Конспект урока географии "Атмосферное давление"; 6 класс
Методическая разработка на тему: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».
Работу выполнила Романова Алла Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева» г. Гагарин, Смоленской области.
Предмет «География»
Тема урока: «Атмосферное давление» 6 класс
Тип урока комбинированный
Цель урока:
Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой; устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры; определять и рассчитывать атмосферное давление; работать с тематическими картами; измерять атмосферное давление с помощью барометра.
На метапредметном уровне
Познавательные. Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель в процессе деятельности; выдвигать гипотезы; планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные. Излагать свое мнение, аргументируя его, выдвигая контраргументы в дискуссии; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, его влияния на здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения атмосферного давления.
Методы обучения словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Технологии обучения интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение.
Формы организации познавательной деятельности учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основные образовательные идеи атмосферное давление, изменение атмосферного давления, причины изменения, Э. Торричелли, барометр, решение практических задач.
Основные понятия атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид,
Средства обучения Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс / М: Русское слово, 2016.
Раздаточный материал – описание опытов, проблемные и практические задачи
Барометр-анероид.
Оборудование для проведения опытов.
Мультимедиа, компьютер, презентация «Атмосферное давление».
Этапы урока. |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Организационный этап |
Включить обучающихся в учебную деятельность. |
Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. Деление класса на разноуровневые группы по 4 человека (6 групп). |
Настраиваются на урок. УУД: 1. Самоопределение 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 3. Смыслообразование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. |
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. |
Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. Проверка выполнения домашнего задания проводится в устной форме устного ответа. Каждая группа сама выбирает уровень сложности вопроса (разноуровневые вопросы в домашнем параграфе по теме «Температура воздуха»). За правильный ответ на вопрос из рубрики «Проверим знания» оценивается в 1 балл. Рубрики «А теперь более сложные вопросы» и «От теории к практике» - 2 балла. У каждого на столе есть оценочный лист, в который ученики вносят свои результаты по разным видам деятельности на уроке.
|
Слушают информацию о порядке проверки знаний по предыдущей теме. Группы по очереди выбирают вопрос для ответа и отвечают на него (учебник стр. 111-112). Заполняют оценочный лист. УУД: 1. Освоение социальных норм и правил поведения 2. Осуществлять самоконтроль 3. Умение слушать и вступать в диалог. 4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности. 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап актуализации знаний. Мотивация.
|
Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. |
Проведение опытов в группах. -Ребята, у вас на столах находится оборудование для проведения опытов. Инструкция по проведению опыта у вас в раздаточных материалах
1. Оборудование: длинная линейка, стол, газетный лист. Процесс: -положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола; -четыре раза сложит газетный лист; -положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки; -пальцем стукните по свисающему концу линейки; -посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета; -разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки; -посмотрите, что случится с линейкой и газетой. 2. Оборудование: одна сырая картофелина, две соломинки для коктейлей. Процесс: -положите картофелину на стол; -возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая отверстия вверху. -поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины; -резким движением воткните соломинку в картофелину; -возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху; -снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину; -зафиксируйте, что произойдет. 3. Оборудование: стакан, вода, лист бумаги. Процесс: -налейте в стакан воды; -накройте стакан с водой листом бумаги; -переверните аккуратно стакан, придерживая лист; -уберите руку от листа; -зафиксируйте, что произойдет. 4.Оборудование: воронка, вода, лист бумаги. Процесс: -налейте в воронку воду, предварительно закрыв пальцем узкое отверстие воронки; -накройте воронку с водой листом бумаги; -переверните аккуратно воронку, придерживая лист; -уберите руку от листа; -зафиксируйте, что произойдет; -уберите палец, который закрывал узкое отверстие воронки; -зафиксируйте, что произойдет. 5.Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка. Процесс: -закрепляете два одинаково надутых шарика на стержне; -уравновешиваете их; -иголкой прокалываете один из шариков и выпускаете воздух; -зафиксировать, что произойдет. 6.Оборудование: 2 стакана, бумажное кольцо диаметром со стакан, свеча, спички. Процесс: -в первый стакан поставьте зажжённую свечу; -сверху положите на него бумажное кольцо, смоченное в воде; -накройте первый стакан вторым стаканом и слегка надавите; -дождитесь, когда свеча потухнет; -начните поднимать верхний стакан; -зафиксируйте, что произойдет.
Каждая группа проводит свой опыт и записывает его результат в тетрадь, пытается объяснить причины увиденного. Время для работы – 3 минуты. Заслушиваем результаты исследовательской работы. А теперь. ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изучать? Как сформулируем тему урока? Какую цель вы поставите перед собой? Какие задачи необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели? -Итак, тема урока «Атмосферное давление». -Молодцы, хорошо поработали.
|
Группы проделывают опыты, записывают результат в тетрадь.
Представители групп озвучивают результаты своего опыта, идёт обсуждение проделанной работы, приводятся объяснения причин, делаются выводы. Дают ответ на вопрос. Включаются в диалог, формулируют тему урока, цель и задачи. Записывают тему в тетрадь.
УУД: 1. Выполнение пробного учебного действия 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели 5. Планирование 6. Осуществлять самоконтроль 7. Определять свое отношение к природной среде |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий.
Постановка проблемного вопроса.
|
Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал.
Группы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение познавательной цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления
|
-Как вы понимаете слово «давление»? – происходит от глагола «давить» - означает нажим, напор, приложение сжимающего усилия к чему-либо. - А сейчас формулируем определение понятию «атмосферное давление» по известной вам схеме. Обобщает высказывания учеников и формулирует определение понятию. Понятие Атмосферное давление Что такое? сила воздуха Существенные признаки с которой он давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
-Ребята, а сколько весит воздух? -Для ответа на этот вопрос откройте учебник на стр. 114 и найдите в тексте информацию о том, с какой силой воздух давит на 1 см.2? -Ребята, представляете, на вас сейчас давит воздух весом, примерно, 15 тонн. Вы это ощущаете? А почему? Если учащиеся не дают правильного ответа на вопрос, то ответ будет отсрочен до следующего урока, т.к. учащимся будет предложено найти ответ самим.
-Сейчас каждый участник группы будет самостоятельно работать по индивидуальному заданию по новой теме. Время на работу – 3 минуты. -Далее пройдет совет экспертов (отдельно собираются участники групп, работавшие по одинаковому заданию). Время работы – 5 минут. -Затем все эксперты возвращаются в свои группы и обучают членов группы той части нового материала, которую изучили сами и обсудили на совете экспертов. Время работы – 10 минут. -По итогам работы в группах будет проведена проверка на знание и понимание нового материала всеми участниками группы на оценку. Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде, при необходимости делать записи в тетради. -Всем приступить к выполнению заданий. -Не забывайте проводить самооценку и заполнять оценочный лист. Организует работу учащихся в группах, для этого учебный материал разбит на 4 смысловых блока (атмосферное давление, изменение атмосферного давления, барометр и измерение атмосферного давления, расчёт изменения атмосферного давления с высотой). Контролирует время выполнения заданий. После совета экспертов предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Двигаться мы очень любим! Шею влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера. Это, правда, шагай смело. В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Также есть и кислород, Делай влево поворот. Воздух обладает массой, Мы попрыгаем по классу. Чем выше вверх, (руки поднимают вверх) Тем воздух реже. (машут руками) И давление там ниже (приседают). Нарисовали носом 760, Сели за парты работать опять. -Молодцы, разминка закончена. Начинаем закреплять полученные знания и умения.
|
Рассуждают, высказывают свои предположения. Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «атмосферное давление» по предложенной схеме. Записывают определение понятию в тетрадь.
Размышляют, предполагают. Открывают учебник и находят ответ на вопрос. Включаются в диалог с учителем, размышляют, испытывают интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний для решения проблемного задания. Слушают информацию о порядке работы в группах. Рассуждают, высказывают свои предположения. Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «атмосферное давление» по предложенной схеме. Записывают определение понятию в тетрадь
Размышляют, предполагают. Открывают учебник и находят ответ на вопрос. Включаются в диалог с учителем, размышляют, испытывают интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний для решения проблемного задания. Слушают информацию о порядке работы в группах. Начинают выполнять индивидуальное задание: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы. Далее проходит «совет экспертов». Эксперты после совета возвращаются в группы и начинаются обучать своих партнеров своему фрагменту нового материала. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. Заполняют оценочный лист. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. Размышляют, предполагают. Открывают учебник и находят ответ на вопрос. Включаются в диалог с учителем, размышляют, испытывают интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний для решения проблемного задания. Слушают информацию о порядке работы в группах. Начинают выполнять индивидуальное задание: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы. Далее проходит «совет экспертов». Эксперты после совета возвращаются в группы и начинаются обучать своих партнеров своему фрагменту нового материала. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. Заполняют оценочный лист. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. УУД:
1.Структурирование знаний 2. Анализ, обобщение 3. Установление причинно−следственных связей 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство 5. Осознание ответственности за общее дело 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 8. Формулирование и аргументация своего мнения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. |
Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала. |
Организует проверку новых знаний через решение проблемных и практических задач. -Ребята, каждой группе будет предложено 1 задание: проблемный вопрос или задача на расчёт изменения атмосферного давления с высотой Время для работы – 2-3 минуты. Затем проверка результатов работы. Задания: -Объясните, почему В Новосибирске атмосферное давление постоянно изменяется, хотя высота над уровнем моря остается неизменной? -Вы отдыхаете летом в лагере, который находится в лесу. На речку купаться вы идете через луг. Где атмосферное давление будет выше- над лесом или лугом? Почему? -На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление? -Почему над разными территориями земной поверхности атмосферное давление неодинаково? -Атмосферное давление на вершине горы, в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 700 мм. рт. ст. Определите относительную высоту точки А (в метрах), если известно, что атмосферное давление в точке Б у подножия горы составляет 750 мм. рт. ст.
Рубрика «Это интересно»: -Самое высокое атмосферное давление зарегистрировано в России, в сибирском г. Туруханске — около 816 мм рт. ст. -Самое низкое давление атмосферы зафиксировано в районе Японии во время прохождения урагана «Нэнси» — около 641 мм рт. ст. -Изменение атмосферного давления – первый признак изменения погоды. Изменение атмосферного давления влияет на здоровье человека (метеочувствительные люди). -По итогам проверки заполните оценочный лист. |
Заполняют оценочный лист.
УУД: 1. Осознание ответственности за общее дело 2. Осознание качества и уровня усвоения 3. Осуществлять самоконтроль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап рефлексии |
Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.
Дать оценку и анализ успешности достижения цели. |
Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Приём «Рефлексивная таблица».
Ребята, а где и как можно применять полученные знания?
|
Заполняют рефлексивную таблицу. Проводят самооценку Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал
УУД: 1. Рефлексия способов и условий действия 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности 3. Самооценка 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Этап информации о домашнем задании. |
Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания |
§17, выучить определение понятию «атмосферное давление», устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), решить задачу в учебнике на стр.118, ответить на вопрос: почему человек не ощущает давления воздуха. По желанию (на выбор): 1. Изготовить самодельный барометр и проверить его в действии. Как с помощью барометра можно предсказать изменение погоды? 2. Проект «У людей есть интерес, к тому, что воздух имеет вес». |
Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают вопросы по выполнению д/з. УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания 2. Самоконтроль 3. Формирование качеств самообразования 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Алла Николаевна
→ h1104 03.03.2022 0 1636 146 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы