Конспект урока географии "Экономическая характеристика Японии"; 11 класс


Экономическая характеристика Японии.

Цели урока:

Образовательные

  • усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, моделей экономического развития.

  • объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов.

  • оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР.

Развивающие:

  • Развивать умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации;

  • Объяснять причины и следствия «японского парадокса».

  • Прогнозировать развитие экономики Японии.

Воспитательные:

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Оборудование:

  1. Учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурные карты.

  2. Компьютер, презентация;

  3. ПКМ

УЭ – 0 Цель: актуализация знаний.

Домашнее задание: читать стр. Стр. 241 – 249

Зад. № 13 и № 14

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Название страны и состав территории.

  3. ЭГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

  4. Особенности населения. Демографическая политика.

  5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна-наоборот» или «Страной контрастов». И для этого есть все основания.

  • В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным, руль в машине с правой стороны.

О какой стране идёт речь? Вы догадались? Да, это Япония.

  • Что Вам известно о Японии?

Записали пять словосочетаний. Прочитаем. Спасибо.

  • Что мы знаем о Японии? И чего не знаем?

  • Что вы хотите узнать о Японии?

  • Почему Япония стала экономическим лидером?

(На первом этапе урока была поставлена учебная проблема).

УЭ – 1 Цель: Название страны и состав территории.

Девиз Японии: « Пусть электроника станет нефтью страны»


 

  • Информация: «Ямато» - путь гор, «Ниппон» ( Жи-бэнь) - страна восходящего солнца, только в Европе и России используется название Япония.

  • Древнее название страны – Ямато.

  • Япония – государство в Восточной Азии.

  • Япония – страна – архипелаг, расположенная на 4 –х крупных островах и на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане.

  • Учитель дополняет по названию островов:

Хоккайдо - остров северный, Сикоку – самый южный, Хонсю - большой

Кюсю, Рюкю - чудес полны. Мы сними познакомиться должны (вот такой синквейн)

Работа с картой:

  1. Покажите на карте, крупнейшие острова Японии

  2. Какие моря омывают Японию?

  3. Перечислите соседей.

  • Столица – Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.

УЭ- 2 Цель: влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония – древнее государство. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до 20 века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев.

Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией.

  • Без достаточных оснований предъявляет претензии к России на острова Курильской гряды:

Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

Япония входит в «большую восьмёрку», что говорит о её высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО.

  • Вывод: сформулируйте…..

Ученики анализируют благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП, делают вывод.

  1. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в МГРТ.

  2. Япония входит в состав организации АТЭС, ООН, МВФ.

  3. Развиты торговые связи с США, Великобританией, Францией, Германией, Канадой, Россией.

УЭ – 3 Цель: Особенности населения. Демографическая политика.

В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплочённый коллектив со строгим соподчинением членов-иерархий.

Даже при росте индивидуализма в послевоенной Японии одним из важнейших факторов её успеха долгое время оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья.

Под вишнями в цвету.

Кобаяси Исса

  • Семья, школа и компания – три основных звена в жизни каждого японца.

Традиционно в японской семье центральное место отводилось отношениям матери и её детей. Готовая на любые жертвы мать и благодарно помнящие о её жертвенности сыновья и дочери – типичное для Японии явление.

  • Население Японии – 127 млн. чел. Средняя плотность = 336 чел./км². Но фактически плотность выше.

  • Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

  • По государственному устройству – унитарное государство, здесь 46 префектур.

  • Подавляющая часть населения живёт в городах – 76%. В стране 200 больших городов; 12 из них города-миллионеры.

  • Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.

  • Занятия по планированию семьи проводятся в старших классах.

  • Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.

  • Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000; в США – 8 на 1000; в России – 18 на 1000) и с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины- 76 лет, женщины – 82 года).

Для сравнения: в России женщины – 72 года, мужчины – 62 года.

  • Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства.

К поступлению в университет старшеклассники готовятся очень серьёзно: «будешь спать 4 часа, в университет поступишь; будешь спать 5 часов – провалишься» - бытует в Японии поговорка.

УЭ – 4 Цель: Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Природа на Японских островах жестока. Часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны.

Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая риса и овощей в год. Леса занимают 2/3 территории страны.

Порожистые и короткие реки Японии- источники гидроэнергии и воды для орошения полей.

Фауна Японского моря богата и разнообразна.

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня-сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один день, один день набухают почки, за один день цветки облетают.

УЭ – 5 Цель: В чём смысл «японского чуда»?

Я предлагаю сравнить несколько факторов. Или решить частную проблему.

Сравним Россию и Японию по нескольким пунктам.

1) Россия после второй мировой войны?

2) Площадь, территория, полезные ископаемые, природные ресурсы?

3) Россия в 1991-1998 года? И что мы имеем относительно Японии: качество жизни, продолжительность жизни, образование, наука?

  1. Япония полуфеодальная, разорённая страна после 2 –ой мировой войны.

  2. Стала экономическим лидером. Почему?

  • Причины экономического чуда: экономическая политика;

  • В Японии создана уникальная система образования;

! Хорошее образование ведёт к развитию науки.

  • Трудолюбие;

  • Заимствование технологий;

  • Очень низкая заработная плата;

  • Самый продолжительный рабочий день.

  • Так что же вас удивило?

  • Какой вам хочется задать вопрос?

  • Как вы думаете?

  • Какие ваши гипотезы?

  • Чего нет у русских?

  • Почему у нас продолжается экономический кризис?

?Как обосновать данный тезис « Японская электронная промышленность настолько сильна, что может позволить себе бросить вызов американской электронной промышленности на её собственной территории»?

Достижения НТР в Японии.

Тихо, тихо ползи,

улитка, по склону Фудзи,

вверх, до самых высот!

Кобаяси Исса

На протяжении столетий хозяйственный уклад Японии менялся очень медленно, основываясь, на высокой культуре поливного рисоводства. Однако во второй половине 20 века японская экономика напоминает уже не старательную, но тихоходную улитку, а ракету, рвавшую «вверх до самых высот».

Послевоенные успехи страны были восприняты во всем мире сначала как «Японское чудо», «японский вызов» и только потом заговорили о «неких уроках» для Запада.

Гордостью японского государства являются семь сверхскоростных железнодорожных линий – синкансэн, на которых экспрессы развивают скорость до 300 км/ч.

Япония располагает десятками крупных морских портов, важнейший – Йокогама.

Японская денежная единица – йена является одной из основных валют мира. Сама же Япония – крупнейший в мире кредитор.

Финансовая система Японии, информационное обслуживание, транспорт, внешняя и внутренняя торговля соответствует её статусу экономической сверхдержавы и лидера НТП.


 

Какие новые конкуренты Японии в электронном машиностроении все сильнее заявляют о себе в последние годы?

УЭ – 6 Цель: Закрепление.

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы им позавидовать.

  1. Кто же они, японцы?

  2. Почему у японцев такой девиз : « Пусть электроника станет нефтью страны»?

  3. Что ими движет?

  4. Почему японцы живут долго?

  1. Все продукты в магазинах наисвежайшие.

  2. Само отношение к жизни. Японцы ценят жизнь и берегут природу.

  3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

  4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашён лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом каждого японца.

  5. Гигиена. Носить гигиенические повязки учат уже в детском саду.

  1. В настоящее время Японию чаще называют экономической сверх державой. Согласны ли вы? Докажите.

Современная Япония ориентируется на высокотехнологичные, т.е. использующие новейшие достижения науки, производства. Япония лидирует в производстве станков с числовым управлением, микропроцессоров, электроники, роботехники, в кораблестроении, производстве стали, цемента, синтетического каучука и пластмасс. Мир покорили экономные, дешёвые и удобные японские легковые автомобили, фотоаппараты, телевизоры и прочая бытовая электроника. Крупные японские компании создают свои филиалы во многих странах мира, завоёвывая рынки.

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

Поиск решения:

  1. Извлекать знания из текста учебника и составлять ОК

  2. Задания группам.

3. Работа с заданием лингвистического характера

Подбери русский эквивалент японским пословицам:

- Сын лягушки - лягушка

- Трое - бога мудрости стоят

- И обезьяна, с дерева падает

- Если камень не шлифовать, то не будет сияния.

Дискуссия: Как решить проблему Северных территорий для Японии?

Культура народа, язык, традиции – основа процветания нации. Как оказывается похожи по смыслу русские и японские пословицы.

  1. Религия Японии столь необычна, как и страна.

  2. Место Японии в мировой экономике.

  3. Домашнее задание: ( Учебник Максаковского) зад №11, 13 (по желанию); придумать вопросы для программы к барьеру по теме «Япония» ( выбор учащихся).

  4. Выявить географическую специфику одного из регионов мирового хозяйства; рассмотреть японскую модель развития экономики; продолжить знакомство с традициями и культурой восточного соседа России.


 


Полный текст материала Конспект урока географии "Экономическая характеристика Японии"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Платонова Галина Николаевна  Публикатор
11.08.2021 0 1847 199

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК