Статья "Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии"
Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии – одно из направлений развития творческого потенциала ребенка.
из опыта работы учителя географии МБОУ СШ №4 Хромченковой С.В.
Функциональнаяграмотностьрассматривается,какспособностьиспользоватьвсепостоянно приобретаемыевжизнизнания,уменияинавыкидлярешениямаксимальноширокого диапазонажизненныхзадачвразличныхсферахчеловеческойдеятельности,общенияи социальныхотношений.
Этоспособностьчеловекавступатьвотношениясвнешнейсредойимаксимальнобыстро адаптироватьсяифункционироватьвней.Вотличиеотэлементарнойграмотностикак способностиличностичитать,понимать,составлятькороткиетекстыиосуществлять простейшиеарифметическиедействия.
Ф.Г.естьуровеньзнаний,уменийинавыков,обеспечивающийнормальное функционированиеличностивсистемесоциальныхотношений,которыйсчитается минимальнонеобходимымдляосуществленияжизнедеятельностиличностивконкретной культурнойсреде»Основныепризнакифункциональнойграмотнойличности:эточеловек самостоятельный,познающийиумеющийжитьсредилюдей,обладающийопределёнными качествами,ключевымикомпетенциями.
Естественно - научная функциональная грамотность -
«…этоспособностьучащихсяиспользоватьестественнонаучныезнаниядляотборав реальныхжизненныхситуацияхтехпроблем,которыемогутбытьисследованыирешеныс помощьюнаучныхметодов,дляполучениявыводов,основанныхнанаблюденияхи экспериментах,необходимыхдляпониманияокружающегомираитехизменений,которые вноситвнегодеятельностьчеловека,атакжедляпринятиясоответствующихрешений». Каждыйучительстремитсякформированиюпознавательногоинтереса,которыйспособствует познанию,расширениюзнанийпопредмету.Укаждогоребенкаестьспособностииталанты. Нашазадача-руководитьинаправлятьдеятельностьдетей,чтобыонимоглипроявлятьсвои дарования,способствоватьразвитиютворческихспособностей,максимальнововлечь учащихсявпроцесспознанияокружающегомира,способствоватьформированию познавательногоинтересакпредмету.Есливпроцессеобученияшкольниковбудет использованасистема,позволяющаяразвиватьтворческийпотенциалребёнка,топовысится качествообразованиявыпускниковибудетвоспитанаобщественно-активнаятворческая личность,способнаяприумножитьобщественнуюкультуру.
Вцентревниманиягеографииостаютсятакиевидыфункциональнойграмотности,как читательская,картографическая,математическая,естественнонаучная.Однойизпроблем, существующихсегоднянаурокегеографии,являетсято,чтосреднестатистическийученикне хочет,неумеетчитатьианализироватьпрочитанное.ПрисдачеОГЭиВПРучащиеся невнимательночитаютзаданияиинструкциикнимивсвязисэтимнеправильновыполняют задания.Поэтомуоченьважнойявляетсяработапопреобразованиюсодержаниятекстав график,таблицу,схему,диаграмму,карту.Атакжеиспользованиеэтойинформациидля практико-ориентированныхзадач.
Однимизнаправленийработыпоформированиюфункциональнойграмотностивнашей школеявляется разработка заданий на функциональную грамотность
Заданийнафункциональнуюграмотностьвучебникахнедостаточно,поэтомуихразработка ложитсянаплечиучителя.Конечно,можноадаптироватьтекстызаданийПИЗА.Хотяих использованиенапредметномурокезатруднено.Поэтомулучшетакиезаданияпроводить либовкачестверазминки,либонаклассныхчасах.Ятакиезаданияпредлагаюкак дополнительное домашнеезадание.Темболее,чтомногиетекстысоциальны,интересныи поучительны.Обязательновключаюзаданияна работу с картой,таккаклюбойчеловек долженуметьиспользоватькартувпрактическихцелях.Методикаформированияумений работатьскартамиразличногосодержаниявключаетглубокоеовладениеучащимися картографическимметодомисследования,длячегонеобходимопредусмотретьвыполнение школьникамитакихзаданий,которыепомогалибыимосознатьтедействия,спомощью которыхонинаходятрешение.
Чтобыоценитьуровеньфункциональнойграмотностисвоихучеников,учителюнужнодать имнетипичныезадания,вкоторыхпредлагаетсярассмотретьнекоторыепроблемыиз реальнойжизни.Решениеэтихзадач,какправило,требуетприменениязнанийвнезнакомой ситуации,поискановыхрешенийилиспособовдействий,т.е.требуеттворческойактивности. Основныекритерииотборазаданийдляформированияиоценкифункциональной грамотности
*Наличиепроблемывописаннойситуации;
*Ситуационнаязначимостьконтекста;
*Необходимостьпереводаусловийзадачи,сформулированныхспомощьюобыденногоязыка наязыкпредметнойобласти;
*Новизнаформулировкизадачи,неопределенностьвспособахрешения.
ВработеиспользуюзаданияизбанказаданийпоформированиюФГиразрабатываюсвои.
Класс |
Тема |
Заданияповыработкефункциональнойграмотности. |
8 |
Природныезоны России |
Используятекстучебника,картыатласаиинформациюпрослушанного сообщенияответьтенавопросы: 1.Какиерастенияможноувидетьвстепивесной? 2.Чтотакоеэфемеры? 3.Почемуурастенийлетнегопериодадлинныеиразветвленныекорни, маленькиеопушенныелистья?4.Почемупочвыстепейплодородны? 5.Почемувстепинерастутдеревья? 6.Почемуживотныестепейживутстадами,аневодиночку? 7.Каковсовременныйландшафтстепей? 8.Почемудляжителейстепейхарактернычувствадалиишири, коллективизм,стремительность? 9.Почемустаницымноголюдныивытянутына10-15км.? 10.Какиеопасныеявлениямогутбытьвстепях? |
8 |
Уральскиегоры (Использование интернетресурса) |
Прочитайте внимательно текст и выполните задание на основе ниже приведенного текста. Поступилосообщение!НаприполярномУраленайденапирамида,точь-вточьповторяющаяпирамидуХеопсавГизе,-трубилинаканунеуральские путешественникиизклуба«ДикийСевер». Поихсловам,новаяпирамидавчетыреразабольшейегипетской.А находитсяонавтехместах,гденеступаланогачеловека–натерритории Народо-ИтьинскогокряжавХМАО.Необычныйобъектгруппаувидела сначаласвертолета.Азатемисоспутников.Высота«пирамиды»якобы 774метра,адлинакаждойграни—порядкакилометра. Оказалось,чтоуральская«пирамидаХеопса»ничтоиное,какчасть горногохребта.Характерныеформыввидепирамидычастовстречаютсяв горах.Этоследствиедействияледников.Утакихгорввидепирамидесть конкретноеназвание-карлинг.
|
|
|
Насамомделеэтоприродноеобразование,ничегоуникальноговэтомнет. Там,гдеактивнодействовалледникможнонайтидесяткитакихпирамид. Горы–карлингиимеютострыеребра,сходящиесяводнойточке.Они могутбытьправильнойтреугольнойиличетырехугольнойформы. Образуютсяони,когдасмыкаютсястенкинесколькихледниковыхкаров. Этокогдадваледникавовремятаянияидутподугломдругкдругу. Один ледникотшлифовываетоднусторону,другойдругую.Иврезультате образуетсяпрямойлибоострыйугол.Вкрупныхгорныхсистемахтаких природныхобразованийдесятки. Отдалённоесходствосрукотворнымипирамидамитакиегорыиногда имеют,потомучтоихповерхностьусыпанакрупнымикаменнымиглыбами сострыми,будтообтёсаннымиилиобломаннымикраями.
Рукотворныхпирамидвмиредействительномного.Онихвсезнают, виделикладку.Ноонивысотой20,30,50метров,максимум–100.Уэтой горыестьуклон800метров.Онавозвышаетсянадуровнемрельефаметров на200.Рукотворныхпирамидтакихбольшихразмероввпринципене бывает–нинаУрале,нивлюбойдругойточкепланеты.Этагорная вершинапирамидальнойформысотметкой774мдавноизвестнаи нанесенанавсетопографическиекарты.Кхребтусдвухсторон–севераи юга–прилегаютдолиныкрупныхрек,аихпритокиразделяютхребетна отдельныечасти.Вданномслучаедванебольшихпритокаобразуют неправильныйпрямоугольник,которыйсчетырёхсторонотделёндолинами рек.Ивотэтотнеправильныйпрямоугольникпринялизапирамиду. Ответьтенавопросы: НакакиечастиделитсягорнаясистемаУрал? ЧтоизсебяпредставляетгорнаясистемаНародо-Итьинскогокряжа,её характеристикаипроисхождение. Гдеещеможновстретитькарлингиикарывнашейстране?Счемсвязано ихпоявление? |
||||||||
8 |
Геологическое строениеи рельефЕвразии. |
1.НаконтурнойкартеотметьтеКурильские,Японские,БольшиеЗондские острова,вулканКракатау,Гималаи,Памир,Джомолунгма,Аравийский полуостров,Красноеморе,Мертвоеморе,Восточно-Европейскаяравнина, Западно-Сибирскаяравнина,плоскогорьеДекан. 2.Используятекстстр.187икарту«Полезныеископаемые»,заполните таблицу
Вывод:(какаяестьзакономерность) |
||||||||
5 |
Путешествиепо Австралии |
СовершитепутешествиепофизическойкартеАвстралии(маршрут выберитесами,вработеиспользуйтеидругиекарты). Расскажите,какаяприрода,будетвасокружатьискакойхозяйственной |
|
|
деятельностью,вывстретитесь?Окакоминтересномприродномобъектевы хотелибыприготовитьсообщение? |
||||
5 |
Открытие Америки |
Заполнитепропускивтексте. Вначалеавгуста_______годаизпорта________вышлафлотилия из______кораблей:«Нинья»,«_________»,«__________».Колумб пересек____________океаниоткрылнесколькоострововв_________море, частьпобережья____________и_____________Америки,которые,какон считал,находятсягде-тоубереговАзии.Скореевсего,названиенового материкапроизошлоотимениитальянскогопутешественника_______. Новыйматериксталиназывать____________ ________илиАмерика. |
||||
5 |
Мировойокеан |
Составьтевопросыкответам: |
||||
|
№ |
Вопросы |
Ответы |
|
||
1 |
|
СеверныйЛедовитый океан |
||||
2 |
|
Марианская |
||||
3 |
|
Атлантический |
||||
4 |
|
11022м |
||||
5 |
|
Индийский |
||||
6 |
|
361млн.кв.км. |
||||
7 |
|
Ветер |
||||
8 |
|
Пролив |
||||
9 |
|
Море |
||||
10 |
|
Залив |
||||
8 |
ВосточноЕвропейская равнина. (Интегрирование знанийпо родномукраю) |
Накартенашейобластимногогеографическихназванийрек,озер, поселков,городов,деревень.Этислованесутбольшуюисторическую ценность.Почемугеографическиеобъектыполучилиэтиназвания выяснитьнепросто.Наукаобихпроисхождении–топонимика(топосместо,онима-имя).Нередкоееназывают«языкомземли».Длякаждого уголкаРоссииестьсвоилегенды,предания,былины.Онипередаютиз поколениявпоколениесвойопыт,знаниянародаиявляютсяматериалом, благодарякоторомувыпознаетепрошлоесвоейсемьи,деревни,города, страны. Задание:Выяснитепроисхождениеназваниялюбогогеографического объектаГагаринскогорайонаисоставьтерассказ«Моегеографическое открытие».Сэтойцельюпосетитекраеведческиймузей,изучите краеведческуюлитературу,используйтеИнтернет.Собранныематериалы поместитевпортфолио. |
||||
9 |
Транспорт (Интегрирование знанийпо родномукраю) |
ДавайтераскроемкнигуГжатскойисторииточновначаленашеговека. Согласнопоговорке«Небываетхудабездобра»иразвитиежелезныхдорог вРоссии,отнявшееуГжатскаглавныйегопромысел,коснулосьнаконеци этихмест–черезгородпролеглаМосковско-Брестскаяжелезнаядорога. Правдапопроектудорогадолжнабылапройтив16км.Южнее.Но хитростью,подкупом,используявсесвязи,гжатскоекупечестводобилось своегоивтомбыланемалаязаслугасамогокрупногогжатскогокупца ИванаКомарова,потомственногопочетногогражданинагорода.Гжатск вновьоказалсянаперепутьедорог,ожил,повеселел. ВкакомгодубылапостроенаМосковско-Брестскаяжелезнаядорога?Как строительстводорогиповлиялонаэкономикугорода?Проанализируйте работутранспортаГагаринскогорайонаипредложитепутиееулучшения. |
||||
8-9 |
Интегрирование знанийпо родномукраю |
Подумайте!Какиепредприятиягородаотрицательновлияют наздоровье человека? Оценитеэкологическуюситуациюлюбойтерриториинашего городаипредложитепутиееулучшения. |
||||
7 |
Евразия |
Всвоемдневникезнаменитыйпутешественник,который за15лет путешествийпересекболее33000км.пространствапишет. «Несправедливовстретилонасмогучеенагорье!Кактеперь,помнюя пронизывающуюдокостейбурюигрозныеснеговыетучи,висевшиенад |
|
|
широкимгоризонтом. Пришла ещеноваябеда:вночьна3октябрявыпалснегтолстымслоемв 15сантиметров…Деньбылясным,снегблестелнестерпимо.Отэтого блескасразузаболелиглазанетолькоувсехнас,нодажеуверблюдови несколькихбаранов,которыхмыгналиссобойизЦайдама.Одиниз барановдажеослеп.Синиеочки,которыеянадел,малопомогали: отраженныйснегомсветпадалвглазасбоков…Казаки,вместоочков, завязалисвоиглазасинимитряпками,амонголы-прядьюволосизчерного хвостадикогояка.Этотспособ,употребляемыймонголамиитантунами, оченьпрактичен,нонеобходимапривычкактакойволосянойповязке» Вопросы:1.Окакомпутешественникеидетречь? 2.Накакойтерриториипутешественникпроводилсвоиисследования?О нейонписал«Громаднаяплощадьостаетсяпочтисовершенноневедомойи ждетсвоихисследователей».Найдитееенакарте. 3.Какиезнания помогливамопределитьтерриторию? 4.Предположите,какаяцельбылаупутешественника. 5.Подумайте,тольколисуроваяприродапомешалаэкспедициидостичь цели? 6.Какиекачествадолжныбытьсформированыучеловекапривстречес суровымиприроднымиусловиями? |
||
|
|
Северныйморскойпуть(СМП)важендляразвитияхозяйстваРоссии.Это кратчайшийпутьмеждуевропейскойчастьюи_________России.Он проходитпоморям_______океанаичастичнопоморям_____океана.На трассеСМПрасположенытакиепортыкак____,_____,_____,___,____и другие.МеждународноезначениеСМПвозрастает.Онэффективнее связываетакватории______стран,расположенныхв_______и________. СМПвыгоднеечемморскойпутьчерез____и_______океаныи_______ кана |
||
|
ПреимуществаСеверного морскогопути |
НедостаткиСеверногоморскогопути |
||
|
|
|||
6 |
Разноуровневые задания Введение5кл |
1уровень КакпредставлялиЗемлюлюдивдревности? КакуюформуимеетпланетаЗемля? Приведитепримерыокружающихнаспредметов,сходныхпоформес Землей. НазовитедваосновныхвидадвиженияЗемли. 2уровень ПриведитедоказательствашарообразностиЗемли. Перечислитеисточникизагрязнениявод Перечислитемероприятияпоохраневодсвоейместности. Какиспользуютсяводывашейместности? |
||
6 |
Атмосфера 6кл. |
1уровень Расскажите,какизмеряется: а)t Своздухапотермометру; б)атмосферноедавлениепобарометру; в)направлениеискоростьветрапофлюгеру. Поданнымсобственныхнаблюденийопределите: а)среднююt Сзасутки,месяц,год; б)суточнуюамплитудуt Сигодовуюамплитудуt С; в)какиеветрапреобладаютнатерриторииСмоленскойобласти? 2уровень Определитенормальноеатмосферноедавлениедляг.Гагарин Постройтепотабличнымданнымграфиксуточногоходаt С;годового ходаt С. Постройтерозуветровзамесяцподаннымличныхнаблюдений. |
|
|
Постройтедиаграммусреднегоколичестваосадков(поданным, предложеннымучителем) |
|
Природаи населениесвоей местности |
1уровень Назовитеприродныесообщества(комплексы)внашейместности. НазовитеприродныекомпонентыПКокрестностейнашейшколы. Расскажитеосвязяхмеждуними.Назовитеприродныекомпонентыэтих комплексов.ВыявитевзаимосвязимеждуотдельнымикомпонентамиПК. 2уровень Расскажитеоположительныхиотрицательныхсторонахосушенияболот. Определите,какиеПКестьвокрестностяхнашейшколы? 3уровень Разработайтеправилаповедениявприроде,которыедолжнысоблюдать: а)туристы, б)охотники, в)рыболовы |
6,8 |
Нетипичные ситуациииз реальнойжизни. |
15летназадвКармадонскомущельесошёлледникКолка.Врезультате происшествияпогиблиипропалибезвестипоменьшеймере125человек,в томчислепочтивсечленысъёмочнойгруппыфильма«Связной»,включая режиссёракартиныСергеяБодрова—младшего.ПодвижкиКолкиуже былизафиксированыранее:за100летдоэтойкатастрофы—в1902году— жертвамиобваласталидесяткиместныхжителей.Учёныеполагают,что спустянекотороевремяледниксойдётснова
|
7 |
Австралия 7кл |
СовершитепутешествиепофизическойкартеАвстралии(маршрут выберитесами,вработеиспользуйтеидругиекарты). Расскажите,какаяприрода,будетвасокружатьискакойхозяйственной деятельностью,вывстретитесь. |
7 |
Австралия 7кл. |
Проблема:Австралияявляетсялидеромпопроцентутерритории,занятому пустыней,ипообеспеченностиподземнымиводамиодновременно. Почему?Кактакоевозможно? Найдите втекстенеобходимуюинформацию |
6.7 |
Температура воздухана Земле. 6-7кл. |
Втечениепрошлоговекасредняятемператураземнойатмосферы повысилась.Вгазетахипериодическойпечатиосновнойпричиной повышениятемпературычастоназываютувеличениеконцентрации углекислогогазаватмосфере. ОднимизпоследствийповышениятемпературынаЗемлеявляется таяниельдов,покрывающихАнтарктидуиГренландию.Таяниеполярных льдовможетвбудущемоказатьзначительноевлияниенакаждуюстрану мира,находящуюсянапобережьеилирядомсним. Вчемконкретноможетпроявитьсяэтовлияниевбудущем? |
|
Ресурсыи отходы |
Каждыйденьвыиспользуетемножествопредметовизразличных материаловипродуктовприродногоиискусственногопроисхождения.Для ихполучениятребуютсяразнообразныеприродныересурсы.После использованиябольшинствопредметовстановятсяненужными, превращаютсявотходы,промышленныеилибытовые,которыемыиногда называеммусором.Представьте,чтовыкупиливторговомцентре: А)книгу Б)наборпростыхкарандашей В)газированнуюводувстекляннойбутылке Г)зелёныйгорошеквметаллическойбанке |
|
|
Д)упаковкуйогурта Дляпроизводствавсехэтихпродуктовипредметовнеобходимыприродные ресурсы.Какиеприродныересурсыпонадобилисьдляпроизводства продуктовипредметов,перечисленныхвыше?Выберитеизсписка ресурсов,расположенногониже,изапишитевтаблицутересурсы(цифры), которыепотребовалисьдляпроизводствапредметов(буквы),купленныхв торговомцентре. Ресурсы: 1Растения 2.Животные 3.Природнаявода 4.Минералынеметаллов,солейиоксидов 5.Рудыметаллов 6.Топливо:нефтепродукты,газ Запишитесвойответ |
||||||
|
Продукт/пре дмет |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
||
Ресурсы |
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна
→ svh1om 30.10.2022 0 1268 129 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.