Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год
Как показывает практика, использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать информационно - образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу требует изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся, освоения культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен передать ученикам.
Поэтому, вся работа методического объединения учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году, была спланирована и осуществлялась с учётом современных требований к образованию, и преподавателю, и включала поиск оптимального содержания образования, внедрение в учебный процесс новых форм, технологий и приёмов обучения, диагностические исследования личности и коллектива учащихся, развития одаренности и творческого потенциала младших школьников.
Тема РМО начальных классов «Эффективность моделей реализации образовательных программ, обеспечивающих формирование компетенций обучающихся, определенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
В 2015 -2016 учебном году РМО учителей начальных классов работало над развитием профессиональной компетентности педагога как фактора повышения качества образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования и решало следующие задачи: оказывать информационно-методическую поддержку учителям начальных классов Байкал по вопросам ФГОС НОО; способствовать профессионально – личностному развитию педагога через овладение новым содержанием и современными образовательными технологиями в обучении и воспитании; изучение педагогических потребностей учителей посредством диагностики учебных достижений обучающихся и мониторинга и программно – методического обеспечения учебного плана ОУ; активное вовлечение учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность; изучение и внедрение инновационного опыта педагогов
Направления работы: информационная деятельность; образовательная; организационно-педагогическая; оснащение учителей педагогическим инструментарием для работы по ФГОС НОО.
В 2015 – 2016 учебном году в районное методическое объединение учителей начальных классов входило 50 учителей.
Сведения о составе и категории учителей начальных классов
Количество учителей |
Категория |
||
Высш. |
1 |
Соответствие |
|
50 |
5 10% |
38 76 % |
7 14 % |
Анализ динамики уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов показал, что больше ¾ учителей используют в образовательном процессе современные методики, формы, средства и элементы новых технологий. В каждом образовательном учреждении один из кабинетов начальных классов района оборудовано рабочее место компьютером и проектором, некоторые кабинеты оснащены интерактивной доской.
На уроках активно применяют средства мультимедиа, дидактический и раздаточный материал. Педагоги практикуют в своей деятельности различные организационные формы обучения.
Все районные заседания проходят с использованием мультимедиа.
Работа по новым образовательным стандартам во многом определила направления деятельности районного методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать информационно - образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.
Основные направления деятельности районного методического объединения учителей начальных классов включали в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельность в форме информационных и теоретических семинаров, открытых уроков и их анализов, практических занятий, консультационных часов, проблемных семинаров, малых педчтений, панорам современного урока, мастер – классов и творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по введению ФГОС НОО.
В течение учебного года заседания РМО проводились согласно планированию. План РМО был составлен таким образом, что тематика каждого заседания связана с проблемой РМО.
В текущем учебном году было проведено 4 заседания РМО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников.
Кратко проанализирую каждое заседание педагогов.
1 заседание. Август.
Тема: «Профессиональная деятельность современного педагога в зеркале Федерального государственного образовательного стандарта начального образования»
Педагоги обсудили вопросы:
- Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями: увеличение скорости изменений в жизни; быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций;
- Каким должен быть современный учитель и его роль?
Это человек: способный создавать условия для развития творческих способностей; развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний; учить их самостоятельно мыслить; самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности; повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования и многое другое.
- Педагогические технологии, используемые при построении урочных занятий
- Стандарт для учителя, для ученика, для родителей …
2 заседание. Ноябрь. Ляпуновская СОШ.
Тема: «Методы, способствующие формированию метапредметных компетенций обучающихся при изучении учебных предметов на уровне начального образования»
Хозяевами Ивановой А.В. и Инишевой Н.В. даны открытые уроки: ОМ И ОСЭ.
В анализе уроков отмечено, что педагоги владеют методикой проведения современного урока, стараются и применяют различные формы и методы. Дети с интересом работают на уроке, неплохо владеют навыками самооценки и взаимооценки, рефлексивными моментами.
Теоретические выкладки по теме прилагаются.
Во второй половине заседания проведен аукцион педагогических находок и новинок.
3 заседание. Декабрь. Пелевинская ООШ.
Тема: «Методы формирования самооценки младших школьников как метапредметной компетенции»
Педагоги посетили 2 урока: ОМ и ОСЭ. Из анализа уроков можно сделать вывод: уроки построены в соответствии с ФГОС. Приемы и методы формируют познавательную активность, на уроках преобладают наглядные методы обучения, самостоятельная работа. Ребята знакомы с самооценкой, могут оценить себя на различных этапах урока. Далее теоретический материал по теме.
ВПР. Описание проверочных работ (материалы прилагаются).
О проведении олимпиад среди третьеклассников.
4 заседание. Февраль. Городищенская СОШ.
Тема: «Модель формирования основ информационной компетенции у младших школьников в контексте достижения метапредметных результатов»
Учителя начальных классов посетили 2 урока: литературное чтение и ОСЭ.
Урок литературы не соответствует требования проведения урока литературного чтения: он плавно сошел на традиционный, огромная потеря времени урока впустую, урок не воспитывает никаких переживаний и чувств, чтение не соответствует идеалу, монотонность, учитель не смог организовать работу по целеполаганию и планированию этапов урока. Такие же выводы можно сделать и по другому уроку. Педагоги не донца поняли и прочувствовали требования к современному уроку.
Аналитическая справка по ВПР.
Практическая часть заседания прошла в виде семинара по учебным и методическим вопросам. Все педагоги распределены на 5 творческих групп, которые работают по определенным направлениям (методическим).
Не все педагоги применяют на практике основные механизмы, формы, соответствующие образовательным стандартам 2 поколения. Третий год проходит в районе олимпиада среди третьеклассников. Итоговые протокола были высланы в каждое образовательное учреждение по итогам олимпиад. Результаты участия ОУ в таблице. Но наряду с успехами в работе есть и проблемы. Некоторыми педагогами недостаточно используется внедрение инновационных систем, компьютерных технологий, мало уделяется внимание вопросам самообразования, действенному участию в семинарах, конкурсах, что отражается на развитии и знаниях учащихся.
ОУ |
Русский язык |
математика |
ОМ |
Физкультура |
Районный финал |
Баженовская |
3 |
1 |
3 |
4 |
5 |
Вязовская |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Городищенская |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
Нижне-Иленская |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Еланская |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
Пелевинская |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
Шадринская |
2 |
2 |
3 |
- |
- |
Байкаловская |
25 |
24 |
24 |
26 |
5 |
Ляпуновская |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Краснополянская |
7 |
6 |
3 |
5 |
1 |
Чурманская |
4 |
- |
- |
- |
- |
итого |
62 |
49 |
54 |
56 |
23 |
На районный финал были приглашены 3 победителя районного финала: Ф.И.О. детей.
По итогам олимпиады можно сделать вывод, что не все классные руководители 3 –х классов добросовестно относятся к процедуре проведения школьного тура, ребята набирают огромное количество баллов в ОУ, а на районном туре не входят в десятку лучших. Необходимо к олимпиаде готовиться и прорешивать задания.
Кроме того, РМО педагогов начальных классов и ОРКСЭ проведен заочный тур проектов.
Протокол районного конкурс проектов по ОРКСЭ
Конкурсант |
ОУ |
тема |
класс |
балл |
место |
Ф.И.О. ученика |
ГСОШ |
Моя бабушка - мой нравственный идеал |
4 |
25,5 |
1 |
Ф.И.О. ученика |
ПСОШ |
Семейная реликвия |
4 |
13,5 |
3 |
Ф.И.О. ученика |
ВООШ |
Добро и зло в русских народных сказках |
4 |
16 |
2 |
Проекты учащихся начальных классов
Конкурсант |
ОУ |
тема |
кл |
Балл |
место |
Ф.И.О. ученика |
ПСОШ |
Полотенце с вышивкой |
2 |
17.5 |
9 |
Ф.И.О. ученика |
ЛСОШ |
История одной улицы |
3 |
23,5 |
4 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Знакомство с гончарным производством |
3 |
17 |
10 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Чем мамы моют посуду |
3 |
18 |
8 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Исследование зависимости динамики прорастания зеленой массы репчатого лука от диаметра луковицы |
3 |
18,6 |
7 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Свердловская область край озер и рудных скал |
4 |
22,5 |
5 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Удивительный мир кристаллов |
4 |
25,5 |
3 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Зачем нужен алфавит |
1 |
29 |
2 |
Ф.И.О. ученика |
БСОШ |
Вода - самый удивительный минерал Земли |
4 |
29,1 |
1 |
Ф.И.О. ученика |
ГСОШ |
Влияние спорта на жизнь человека |
4 |
20,5 |
6 |
Ф.И.О. ученика |
ГСОШ |
Вода- источник творчества и вдохновения |
4 |
23,5 |
4 |
Надо сделать вывод, что основная масса проектов была представлена педагогами МАОУ «Байкаловская СОШ», хотя проектная работа – это одно из требований ФГОС НОО. Но основная группа учителей начальных классов района занимают активную жизненную позицию. Систематически работают над повышением своего профессионального мастерства, занимаются самообразованием, участвуют в различных конкурсах районного, регионального, Всероссийского уровней, принимают активное участие в работе РМО, активно участвуют в жизни села и района.
Для решения данных проблем на следующий год намечены следующие шаги:
- методическую работу строить на диагностической основе, сделать её адресной, мотивированной;
- включение в работу РМО вопросов аттестации учителей;
- поиск активных форм проведения семинаров, заседаний РМО через изучение методической литературы, поиск в Интернете;
- популяризация и использование в работе новых технологий;
- оказание методической помощи учителям, испытывающим затруднения в работе, работающим по современным технологиям.
Руководитель РМО учителей начальных классов: Ф.И.О., подпись
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Надежда Александровна
→ Публикатор 28.10.2016 0 5039 297 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.