Конспект урока географии "Вулканы"; 6 класс


Разработка урока «Вулканы» 6 класс.

 

Работу выполнила  Лузина Марина Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ №4, г. Оленегорск Мурманской области.

 

Тема урока

«Вулканы». Программа Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2018

Урок «Вулканы» текущий, устанавливает взаимосвязь процессов, происходящих в недрах Земли и их проявление на поверхности, что позволяет сформировать понятия единой оболочки планеты.

Целевая аудитория

Учащиеся 6 классов

Цели занятия (дидактические)

Образовательная:

Сформировать представление о вулканах (строение, причины извержения, последствия, виды).

  • Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

  • Обучение рефлексии учебной деятельности.

Развивающая:

  • Развитие мышления, внимания, у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления;

Отработать умения преобразования информации из одного вида в другой;

  • Отработать умения представлять результат своего учебного труда.

Воспитательная:

Воспитывать культуру общения;

Продолжать воспитывать любознательность, взаимовыручку, взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению.


 

 

Развитие критического мышления. Продолжить развитие умение ставить цели и задачи на уроке, планировать процесс реализации поставленных задач.

Развитие умений организовывать процесс оценивания и контроля учебной деятельности

Продолжить развитие умений слушать. Грамотно строить речь формулировать понятия аргументировать свою позицию в решении учебных задач, сотрудничать в групповой форме

Развитие познавательных процессов как обобщение классификация сравнение развитие умений работать с текстом, выделять текстовые смыслы.

Знать и объяснять строения вулкана, причины вулканизма и образования гейзеров, определять положение крупных вулканов и Тихоокеанского огненного кольца.

 

 

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (работа в парах, группе).

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других (по ходу урока);

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Познавательные УУД:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Давать определения терминам, понятиям урока. Называть составные части вулкана, определять типы вулканов, Показывать вулканы на физической карте.

 

Основные понятия

Сейсмические пояса, очаг, магма, лава ядро, обсидиан, вулкан, кратер, гейзер.

Педагогические технологии

Технология критического мышления

Организация пространства

 

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

 

 

Индивидуальная, парная и групповая.

Репродукция картины «Гибель Помпеи», дополнительные тексты к анализу по теме «Вулканы»

 

 

Этапы урока

 

 

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодействия

Средства реализации задачи

1-й этап Вызов

 

Актуализировать имеющиеся знания/опыт у учащихся

 

Дорогие ребята сегодня мы будем изучать природный объект.

Перед вами картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Историк и писатель Плиний Младший был свидетелем катастрофы и оставил нам описание этой трагедии. Это описание глубоко взволновало К.П.Брюллова. На этой картине он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Громадное полотно длинной 641 см и высотой 455 см и сейчас производит сильное впечатление. Это произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни. Страшная катастрофа уничтожила богатейший древнеримский город Помпеи, а кроме него и 8 других городов.

О какой катастрофе шла речь? Выскажите свои предположения о названии темы нашего урока.

Слушают учителя, высказывают свое мнение, слушают мнения одноклассников

Анализируют информацию, определяют тему урока.

 

Фронтально

 

 

Картина Карла Брюлова «Последний день Помпеи»

Вызвать интерес к теме/проблеме, мотивировать учащихся к учебной деятельности

 

Что вы знаете о вулкане? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Заполните, пожалуйста 1 колонку таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал».

Учитель предлагает обучающимся высказать свои идеи.

Все высказывания записывает на доске.

Таблицу «Знаю-Хочу узнать -Узнал»

Обучающиеся заполняют первую колонку все, что знают о вулканах, используя только ключевые слова. Потом обмениваются информацией в парах, дополняют или отбрасывают лишнее.

Индивидуально, в парах

Прием «ЗХУ»

Определить цели самостоятельного изучения информации

 

Подумайте, что вы хотели бы узнать о вулканах, какие цели и задачи вы хотели бы решить на нашем уроке? Заполните, пожалуйста 2 колонку таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал».

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цель и задачи нашего урока.

Предлагаю вам сегодня на уроке из предложенного перечня задач урока, выбирать, то, что вас наиболее заинтересовало. Учитель озвучивает учебные задачи, они расположены на доске.

 

Заполняют 2 колонку таблицы «Знаю-Хочу узнать -Узнал.

Обучающиеся формируют цели урока.

Обучающиеся осмысливают и выбирают для себя привлекательную учебную задачу. После этого они подходят к доске и снимают надпись. Каждая учебная задача в четырех вариантах, этот прием помогает разделить учащихся на группы.

1. Установить соответствие между понятием и определением понятия по теме «Вулканы».

2. Составить словарь слов продуктов извержения вулкана.

3. Составить схему (кластер) по теме вулканы.

4. Установить причины извержения вулкана и воздействие его извержения на окружающую среду.

5. Последствия извержения вулканов и значение вулканов.

6. Изучить месторасположения крупных вулканов на территории Земли.

Индивидуально

Прием «ЗХУ»

2-й этап Осмысление содержания

Получить и осмыслить новую информацию

 

И так, задачи на урок выбраны, следующий этап урока – это проработка содержания темы. Сейчас вы, получаете индивидуальный пакет-задание для проработки темы. Сегодня вы, главное, действующее лицо урока, а учитель находится в роли консультанта. На выполнение задания вам отводится … минут.

Учитель контролирует ход работы и помогает учащимся по мере необходимости.

Как вы думаете, в какой последовательности необходимо выступить группам с результатами заданий?

Я прошу вас сейчас выступить с результатом своей работы перед одноклассниками.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы

Выбирают наиболее эффективные пути решения поставленных перед ними задач.

Знакомятся с фрагментами текста.

Анализируют, преобразуют полученную информацию.

Определяют порядок выступлений.

После этого ребята выступают в определенной последовательности перед всем классом.

 

В группах

Метод «У каждого свое»

Цели и задачи метода: каждая группа прорабатывает отдельную задачу урока.

3-й этап Рефлексия

Соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями

 

Скажите пожалуйста, есть ли у кого-то вопросы, на которые вы не получили ответы в ходе сегодняшнего урока?

После выступления учитель обсуждает, что интересного или нового они узнали по данной теме.

Предлагаю вам ребята заполнить 3 колонку в таблице «ЗХУ».

Соотносят это с тем, какие ключевые слова вы выдвинули до чтения по теме.

Предлагаю вернуться к записям на доске, которые выписали в начале урока.

Вносят изменения, делают дополнения, исправляют ошибки.

Систематизируют информацию, с которой они познакомились в ходе урока.

Заполняют 3 колонку в таблице «ЗХУ».

Таким образом у учащихся по окончании работы складывается общая картина "знаний" по теме: "Вулканы".

 

 

Индивидуально

Прием «ЗХУ»

Обобщить, выразить мнение по поводу полученной информации

 

Ребята вам необходимо составить синквейн по теме сегодняшнего урока.

Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Составляют синквейн

В парах

Прием «Синквейн»

Побудить к дальнейшему расширению информационного поля

 

Повторить параграф 15 Выполнить домашнее задание на выбор:

  1. - Составить кроссворд по пройденной теме

  2. - Составить ребусы по пройденной теме

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Задание: установить соответствие между понятием и определением понятия по теме «Вулканы».

Количество обучающихся занятых в работе: 4 человека.

Ход работы:

1. Прочитать заданные определения для понятий темы «Вулканы».

2. К заданным определениям записать предложенные понятия.

3. Установленную запись между понятием и определением проверить по словарю терминов.

4. Выполненное задание зафиксировать на формате А-3.

 

1. Земная кора.

2. Расплавленная огненная масса, образующаяся в глубинах земной коры и насыщенная парами воды и газами.

3. Конусообразная, куполовидная иди иной формы гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение.

4. Вулканическая порода, обычно, черного цвета.

5. Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава.

6. Магма, излившаяся из кратера вулкана или из трещин в земной коре на поверхность.

7. Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.

8. Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией.

( Литосфера, ядро, магма, обсидиан, вулкан, кратер, гейзер, лава).

 

 

 

 

 

 

Задание: составьте словарь слов продуктов извержения вулкана.

Ход работы: 1. Прочитать внимательно предложенный текст. 2. Выписать слова на формат А-3 какие продукты извержения вулканов перечислены в сообщении 3. Каждому продукту дать объяснение, используя словарь терминов.

Текст: Большинство вулканов имеет вид отдельно стоящей горы конической формы. Вулканические горы сложены продуктами извержений. При извержении через кратер вулкана на земную поверхность поступают продукты вулканических извержений. Это могут быть газы: водяной пар(до 95%), сероводород и углекислый газ. Их температура может быть от 50° -1000° С. Над вулканом нередко поднимается дым. Он состоит из мельчайших частиц горных пород, которые под напором газов отрываются от лавы. Во время извержений выбрасывается вулканический пепел. Это частицы горных пород размером менее 2 мм. Он осыпает склоны вулкана и окружающую местность. При сильных извержениях слой выпадающего пепла может достигнуть толщиной несколько метров. Разные по форме обломки размером более 7 см называют вулканическими бомбами. Они вылетают из жерла в расплавленном состоянии и, пролетев сотни метров, остывают и падают уже достаточно твердыми. Поднимающаяся к поверхности магма постепенно теряет содержащиеся в ней газы, и ее называют лавой. Она заполняет кратер, вытекает из него и образует лавовые потоки. Температура лавы может достигать 1250° С. Обычно огненный лавовый поток течет со скоростью 300-500м в час. Если лава очень жидкая, она перемещается быстрее – на несколько километров в час. Лавовая река может иметь ширину в десятки метров, толщину до 20 м и достигает в длину 10-15 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: составить схему (кластер) по теме вулканы.

Набор слов: вулканы, типы вулканов, виды вулканов, формы вулканов, Гавайский, Пелейский, Везувиальный, действующие, уснувшие, потухшие, щитовидные, купольные, шлаковые, стратовулканы.

Ход работы: 1. Из предложенного набора слов предлагается выбрать основное, которое соответствует теме нашего урока и написать его в центре. 2. Далее отберите три составляющих главного слова (темы урока) и впишите их в кластер (схему) 3. Все составляющие включают по три примера. Отработайте и приведите примеры используя текс учебника и включите примеры в кластер. 4. К каждому примеру подберите предложенные варианты изображений вулканов. 5. Изображение кластера нарисуйте на формате А-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: установить причины извержения вулкана и воздействие его извержения на окружающую среду.

Задание: Установите причины образования вулкана.

Ход работы: 1. Прочитайте текст. 2. На формат А-3 выпишите причины, которые способствуют образованию вулканов.

Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана. Поэтому, посмотрев на карту сейсмических районов земли, вы наверняка заметили, что районы распространения землетрясений совпадают с районами распространения вулканизма. Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы. Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: последствия извержения вулканов и значение вулканов.

Ход работы: Распределить по группам: 1) последствия извержения вулканов; 2) значение вулканов.1. Прочитать внимательно предложенный текст 2. На формате листа А-3 записать предложенные варианты ответов, разделив их на две заданные группы.

Внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц, Земля на многие км покрывается пеплом, Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли, Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом, Раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары, сжигающие леса, поля и поселения, Археологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли живыми организмами, Стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути, вулканический пепел - прекрасное удобрение, вулканический туф – строительный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: изучить месторасположения крупных вулканов на территории Земли.

Задание: Заполните таблицу: Географическое положение вулкана.

Название вулкана: Ключевская Сопка (самый высокий вулкан России), Килиманджаро (самый высокий вулкан мира). Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта мира, таблицы

Ход работы: 1. На каком материке расположен вулкан? 2. В какой части материка расположен вулкан? 3. На территории какого государства расположен вулкан? (используя политическую карту мира) 4. Каким условным знаком на карте обозначаются вулканы? 5. Какой это вулкан, потухший или действующий? 6. Определите высоту вулкана в метрах. 7. Определите географические координаты точек для вулкана 8. Ответы на вопросы запишите в таблицу.

 

 

 

16

 

 


Полный текст материала Конспект урока географии "Вулканы"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лузина Марина Михайловна  Публикатор
20.03.2022 0 1198 136

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК