Конспект урока географии "Времена года"; 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ипатовская средняя общеобразовательная школа № 6
г. Ипатово Ставропольского края
Разработка урока по географии
6 класс
по теме «Времена года»
Автор: учитель географии,
высшая квалификационная категория
Платонова Галина Николаевна
г. Ипатово, 2021
Урок по теме «Времена года»
Домашнее задание: § 3, знать термины стр. 23, отвечать на вопросы.
Цель урока: сформировать знания о взаимосвязи вращения Земли вокруг Солнца и наклона оси со сменой времен года в обоих полушариях.
Задачи урока:
-
Рассмотреть особенности распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли.
-
Выяснить, как влияет форма Земли на распределение солнечного света и тепла.
-
Рассмотреть, как влияет положение земной оси на смену времен года.
-
Сформировать представление о временах года, днях летнего и зимнего солнцестояниях, днях весеннего и осеннего равноденствия.
-
Продолжать формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты; цветные карандаши; фонарик; компьютер, электронный учебник, презентация.
Метод: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный
УЭ – 0 Цель: Актуализация знаний.
- Мысленно обогните земной шар по параллели 10°с.ш. Какие материки и океаны Вы пересечете?
- Определите географический объект по предложенному описанию:
10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Мирный» и «Восток» открыла остров. Координаты его 69° с.ш. и 91° з.д. Как он называется? В каком океане находится?
- В этой точке находится северная столица РФ – г. Санкт-Петербург. Определите географические координаты.
УЭ – 1 Цель: проверка знаний.
Практикум (работа в парах)
Задание:
-
Определить координаты и заполнить таблицу в контурной картой стр. 10 -11
Пункт |
Широта |
Пункт |
Долгота |
Пункт |
Широта |
Долгота |
Точка А |
|
Точка Г |
|
точкаБ |
|
|
Точка В |
|
Точка Д |
|
О. Шри-Ланка |
|
|
Вашингтон |
|
Москва |
|
Пекин |
|
|
Сантьяго |
|
Каир |
|
Сидней |
|
|
Бразилиа |
|
Якутск |
|
Буэнос-Айрес |
|
|
-
Проверка у доски и анализ результатов!
УЭ – 2 Изучение нового материала. Работа с презентацией (слайд № 1,2, 3)
-
Рассмотреть особенности распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли.
-
Сравним два факта:
-
Когда в России лето, в Австралии – зима.
Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной Америке – весна?
Какой вопрос у вас возникает?
Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима?
Какие у вас будут гипотезы?
Чем день отличается от ночи, а лето – от зимы?
Вспомните, что такое географические полюсы, экватор, земная ось?
1. Мы знаем, что Солнце источник света и тепла на Земле.
Распределение солнечного света и тепла не одинаковы.
Проводим опыт, с фонариком (стр. 18 – 19 учебник).
2. Какие территории на Земле больше всего получают тепло и свет?
Сделаем схему и краткую запись.
Гномон* - прибор, чтобы следить за движением Солнца по небу.
Теллурий* - подвижная модель Солнечной системы.
Вывод: количество света и тепла, приходящие на поверхность Земли, зависят от угла падения солнечных лучей на эту поверхность.
Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получает земная поверхность.
УЭ – 3 Цель: Смена времён года.
-
Рассмотреть, как влияет положение земной оси на смену времен года.
Земля движется по орбите вокруг Солнца, против часовой стрелки со скоростью около 30 км/с. Расстояние от солнца до Земли около 150 млн. км.
Орбита Земли – эллипс. Ось вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты под углом 60º 30´ и не меняется при движении нашей планеты по орбите.
При этом, то Северное, то Южное полушария оказываются обращёнными к Солнцу. Важнейшим следствием этого является смена времён года на Земле.
Времена года в Северном и Южном полушарии не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. И наоборот. |
УЭ – 4 Цель: Особенные дни года.
Смотрим видео «дни весеннего и осеннего равноденствия»
Сформировать представление о днях летнего и зимнего солнцестояниях, днях весеннего и осеннего равноденствия (Слайд № 4)
-
В дни весеннего и осеннего равноденствий, когда Земля пересекает небесный экватор, светораздельная линия проходит через оба полюса и день на всей планете всегда равен ночи.
Солнечные лучи в полдень всегда падают на экватор отвесно под прямым углом.
По мере удаления от экватора угол падения солнечных лучей уменьшается и на полюсах становится равным нулю.
Значит, и приток солнечного тепла в одном и том же месте на одной и той же широте в эти дни одинаков.
-
21 марта и 23 сентября называются днями весеннего осеннего равноденствия.
-
Солнце одинаково освещает и обогревает Северное и Южное полушария. Солнечные лучи в полдень падают отвесно на экватор и их угол падения равномерно уменьшается к полюсам.
-
День на всей Земле равен ночи, то есть 12 часам.
-
На Земле в это время переходные сезоны – весна и осень.
УЭ -5 Цель: отработка и закрепление знаний по изученному модулю (слайд № 7)
-
Основной этап деятельности - работа с текстом стр. 20-22
-
- Заполнение таблицы с помощью учителя.
Дата |
Схема Рис. 13, стр. 21 |
Северное полушарие |
Южное полушарие |
21 марта - день весеннего равноденствия |
|
-день равен ночи -солнце в зените над экватором -равномерно освещено -сезон года - весна |
-день равен ночи -солнце в зените над экватором -равномерно освещено - сезон года -осень |
23 сентября - день осеннего равноденствия |
|
Признаки те же -сезон года - осень |
-признаки те же -сезон года - весна |
22 июня – день летнего солнцестояния |
|
-солнце в зените над северным тропиком -северное полушарие освещено больше -наступило лето -22 июня самый длинный день в году -от 66,5с.ш. до 90 с.ш.- полярный день |
-меньше освещено солнцем -наступила зима -22 июня самый короткий день в году -от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш. полярная ночь |
22 декабря - день зимнего солнцестояния |
|
-меньше освещено солнцем -наступила зима -22 декабря самый короткий день в году -от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш. - полярная ночь |
-солнце в зените над южным тропиком -больше освещено солнцем -наступило лето -22 декабря самый длинный день в году -от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш.- полярный день |
-
Ответим на вопросы, используя таблицу!
Работа с презентацией слайды № 8 -11.
-
День зимнего солнцестояния
-
Солнце в зените над экватором
-
В северном полушарии за полярным кругом начался полярный день
-
По своей длительности день равен ночи
-
Солнце в зените над южным тропиком
-
В южном полушарии началось лето
-
Самый длинный день в году в северном полушарии
-
День весеннего равноденствия
-
Больше солнцем освещается южное полушарие
-
Одинаково освещается как северный, так и южный полюс
-
Солнце в зените над южным тропиком
-
День осеннего равноденствия
-
Какой сезон года в южном полушарии, если в северном осень?
Вывод: главное следствие орбитального движения – смена времён года, которая определяет сезонную ритмичность в природе. Она проявляется в изменении температуры воздуха; в жизни растений, животных, человека.
-
Благодаря орбитальному движению возникли полярный день и полярная ночь.
-
Вследствие орбитального движения Земли вокруг Солнца и наклона оси сформировались пояса освещённости, влияющие на живую и неживую природу.
УЭ -6 Цель: Закрепление.
-
Почему происходит смена времён года?
-
Каковы особенности земной орбиты в Солнечной системе? Орбита вытянута в виде смещенного эллипса и наклоне земной оси, что приводит к неравномерному нагреванию северного и Южного полушария.
-
Оценки.
УЭ – 7 Цель: Рефлексия
-
Не сразу усваивается положение солнца на 22 июня и 22декабря
-
Начинают понимать лучше, когда выполнят конкретные задания и делают выводы
-
На уроке много источников под руками, не успевают посмотреть, быстро открыть, записать
-
Высокий темп на уроке, не все способны работать в таком режиме.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Платонова Галина Николаевна
→ Публикатор 07.08.2021 0 3268 227 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы