Рабочая программа по географии "Географический мир"
Программа по географии «Географический мир»
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Географический мир» рассчитан на 32 часа в 9 классе. Данная программа признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии.
Задачи:
-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становится больше, поэтому и назрела необходимость создания данной программы. Данная программа составлена для организации занятий , наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы программы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С
Конечно, за 32 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал программы, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации; географических
сравнивать свойства объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Программа «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс,,«Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов.
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр:«Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Методические материалы |
1 |
Источники географических знаний |
2 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
Презентация «Географические координаты» Работа с картой Материалы «Географические открытия»
|
2 |
Природа Земли и человек |
5 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Движение Земли» УМК «Гидросфера» |
3 |
Материки, океаны, народы и страны |
5 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Узнай страну» УМК «Узнай страну Зарубежной Европы» |
4 |
Природопользование и геоэкология |
2 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Рациональное и нерациональное природопользование» |
5 |
География России |
11 |
|
|
5.1 |
Особенности географического положения |
1 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Крайние точки и границы» УМК «Россия на карте мира» |
5.2 |
Природа России |
3 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Почвы России» УМК «Климат России» Зачет «Природа России» УМК «Слоганы заповедники заказники» |
5.3 |
Население России |
3 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Население России» |
5.4 |
Хозяйство России |
4 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
Урок-игра «Энергетика» УМК «Западный макрорегион» УМК «Машиностроение» Алгоритмы ответов «факторы размещения хозяйства»
|
5.5 |
Природно-хозяйственное районирование России |
4 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
УМК «Регионы РФ» |
5.6 |
Россия в современном мире |
1 |
Работа над основными понятия и проблемами блока Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С |
Своя игра «Природа, население, хозяйство» |
6 |
Итоговое занятие Решение тренировочных работ |
2 |
Выполнение контрольного тестирования Работа над правилами оформления бланков ответов |
Диагностические работы |
Итого 32 часа |
||||
|
|
|
|
|
Содержание программы
1)Источники географических знаний.
( Географические модели, глобус, географическая карта, план местности.Выдающиеся географические открытия и исследования)
2) Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхнострные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическаяоблочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5)География России.Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное райнирование России, Россия в современном мире
6) Итоговое занятие. Решение тренировочных работ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010.Поурочное планирование»)
Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА.Контрольные измерительные материалы»)
Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод.пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
ЭртельА.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы:http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буковская Елена Владимировна
→ Публикатор 01.11.2024 0 39 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.