Статья "Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии"


Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии – одно из направлений развития творческого потенциала ребенка.

из опыта работы учителя географии МБОУ СШ №4 Хромченковой С.В.

Функциональнаяграмотностьрассматривается,какспособностьиспользоватьвсепостоянно приобретаемыевжизнизнания,уменияинавыкидлярешениямаксимальноширокого диапазонажизненныхзадачвразличныхсферахчеловеческойдеятельности,общенияи социальныхотношений.

Этоспособностьчеловекавступатьвотношениясвнешнейсредойимаксимальнобыстро адаптироватьсяифункционироватьвней.Вотличиеотэлементарнойграмотностикак способностиличностичитать,понимать,составлятькороткиетекстыиосуществлять простейшиеарифметическиедействия.

Ф.Г.естьуровеньзнаний,уменийинавыков,обеспечивающийнормальное функционированиеличностивсистемесоциальныхотношений,которыйсчитается минимальнонеобходимымдляосуществленияжизнедеятельностиличностивконкретной культурнойсреде»Основныепризнакифункциональнойграмотнойличности:эточеловек самостоятельный,познающийиумеющийжитьсредилюдей,обладающийопределёнными качествами,ключевымикомпетенциями.

Естественно - научная функциональная грамотность -

«…этоспособностьучащихсяиспользоватьестественнонаучныезнаниядляотборав реальныхжизненныхситуацияхтехпроблем,которыемогутбытьисследованыирешеныс помощьюнаучныхметодов,дляполучениявыводов,основанныхнанаблюденияхи экспериментах,необходимыхдляпониманияокружающегомираитехизменений,которые вноситвнегодеятельностьчеловека,атакжедляпринятиясоответствующихрешений». Каждыйучительстремитсякформированиюпознавательногоинтереса,которыйспособствует познанию,расширениюзнанийпопредмету.Укаждогоребенкаестьспособностииталанты. Нашазадача-руководитьинаправлятьдеятельностьдетей,чтобыонимоглипроявлятьсвои дарования,способствоватьразвитиютворческихспособностей,максимальнововлечь учащихсявпроцесспознанияокружающегомира,способствоватьформированию познавательногоинтересакпредмету.Есливпроцессеобученияшкольниковбудет использованасистема,позволяющаяразвиватьтворческийпотенциалребёнка,топовысится качествообразованиявыпускниковибудетвоспитанаобщественно-активнаятворческая личность,способнаяприумножитьобщественнуюкультуру.

Вцентревниманиягеографииостаютсятакиевидыфункциональнойграмотности,как читательская,картографическая,математическая,естественнонаучная.Однойизпроблем, существующихсегоднянаурокегеографии,являетсято,чтосреднестатистическийученикне хочет,неумеетчитатьианализироватьпрочитанное.ПрисдачеОГЭиВПРучащиеся невнимательночитаютзаданияиинструкциикнимивсвязисэтимнеправильновыполняют задания.Поэтомуоченьважнойявляетсяработапопреобразованиюсодержаниятекстав график,таблицу,схему,диаграмму,карту.Атакжеиспользованиеэтойинформациидля практико-ориентированныхзадач.

Однимизнаправленийработыпоформированиюфункциональнойграмотностивнашей школеявляется разработка заданий на функциональную грамотность

Заданийнафункциональнуюграмотностьвучебникахнедостаточно,поэтомуихразработка ложитсянаплечиучителя.Конечно,можноадаптироватьтекстызаданийПИЗА.Хотяих использованиенапредметномурокезатруднено.Поэтомулучшетакиезаданияпроводить либовкачестверазминки,либонаклассныхчасах.Ятакиезаданияпредлагаюкак дополнительное домашнеезадание.Темболее,чтомногиетекстысоциальны,интересныи поучительны.Обязательновключаюзаданияна работу с картой,таккаклюбойчеловек долженуметьиспользоватькартувпрактическихцелях.Методикаформированияумений работатьскартамиразличногосодержаниявключаетглубокоеовладениеучащимися картографическимметодомисследования,длячегонеобходимопредусмотретьвыполнение школьникамитакихзаданий,которыепомогалибыимосознатьтедействия,спомощью которыхонинаходятрешение.

Чтобыоценитьуровеньфункциональнойграмотностисвоихучеников,учителюнужнодать имнетипичныезадания,вкоторыхпредлагаетсярассмотретьнекоторыепроблемыиз реальнойжизни.Решениеэтихзадач,какправило,требуетприменениязнанийвнезнакомой ситуации,поискановыхрешенийилиспособовдействий,т.е.требуеттворческойактивности. Основныекритерииотборазаданийдляформированияиоценкифункциональной грамотности

*Наличиепроблемывописаннойситуации;

*Ситуационнаязначимостьконтекста;

*Необходимостьпереводаусловийзадачи,сформулированныхспомощьюобыденногоязыка наязыкпредметнойобласти;

*Новизнаформулировкизадачи,неопределенностьвспособахрешения.

ВработеиспользуюзаданияизбанказаданийпоформированиюФГиразрабатываюсвои.

Класс

Тема

Заданияповыработкефункциональнойграмотности.

8

Природныезоны России

Используятекстучебника,картыатласаиинформациюпрослушанного сообщенияответьтенавопросы:

1.Какиерастенияможноувидетьвстепивесной?

2.Чтотакоеэфемеры?

3.Почемуурастенийлетнегопериодадлинныеиразветвленныекорни, маленькиеопушенныелистья?4.Почемупочвыстепейплодородны?

5.Почемувстепинерастутдеревья?

6.Почемуживотныестепейживутстадами,аневодиночку?

7.Каковсовременныйландшафтстепей?

8.Почемудляжителейстепейхарактернычувствадалиишири, коллективизм,стремительность?

9.Почемустаницымноголюдныивытянутына10-15км.?

10.Какиеопасныеявлениямогутбытьвстепях?

8

Уральскиегоры

(Использование интернетресурса)

Прочитайте внимательно текст и выполните задание на основе ниже приведенного текста.

Поступилосообщение!НаприполярномУраленайденапирамида,точь-вточьповторяющаяпирамидуХеопсавГизе,-трубилинаканунеуральские путешественникиизклуба«ДикийСевер».

Поихсловам,новаяпирамидавчетыреразабольшейегипетской.А находитсяонавтехместах,гденеступаланогачеловека–натерритории Народо-ИтьинскогокряжавХМАО.Необычныйобъектгруппаувидела сначаласвертолета.Азатемисоспутников.Высота«пирамиды»якобы 774метра,адлинакаждойграни—порядкакилометра.

Оказалось,чтоуральская«пирамидаХеопса»ничтоиное,какчасть горногохребта.Характерныеформыввидепирамидычастовстречаютсяв горах.Этоследствиедействияледников.Утакихгорввидепирамидесть конкретноеназвание-карлинг.

 

 

 

 

Насамомделеэтоприродноеобразование,ничегоуникальноговэтомнет.

Там,гдеактивнодействовалледникможнонайтидесяткитакихпирамид. Горы–карлингиимеютострыеребра,сходящиесяводнойточке.Они могутбытьправильнойтреугольнойиличетырехугольнойформы. Образуютсяони,когдасмыкаютсястенкинесколькихледниковыхкаров. Этокогдадваледникавовремятаянияидутподугломдругкдругу. Один ледникотшлифовываетоднусторону,другойдругую.Иврезультате образуетсяпрямойлибоострыйугол.Вкрупныхгорныхсистемахтаких природныхобразованийдесятки.

Отдалённоесходствосрукотворнымипирамидамитакиегорыиногда имеют,потомучтоихповерхностьусыпанакрупнымикаменнымиглыбами сострыми,будтообтёсаннымиилиобломаннымикраями.

 

Рукотворныхпирамидвмиредействительномного.Онихвсезнают, виделикладку.Ноонивысотой20,30,50метров,максимум–100.Уэтой горыестьуклон800метров.Онавозвышаетсянадуровнемрельефаметров на200.Рукотворныхпирамидтакихбольшихразмероввпринципене бывает–нинаУрале,нивлюбойдругойточкепланеты.Этагорная вершинапирамидальнойформысотметкой774мдавноизвестнаи нанесенанавсетопографическиекарты.Кхребтусдвухсторон–севераи юга–прилегаютдолиныкрупныхрек,аихпритокиразделяютхребетна отдельныечасти.Вданномслучаедванебольшихпритокаобразуют неправильныйпрямоугольник,которыйсчетырёхсторонотделёндолинами рек.Ивотэтотнеправильныйпрямоугольникпринялизапирамиду.

Ответьтенавопросы:

НакакиечастиделитсягорнаясистемаУрал?

ЧтоизсебяпредставляетгорнаясистемаНародо-Итьинскогокряжа,её характеристикаипроисхождение.

Гдеещеможновстретитькарлингиикарывнашейстране?Счемсвязано ихпоявление?

8

Геологическое строениеи рельефЕвразии.

1.НаконтурнойкартеотметьтеКурильские,Японские,БольшиеЗондские острова,вулканКракатау,Гималаи,Памир,Джомолунгма,Аравийский полуостров,Красноеморе,Мертвоеморе,Восточно-Европейскаяравнина, Западно-Сибирскаяравнина,плоскогорьеДекан.

2.Используятекстстр.187икарту«Полезныеископаемые»,заполните таблицу

Полезныеископаемые

Районырасположения

Алмазы,драгоценныекамни

Древниеразрушенныегоры, платформы.

 

 

 

 

Вывод:(какаяестьзакономерность)

5

Путешествиепо Австралии

СовершитепутешествиепофизическойкартеАвстралии(маршрут выберитесами,вработеиспользуйтеидругиекарты).

Расскажите,какаяприрода,будетвасокружатьискакойхозяйственной

 

 

 

деятельностью,вывстретитесь?Окакоминтересномприродномобъектевы хотелибыприготовитьсообщение?

5

Открытие Америки

Заполнитепропускивтексте.

Вначалеавгуста_______годаизпорта________вышлафлотилия из______кораблей:«Нинья»,«_________»,«__________».Колумб пересек____________океаниоткрылнесколькоострововв_________море, частьпобережья____________и_____________Америки,которые,какон считал,находятсягде-тоубереговАзии.Скореевсего,названиенового материкапроизошлоотимениитальянскогопутешественника_______.

Новыйматериксталиназывать____________ ________илиАмерика.

5

Мировойокеан

Составьтевопросыкответам:

 

Вопросы

Ответы

 

1

 

СеверныйЛедовитый океан

2

 

Марианская

3

 

Атлантический

4

 

11022м

5

 

Индийский

6

 

361млн.кв.км.

7

 

Ветер

8

 

Пролив

9

 

Море

10

 

Залив

8

ВосточноЕвропейская равнина.

(Интегрирование знанийпо родномукраю)

Накартенашейобластимногогеографическихназванийрек,озер, поселков,городов,деревень.Этислованесутбольшуюисторическую ценность.Почемугеографическиеобъектыполучилиэтиназвания выяснитьнепросто.Наукаобихпроисхождении–топонимика(топосместо,онима-имя).Нередкоееназывают«языкомземли».Длякаждого уголкаРоссииестьсвоилегенды,предания,былины.Онипередаютиз поколениявпоколениесвойопыт,знаниянародаиявляютсяматериалом, благодарякоторомувыпознаетепрошлоесвоейсемьи,деревни,города, страны.

Задание:Выяснитепроисхождениеназваниялюбогогеографического объектаГагаринскогорайонаисоставьтерассказ«Моегеографическое открытие».Сэтойцельюпосетитекраеведческиймузей,изучите краеведческуюлитературу,используйтеИнтернет.Собранныематериалы поместитевпортфолио.

9

Транспорт (Интегрирование знанийпо родномукраю)

ДавайтераскроемкнигуГжатскойисторииточновначаленашеговека. Согласнопоговорке«Небываетхудабездобра»иразвитиежелезныхдорог вРоссии,отнявшееуГжатскаглавныйегопромысел,коснулосьнаконеци этихмест–черезгородпролеглаМосковско-Брестскаяжелезнаядорога. Правдапопроектудорогадолжнабылапройтив16км.Южнее.Но хитростью,подкупом,используявсесвязи,гжатскоекупечестводобилось своегоивтомбыланемалаязаслугасамогокрупногогжатскогокупца ИванаКомарова,потомственногопочетногогражданинагорода.Гжатск вновьоказалсянаперепутьедорог,ожил,повеселел.

ВкакомгодубылапостроенаМосковско-Брестскаяжелезнаядорога?Как строительстводорогиповлиялонаэкономикугорода?Проанализируйте работутранспортаГагаринскогорайонаипредложитепутиееулучшения.

8-9

Интегрирование знанийпо родномукраю

Подумайте!Какиепредприятиягородаотрицательновлияют наздоровье человека? Оценитеэкологическуюситуациюлюбойтерриториинашего городаипредложитепутиееулучшения.

7

Евразия

Всвоемдневникезнаменитыйпутешественник,который за15лет путешествийпересекболее33000км.пространствапишет.

«Несправедливовстретилонасмогучеенагорье!Кактеперь,помнюя пронизывающуюдокостейбурюигрозныеснеговыетучи,висевшиенад

 

 

 

широкимгоризонтом.

Пришла ещеноваябеда:вночьна3октябрявыпалснегтолстымслоемв 15сантиметров…Деньбылясным,снегблестелнестерпимо.Отэтого блескасразузаболелиглазанетолькоувсехнас,нодажеуверблюдови несколькихбаранов,которыхмыгналиссобойизЦайдама.Одиниз барановдажеослеп.Синиеочки,которыеянадел,малопомогали:

отраженныйснегомсветпадалвглазасбоков…Казаки,вместоочков, завязалисвоиглазасинимитряпками,амонголы-прядьюволосизчерного хвостадикогояка.Этотспособ,употребляемыймонголамиитантунами, оченьпрактичен,нонеобходимапривычкактакойволосянойповязке» Вопросы:1.Окакомпутешественникеидетречь?

2.Накакойтерриториипутешественникпроводилсвоиисследования?О нейонписал«Громаднаяплощадьостаетсяпочтисовершенноневедомойи ждетсвоихисследователей».Найдитееенакарте.

3.Какиезнания помогливамопределитьтерриторию?

4.Предположите,какаяцельбылаупутешественника.

5.Подумайте,тольколисуроваяприродапомешалаэкспедициидостичь цели?

6.Какиекачествадолжныбытьсформированыучеловекапривстречес суровымиприроднымиусловиями?

 

 

Северныйморскойпуть(СМП)важендляразвитияхозяйстваРоссии.Это кратчайшийпутьмеждуевропейскойчастьюи_________России.Он проходитпоморям_______океанаичастичнопоморям_____океана.На трассеСМПрасположенытакиепортыкак____,_____,_____,___,____и другие.МеждународноезначениеСМПвозрастает.Онэффективнее связываетакватории______стран,расположенныхв_______и________. СМПвыгоднеечемморскойпутьчерез____и_______океаныи_______ кана

 

ПреимуществаСеверного морскогопути

НедостаткиСеверногоморскогопути

 

 

6

Разноуровневые задания

Введение5кл

1уровень

КакпредставлялиЗемлюлюдивдревности?

КакуюформуимеетпланетаЗемля?

Приведитепримерыокружающихнаспредметов,сходныхпоформес Землей.

НазовитедваосновныхвидадвиженияЗемли.

2уровень

ПриведитедоказательствашарообразностиЗемли.

Перечислитеисточникизагрязнениявод

Перечислитемероприятияпоохраневодсвоейместности.

Какиспользуютсяводывашейместности?

6

Атмосфера 6кл.

1уровень

Расскажите,какизмеряется:

а)t Своздухапотермометру;

б)атмосферноедавлениепобарометру;

в)направлениеискоростьветрапофлюгеру. Поданнымсобственныхнаблюденийопределите: а)среднююt Сзасутки,месяц,год;

б)суточнуюамплитудуt Сигодовуюамплитудуt С;

в)какиеветрапреобладаютнатерриторииСмоленскойобласти?

2уровень

Определитенормальноеатмосферноедавлениедляг.Гагарин

Постройтепотабличнымданнымграфиксуточногоходаt С;годового ходаt С.

Постройтерозуветровзамесяцподаннымличныхнаблюдений.

 

 

 

Постройтедиаграммусреднегоколичестваосадков(поданным, предложеннымучителем)

 

Природаи населениесвоей местности

1уровень

Назовитеприродныесообщества(комплексы)внашейместности.

НазовитеприродныекомпонентыПКокрестностейнашейшколы.

Расскажитеосвязяхмеждуними.Назовитеприродныекомпонентыэтих комплексов.ВыявитевзаимосвязимеждуотдельнымикомпонентамиПК.

2уровень

Расскажитеоположительныхиотрицательныхсторонахосушенияболот. Определите,какиеПКестьвокрестностяхнашейшколы?

3уровень

Разработайтеправилаповедениявприроде,которыедолжнысоблюдать: а)туристы,

б)охотники,

в)рыболовы

6,8

Нетипичные ситуациииз реальнойжизни.

15летназадвКармадонскомущельесошёлледникКолка.Врезультате происшествияпогиблиипропалибезвестипоменьшеймере125человек,в томчислепочтивсечленысъёмочнойгруппыфильма«Связной»,включая режиссёракартиныСергеяБодрова—младшего.ПодвижкиКолкиуже былизафиксированыранее:за100летдоэтойкатастрофы—в1902году— жертвамиобваласталидесяткиместныхжителей.Учёныеполагают,что спустянекотороевремяледниксойдётснова

  1. Какиепричиныспособствовалисходуледника?

  2. 2.Возможнолиповторениетрагедии?

  3. 3.Можнолипредотвратитьтрагедию?

  4. Создайтесвоивариантывопросактексту

7

Австралия

7кл

СовершитепутешествиепофизическойкартеАвстралии(маршрут выберитесами,вработеиспользуйтеидругиекарты).

Расскажите,какаяприрода,будетвасокружатьискакойхозяйственной деятельностью,вывстретитесь.

7

Австралия 7кл.

Проблема:Австралияявляетсялидеромпопроцентутерритории,занятому пустыней,ипообеспеченностиподземнымиводамиодновременно. Почему?Кактакоевозможно?

Найдите втекстенеобходимуюинформацию

6.7

Температура воздухана Земле.

6-7кл.

Втечениепрошлоговекасредняятемператураземнойатмосферы повысилась.Вгазетахипериодическойпечатиосновнойпричиной повышениятемпературычастоназываютувеличениеконцентрации углекислогогазаватмосфере.

ОднимизпоследствийповышениятемпературынаЗемлеявляется таяниельдов,покрывающихАнтарктидуиГренландию.Таяниеполярных льдовможетвбудущемоказатьзначительноевлияниенакаждуюстрану мира,находящуюсянапобережьеилирядомсним.

Вчемконкретноможетпроявитьсяэтовлияниевбудущем?

 

Ресурсыи отходы

Каждыйденьвыиспользуетемножествопредметовизразличных материаловипродуктовприродногоиискусственногопроисхождения.Для ихполучениятребуютсяразнообразныеприродныересурсы.После использованиябольшинствопредметовстановятсяненужными, превращаютсявотходы,промышленныеилибытовые,которыемыиногда называеммусором.Представьте,чтовыкупиливторговомцентре: А)книгу

Б)наборпростыхкарандашей

В)газированнуюводувстекляннойбутылке

Г)зелёныйгорошеквметаллическойбанке

 

 

 

Д)упаковкуйогурта

Дляпроизводствавсехэтихпродуктовипредметовнеобходимыприродные ресурсы.Какиеприродныересурсыпонадобилисьдляпроизводства продуктовипредметов,перечисленныхвыше?Выберитеизсписка ресурсов,расположенногониже,изапишитевтаблицутересурсы(цифры), которыепотребовалисьдляпроизводствапредметов(буквы),купленныхв торговомцентре.

Ресурсы:

1Растения

2.Животные

3.Природнаявода

4.Минералынеметаллов,солейиоксидов

5.Рудыметаллов

6.Топливо:нефтепродукты,газ Запишитесвойответ

 

Продукт/пре дмет

А

Б

В

Г

Д

Ресурсы

 

 

 

 

 


 


Полный текст материала Статья "Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  svh1om
30.10.2022 0 1303 132

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК