Статья "Исследовательская работа на уроках географии и её роль в формировании творческой личности"


Лебедок Варвара Анатольевна

МБОУ СОШ №1 г. Шимановска

Учитель географии


Исследовательская работа на уроках географии и её роль в формировании творческой личности


«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего ещё не видел свет»

М.В. Ломоносов.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследователь­ской деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь не­которыми соображениями по созданию исследовательских работ.

Старшеклассники нашей школы подготовили и успешно защитили немало интересных работ. Перечислю темы лишь некоторых из них: «Помощь геог­рафии в выборе профессии» на первом уроке в 10 классе, «Рынок труда в г. Шимановске» при изучении темы «Рынок труда и занятость населения Рос­сии», (9 класс), «Здоровье и демографические проблемы жителей г.Шимановска» при изучении темы «Воспроизводство населения» (10 класс), «Экономические, экологиче­ские и социальные проблемы дачного хозяйства России» по теме «АПК» (9 класс), «Изменение погодных условий в г.Шимановске на рубеже веков» и «Куда ве­тер дует...» по теме «Погода» в 6 классе, «Деградация геоэкологической сис­темы нашего города» по теме «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе. «Курить - себе и другим вредить», «Школьные конфликты», «Мой путь в театре», «Наши знаменитые земляки», «Судьба семьи в судьбе стра­ны», «Страницы моей родословной» во внеурочной работе. С этими исследованиями ребята высту­пили на классных часах, на конференциях разного уровня: школьных, город­ских, областных.

Исследовательская работа - это творческая работа с применением иссле­довательского метода, основа которого в современной дидактической систе­ме соотносится с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чём-либо, являющаяся внут­ренние побудителем активности) - мотив (осознание того, ради чего необхо­димо совершить какое-либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель - результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить некие опе­рационные действия. Исследовательские работы, которые я предлагаю детям продолжительные по времени, которые требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке, конференциях.

Учащиеся свою работу над исследованием строят согласно разработанно­му плану:

  1. Выбор проблемы исследования.

  2. Определение целей.

  3. Выбор темы исследования.

  4. Распределение обязанностей и составление плана.

  5. Работа над исследованием.

  6. Оформление.

  7. Предзащита.

  8. Защита.

  9. Оценка и обсуждение результатов.

Прежде всего необходимо отобрать таких учеников, которые умеют рабо­тать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. Важно сделать безошибочный выбор. И выделить не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные способности, но и не забыть т.н. «интеллектуальных улиток», т.е. интеллектуально пассивных, обладающих широкой эрудицией, но боязливых и инертных. При определённой поддержке у таких детей получается замечательный результат. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлека­тельны, интересны, новы и оригинальны, то дети испытывают творческий подъём, который и будет движущей силой работы над проектом.

1 этап

После того как определились желающие работать над исследованием, начинается выбор проблемы исследования, поиск темы и определение целей работы. Выбирая их необходимо ответить на вопросы: «Что мне интересно прежде всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь? Что я хотел бы узнать ещё?». Я стремлюсь работать так, чтобы содержание исследования не было упрощённым повторением того, что соз­дано «большой наукой». Я стараюсь, чтобы тема предполагала его будущую значимость для практики, интерес для общественности. Иногда ребята сами предлагают тему, а задачи определяем вместе, что вызывает в детях само­уважение и придаёт им уверенность.

Выбор одной из последних тем о дачном хозяйстве, обратил на себя наше внимание, т.к. это способствует сохранению жизни россиян, интересна исто­рия возникновения дач. Иногда мне трудно оценить актуальность и значи­мость будущего исследования, поэтому прошу совета у коллег, руководству­юсь заинтересованностью детей, наличием литературы, оформления. Эта тема мне близка самой, т.к. люблю трудиться на даче у родителей. Особенно люблю начало сезона и сбор урожая. По-хорошему завидую владельцам дач, которые я видела в окрестностях озера Кувшинка в Райчихинске, которые могут любоваться на цветущие лотосы на этом озере со своих участков и по­лучать незабываемое наслаждение после «трудов праведных».

2 этап

После установления проблемы и цели важно установить последователь­ность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необ­ходим контроль со стороны учителя, потому что ученики не всегда понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. Степень развития логи­ческого мышления у всех разная, поэтому при установлении причинно-следственных связей иногда также требуется помощь учителя. В исследова­тельской работе о дачах логика построения выстраивалась сама собой, т.к. была близка автору, имеющему дачу. План выглядел так: а) выяснить проис­хождение термина «дача»; б) сравнить сущность дачного хозяйства в России и за рубежом; в) рассмотреть развитие дачного хозяйства в городе;

г) выявить негативное и позитивное влияние дачного хозяйства на экономику, демографию и экологию района.

3 этап

На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с кото­рыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, интер­нет, архивные документы.

4 этап

На этом этапе работы идёт отбор информации, предоставление чернови­ков, наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающие в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам. Структуру работы и её оформление, качество и эмо­циональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию.

5 этап

Исследование требует изучения информации, её анализа и выявления противоречий или недостающих сведений. В ходе работы я подсказываю лишь общие направления и указываю на главные ориентиры «маршрута» поиска информации. Процесс работы над исследованием немыслим без дис­куссий. Дискуссии - это творчество, а потому в равной мере планомерный и случайный процесс. Я пытаюсь использовать не только случайности, но и управлять этим процессом.

6 этап

После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определённому заключению, приступаем к завершающей фазе работы. Ис­следование только тогда можно считать оконченным, когда результаты про­деланной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Уст­раняем шероховатости и неточности. Полностью готовый проект готовится к защите.


7 этап

Схема защиты работы: 1) Почему выбрана тема?; 2) Какова цель иссле­дования? 3) Какие ставили задачи? 4) Какие проверяли гипотезы? 5) Какие использовали гипотезы исследования? 6) Какой план? 7) Какие результа-ты?8)Какие выводы? 9) Что дальше в этом направлении? 10) Схемы, плакаты.

8 этап

Заключительный этап - защита проекта на конференции. Ученик пред­ставляет свою исследовательскую работу, участвует в её обсуждении и в об­суждении других докладов. Защита работы стимулирует дальнейшую, более серьёзную работу над подобными исследованиями. Именно на таких защитах

закладываются ростки будущих интересов. А для учителя исследовательская деятельность учеников - один из поводов к самообразованию и к творчеству.

9 этап

Результат работы никто не оценит лучше самих участников. При оцени­вании и обсуждении исследования можно предложить такие вопросы:

  • Насколько удачным оказалось исследование?

  • Интересно ли мне было работать над этой проблемой?

  • Хотелось бы продолжить работу?

  • Хотелось бы изменить процесс работы? Почему? И другие.

Для результативной работы хотелось бы избегать авральных действий, но не всегда это удаётся.

Одно из достоинств исследовательской деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность по­пробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Она позволяет:

  • повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;

  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

  • принимать самостоятельные решения;

  • поверить в свои силы.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельно­сти нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;

  • требование более сложной системы оценивания;

  • увеличение объёма работы учителя;

  • существование риска неудачного выполнения работы;

  • повышение эмоциональной нагрузки;

  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, способствующего дальнейшему развитию сообрази­тельности, изобретательности и творческой фантазии учеников.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого - исследова­тельская деятельность.

Источники:

1.Учебник географии Ром В.Я. Дронов В.П. 9 класс.

2.Учебник географии Баринова И.И. 8класс.

3. Географическая картина мира В.П. Максаковский

4. География. Населения и хозяйство мира А.П. Кузнецов

5. Экономическая география И.А. Родионова Т.М. Бунакова


Полный текст материала Статья "Исследовательская работа на уроках географии и её роль в формировании творческой личности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедок Варвара Анатольевна  Geo2012
19.03.2012 0 11079 782

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК