Конспект урока географии "Времена года"; 6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ипатовская средняя общеобразовательная школа № 6

г. Ипатово Ставропольского края


 

Разработка урока по географии

6 класс

по теме «Времена года»


 

 

Автор: учитель географии,

высшая квалификационная категория

Платонова Галина Николаевна


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Ипатово, 2021


 

Урок по теме «Времена года»

Домашнее задание: § 3, знать термины стр. 23, отвечать на вопросы.

Цель урока: сформировать знания о взаимосвязи вращения Земли вокруг Солнца и наклона оси со сменой времен года в обоих полушариях.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть особенности распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли.

  2. Выяснить, как влияет форма Земли на распределение солнечного света и тепла.

  3. Рассмотреть, как влияет положение земной оси на смену времен года.

  4. Сформировать представление о временах года, днях летнего и зимнего солнцестояниях, днях весеннего и осеннего равноденствия.

  5. Продолжать формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты; цветные карандаши; фонарик; компьютер, электронный учебник, презентация.

Метод: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный

УЭ – 0 Цель: Актуализация знаний.

- Мысленно обогните земной шар по параллели 10°с.ш. Какие материки и океаны Вы пересечете?

- Определите географический объект по предложенному описанию:

10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Мирный» и «Восток» открыла остров. Координаты его 69° с.ш. и 91° з.д. Как он называется? В каком океане находится?

- В этой точке находится северная столица РФ – г. Санкт-Петербург. Определите географические координаты.

УЭ – 1 Цель: проверка знаний.

Практикум (работа в парах)

Задание:

  • Определить координаты и заполнить таблицу в контурной картой стр. 10 -11

 

Пункт

Широта

Пункт

Долгота

Пункт

Широта

Долгота

Точка А

 

Точка Г

 

точкаБ

 

 

Точка В

 

Точка Д

 

О. Шри-Ланка

 

 

Вашингтон

 

Москва

 

Пекин

 

 

Сантьяго

 

Каир

 

Сидней

 

 

Бразилиа

 

Якутск

 

Буэнос-Айрес

 

 

  • Проверка у доски и анализ результатов!

УЭ – 2 Изучение нового материала. Работа с презентацией (слайд № 1,2, 3)

  • Рассмотреть особенности распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли.

  • Сравним два факта:

Когда в России лето, в Австралии – зима.

 

Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной Америке – весна?

Какой вопрос у вас возникает?

 

 

Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима?

 

Какие у вас будут гипотезы?

Чем день отличается от ночи, а лето – от зимы?

Вспомните, что такое географические полюсы, экватор, земная ось?

 

1. Мы знаем, что Солнце источник света и тепла на Земле.

Распределение солнечного света и тепла не одинаковы.

Проводим опыт, с фонариком (стр. 18 – 19 учебник).

2. Какие территории на Земле больше всего получают тепло и свет?

Сделаем схему и краткую запись.

Гномон* - прибор, чтобы следить за движением Солнца по небу.

Теллурий* - подвижная модель Солнечной системы.

 

 

 

 

Вывод: количество света и тепла, приходящие на поверхность Земли, зависят от угла падения солнечных лучей на эту поверхность.

Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получает земная поверхность.

УЭ – 3 Цель: Смена времён года.

  • Рассмотреть, как влияет положение земной оси на смену времен года.

Земля движется по орбите вокруг Солнца, против часовой стрелки со скоростью около 30 км/с. Расстояние от солнца до Земли около 150 млн. км.

Орбита Земли – эллипс. Ось вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты под углом 60º 30´ и не меняется при движении нашей планеты по орбите.

При этом, то Северное, то Южное полушария оказываются обращёнными к Солнцу. Важнейшим следствием этого является смена времён года на Земле.

Времена года в Северном и Южном полушарии не совпадают.

Когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. И наоборот.

 

УЭ – 4 Цель: Особенные дни года.

Смотрим видео «дни весеннего и осеннего равноденствия»

Сформировать представление о днях летнего и зимнего солнцестояниях, днях весеннего и осеннего равноденствия (Слайд № 4)

  • В дни весеннего и осеннего равноденствий, когда Земля пересекает небесный экватор, светораздельная линия проходит через оба полюса и день на всей планете всегда равен ночи.

Солнечные лучи в полдень всегда падают на экватор отвесно под прямым углом.

По мере удаления от экватора угол падения солнечных лучей уменьшается и на полюсах становится равным нулю.

Значит, и приток солнечного тепла в одном и том же месте на одной и той же широте в эти дни одинаков.

  • 21 марта и 23 сентября называются днями весеннего осеннего равноденствия.

  • Солнце одинаково освещает и обогревает Северное и Южное полушария. Солнечные лучи в полдень падают отвесно на экватор и их угол падения равномерно уменьшается к полюсам.

  • День на всей Земле равен ночи, то есть 12 часам.

  • На Земле в это время переходные сезоны – весна и осень.

УЭ -5 Цель: отработка и закрепление знаний по изученному модулю (слайд № 7)

  • Основной этап деятельности - работа с текстом стр. 20-22

  1. - Заполнение таблицы с помощью учителя.

Дата

Схема

Рис. 13, стр. 21

Северное полушарие

Южное полушарие

21 марта - день весеннего равноденствия

 

-день равен ночи

-солнце в зените над экватором

-равномерно освещено

-сезон года - весна

-день равен ночи

-солнце в зените над экватором

-равномерно освещено

- сезон года -осень

23 сентября - день осеннего равноденствия

 

Признаки те же

-сезон года - осень

-признаки те же

-сезон года - весна

22 июня – день летнего солнцестояния

 

-солнце в зените над северным тропиком

-северное полушарие освещено больше

-наступило лето

-22 июня самый длинный день в году

-от 66,5с.ш. до 90 с.ш.- полярный день

-меньше освещено солнцем

-наступила зима

-22 июня самый короткий день в году

-от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш. полярная ночь

22 декабря - день зимнего солнцестояния

 

-меньше освещено солнцем

-наступила зима

-22 декабря самый короткий день в году

-от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш. - полярная ночь

-солнце в зените над южным тропиком

-больше освещено солнцем

-наступило лето

-22 декабря самый длинный день в году

-от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш.- полярный день

 

  1. Ответим на вопросы, используя таблицу!

Работа с презентацией слайды № 8 -11.

  1. День зимнего солнцестояния

  2. Солнце в зените над экватором

  3. В северном полушарии за полярным кругом начался полярный день

  4. По своей длительности день равен ночи

  5. Солнце в зените над южным тропиком

  6. В южном полушарии началось лето

  7. Самый длинный день в году в северном полушарии

  8. День весеннего равноденствия

  9. Больше солнцем освещается южное полушарие

  10. Одинаково освещается как северный, так и южный полюс

  11. Солнце в зените над южным тропиком

  12. День осеннего равноденствия

  13. Какой сезон года в южном полушарии, если в северном осень?

Вывод: главное следствие орбитального движения – смена времён года, которая определяет сезонную ритмичность в природе. Она проявляется в изменении температуры воздуха; в жизни растений, животных, человека.

  • Благодаря орбитальному движению возникли полярный день и полярная ночь.

  • Вследствие орбитального движения Земли вокруг Солнца и наклона оси сформировались пояса освещённости, влияющие на живую и неживую природу.

УЭ -6 Цель: Закрепление.

  1. Почему происходит смена времён года?

  2. Каковы особенности земной орбиты в Солнечной системе? Орбита вытянута в виде смещенного эллипса и наклоне земной оси, что приводит к неравномерному нагреванию северного и Южного полушария.

  3. Оценки.

УЭ – 7 Цель: Рефлексия

  • Не сразу усваивается положение солнца на 22 июня и 22декабря

  • Начинают понимать лучше, когда выполнят конкретные задания и делают выводы

  • На уроке много источников под руками, не успевают посмотреть, быстро открыть, записать

  • Высокий темп на уроке, не все способны работать в таком режиме.


Полный текст материала Конспект урока географии "Времена года"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Платонова Галина Николаевна  Публикатор
07.08.2021 0 3268 227

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК