Презентация "Роль карты в преподавании географии в современной школе"


Слайд 1
Мастер - класс на тему: РОЛЬ КАРТЫ "Работа с разными видами карт В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ на уроках географии". В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Романова А. Н. учитель географии МБОУ «Средняя школа № 2 им Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области 27.08.2019 Фат филиал МОУ С в с.
Слайд 2
Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимает карта. «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии». (А. А. Половинкин.) Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее составной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую необходимую информацию. Причем, в отличие от книг и других источников информации, карта «рассказывает» быстрее, точнее, лаконичнее и нагляднее. Если обратиться к истории развития человеческого общества, то есть факты утверждающие, что карты, как источник передачи информации появились раньше письменности. Сама потребность человека создавать такой источник хранения и передачи информации говорит об особенностях человеческого сознания, которые присущи и современным людям, что во многом определяет дидактические функции карты как средства обучения.
Слайд 3
Простейшие картографические рисунки, по-видимому, были известны уже в условиях первобытного общества. Древнейшие картографические изображения, уцелевшие до настоящего времени, принадлежат народам Древнего Востока (Вавилон, Египет) и Китая. При рабовладельческом строе картография достигла наивысших успехов в античное время. Греческие учёные создали первые географические карты, построенные в картографической проекции с учётом шарообразности Земли. В средние века расцвет мореплавания (в связи с великими географическими открытиями, колонизацией Америки, торговлей с Ост -Индией и Китаем) и вызванные этим потребности навигации привели к созданию множества морских карт. Развитие картографии в эту эпоху диктовалось и образованием крупных феодально-абсолютистских государств, нуждавшихся в достоверных географических карт для управления обширными территориями. В 19 в. получили широкое распространение военно-топографические съёмки для создания подробных карт местности: топографические карты облегчали управление войсками и позволяли при боевых действиях лучше учитывать неудобства и использовать выгоды местности; позднее эти карты оказались незаменимыми при инженерных изысканиях и проектировании.
Слайд 4
Значение географической карты «Карты – это не только научный документ, они ещё и составной элемент культуры человечества, во все века развитие картографии совпадало с эпохами возрождения наук и искусств. И в наши дни картографическая грамотность – один из показателей общей культуры человека».
Слайд 5
Выдающийся ученый Н.Н. Баранский говорил, что одна карта может заменить много страниц текста, считал её одним из основных средств географического исследования. Но успех в использовании карт во многом зависеть и от методов работы учителя, от того в какой мере он сформирует у учащихся желание обращаться к карте, умение читать и понимать её.
Слайд 6
«Карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара». Н.Н.Баранский
Слайд 7
Преимущества карты: 1. Объект изучения. 2. Источник знаний. 3. Средство обучения. 4. Универсальный объект.
Слайд 8
Карты, как средство научного исследования не только дают наглядную картину размещения явлений, но также позволяют находить закономерности этого размещения. Географические карты незаменимы для изучения пространственных взаимосвязей и развития явлений и, следовательно, могут быть средством прогноза. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности размещения. Наглядность, благодаря чему заключенная в ней информация воспринимается нашим зрением целиком. Значение этого факта проявляется прежде всего в быстром способе передачи информации.
Слайд 9
Возможность единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей Географический язык многонационален. В знаках на карте фиксируются и выражаются так же и абстрактные, понятийные образы, отображаются обобщенные, типичные свойства и признаки объектов, а так же представления о невидимых и вообще чувственно не воспринимаемых объектах, выделяемых из действительности лишь с помощью мышления. Карта позволяет сделать сложную по происхождению понятийную информацию более конкретно – чувственно воспринимаемой. Самым специфичным свойством карты является то, что отображение размещение предметов на ней неразрывно связано с характеристикой их состояния и изменения, то есть качественных, количественных, динамических свойств.
Слайд 10
Понимать карту – значит усвоить главные свойства такого достаточно сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время карты. Основы понимания карты связаны с изучением тему «План и карта», знакомством с языком карты, понимание сущности и свойств географических карт, знанием их разновидностей. При этом закладываются умения пользоваться картами.
Слайд 11
Читать карту – значит распознавать географическую действительность по её изображению на карте. Так, изучая по карте населенный пункт, ученик узнает по форме и размеру букв и другим особенностям - о типе и административном значении населенного пункта. Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания её умственного образа, устной или письменной характеристики. Причем чтение карты может быть простым и сложным. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты, а сложное установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение полученных из карты сведений, высказывание собственных суждений о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных.
Слайд 12
Знать карту - значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсах географии. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать её понимание, а затем и многократные упражнения в чтении. Любому виду использования карт должно предшествовать знакомство с нею, сначала общее, а затем более углубленное. Первое логично назвать представлением карты, а второе – её анализом.
Слайд 13
На выходе из школы мы видим у выпускников слабый навык «чтения» тематических, комплексных карт как источника физикогеографической и экономогеографической информации, как источника мыслительно-аналитической деятельности, способной привести учащихся к нужным обобщениям и выводам через картографический материал. Незнание карты влечет за собой целую цепочку пробелов и затруднений в ответах: - непонимание современной типологии стран и соответствующих критериев, характерных для различных типологических групп, в том числе региональных; - узость информационного кругозора, отсутствие связи с современной политической и экономической жизнью стран мира, Росси и регионов;
Слайд 14
-неумение использовать знания из « Общей характеристики мира», «Общей характеристики хозяйства России» в изучении региональных территорий, словом, от общего никак не научаться наши питомцы, переходить к частному и наоборот. Все скромные запасы знаний лежат на разрозненных отдаленных полочках, а объединить их может только знание карты; - географический ответ требует умения владеть соответствующими терминами, понятиями, но это умение становиться редкостью, так как оторвано от карты; - речь, многих учащихся слабо развита. Это общий пробел школ в формировании коммуникативных умений и навыков; - нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Если бы мы помогли ученикам понять эту простую истину, научили бы их «разговаривать» с картой как с добрым и мудрым собеседником, она наградила бы юного друга языком свободной уверенной мысли, а значит и грамотной речи во всех коммуникативных вариантах: монолог, диалог, дискуссия, вопросы к себе и товарищам, а « что если…» и т.д.
Слайд 15
Чтобы исправить данные пробелы необходимо создавать главную педагогическую технологию учителя географии - технологию работы с картой. Основные этапы обучения работы с картой в процессе изучения географии в школе, на мой взгляд, таковы: 6 класс – базовая карта – карта полушарий; изучение общих географических закономерностей и, параллельно, формирование навыков работы с тематическими картами; например, по теме «Литосфера» изучается физическая карта мира, по теме «Гидросфера» - карта Мирового океана.
Слайд 16
7 класс – базовая карта – карта материков и океанов В 1части идёт изучение общих географических закономерностей на более высоком уровне, чем в 6 классе, и закрепление навыков работы с географическими картами, количество которых увеличивается. Например, по теме «Литосфера» идёт знакомство с тектонической картой, которая сопоставляется с физической и выявляются общие закономерности развития твёрдой оболочки Земли; по теме «Гидросфера» изучается карта течений в Мировом океане, которая позже сопоставляется с климатической картой и выявляются общие закономерности формирования климата и т. д. Таким образом, во 2 части, когда мы подходим к изучению материков, дети, пока с помощью учителя и учебника, но, главным образом, по тематическим картам, дают физико-географическую характеристику материков и океанов. Учащимся даются различные творческие задания которые дают возможность как можно больше узнать о методах работы с картой, например при изучении материков, школьники оформляют папку, в которой помимо общих сведений о материке вкладываются карты различной тематики – это своеобразный конспект урока, который составляется учащимися в ходе изучения всех аспектов материка. Такая форма работы еще раз дает возможность хорошо усвоить пройденный материал.
Слайд 17
8 класс – базовая карта – карта России – осуществляется работа с различными тематическими картами. Большая часть практических работ требует анализа карты и учащимся это удается т.к. они уже хорошо усвоили приемы и методы работы с ней. Появляются комплексные карты , которые требуют более четкого анализа. При комплексном описании географических объектов учащиеся используют карты различной тематики и выясняют причинно-следственную связь между географическими особенностями, что дает школьникам разобраться во взаимосвязях между компонентами природы. Для закрепления номенклатуры даются задания карточки, не исключена работа с контурной картой, при выявлении крупных природных комплексов учащиеся работают с калькой т. к. при закреплении и выявлении данных объектов используется метод наложения карт.
Слайд 18
9 класс – базовая карта – экономическая карта России . Если в 8 классе речь шла о физических особенностях страны, то в 9 классе учащимся приходиться знакомится знакомиться с легендой карты экономической благодаря которой осуществляется изучение отраслей хозяйства по представленным географическим картам атласа, анализ экономического роста страны при помощи используемых карт т.е. ученики используют карты отраслей хозяйства при своих ответах на уроках, по мимо этого они выявляют факторы размещения отдельных предприятий, определяют позиции лидирующих районов, составляют диаграммы и таблицы по представленным картам и многое другое. При комплексном изучении экономических районов затрагиваются физико-географические стороны : задача школьников усложняется методом наложения выявляются природные особенности и в тоже время хозяйственное оснащение объекта. Такой принцип практической деятельности дает возможность вспомнить пройденный материал.
Слайд 19
10-11 класс - базовая карта- экономическая и социальная география мира – работа в основном направлена на «обратную связь» т.е. когда учитель дает информацию, а учащиеся обрабатывают ее и наносят в карты составляя свою легенду.
Слайд 20
«Сегодня картографическая грамотность перестала быть прерогативой научного работника, она становиться необходимой каждому человеку в повседневном быту: дипломату и туристу, читателю газет и телевизионному зрителю. Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная». А.М. Берлянт
Слайд 21
Спасибо за внимание

Полный текст материала Презентация "Роль карты в преподавании географии в современной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Алла Николаевна  h1104
03.03.2022 0 1574 141

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК