы традиционным водопоям большинство животных способны употреблять снег, чему способствует специфическое строение ротового аппарата.

 

Широколиственные леса

Среди животного мира такие леса характеризуются гораздо большим количеством копытных животных. Это дикие кабаны, лоси, косули, зубры и некоторые виды оленей, в частности благородный олень и его подвиды: марал, изюбрь, вапити. Обилие орехов и семян привело к обилию различных грызунов: лесные белки, бурундуки, полёвки, мыши и несколько видов сонь. Водятся зайцы, как беляки, так и русаки, барсуки и ежи. Хищники представлены волками, бурыми медведями, лесными кошками, лисицами, горностаями, норками, куницами и ласками.

 

Степи

Среди степных животных чаще встречаются грызуны — сурки и суслики, из птиц — степные орлы и дрофы. В зоне лесостепей можно встретить ежей, зайцев, степных волков и лис, бобров, ужей, а иногда и лосей. Из птиц наиболее распространены аисты.  

 

Пустыни

В пустынях жизнь животных и растений подчинена необходимости приспосаб­ливаться к сухости. Многие животные прячутся от жары в но­рах, ведут ночной образ жизни и даже впадают в летнюю спячку.

Приложение 3. Правило Аллена 

Согласно этому правилу среди родственных форм гомойотермных (теплокровных) животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты.

Уменьшение выступающих частей тела приводит к уменьшению относительной поверхности тела и способствует экономии тепла.

 


Полный текст материала Конспект урока географии "Природные зоны России. Адаптация живых организмов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Берсенева Валентина Сергеевна  Публикатор
17.12.2020 0 1442 208

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК