Слайд 1
Современный
кабинет
географии
МБОУ Лицей №1
Г. Лысьва
Пермский край
Столбова
Елена
Николаевна
Учитель
географии
СОВРЕМЕННЫЙ КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ
Столбова Елена Николаевна
Учитель географии
МБОУ Лицей №1 г. Лысьва Пермского края
Одним из трех направлений требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования являются требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к материально-техническим. В большей степени процесс обучения имеет классно-урочную систему. Поэтому, эффективность процесса обучения и его качество напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Качественная работа в современной школе невозможна без обеспечения учебно-воспитательного процесса хорошо оснащенной материально-технической базой. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география(1). Современный кабинет географии должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету «география».
В МБОУ Лицей №1 в 2003 году был создан современный кабинет географии. Оснащенность нашего кабинета отвечает задачам современного качественного образования – это творческая мастерская для совместной деятельности учащихся и учителя, где учтена специфика предмета, а также используются достижения новейших информационных технологий обучения.
Кабинет географии лицея оснащен следующими информационными продуктами:
1. Ноутбук и индивидуальное рабочее место учителя
Современные дети уже не станут «поколением книг». Им гораздо проще учиться с помощью компьютера, ведь он для них привлекательная игрушка, благодаря которой обучение воспринимается не как утомительная повинность, а как увлекательный процесс познания. И не воспользоваться компьютером, как одним из важнейших инструментов повышения эффективности образования, - значит, оторвать процесс обучения от реальностей современного уровня развития общества. Понимая особенности современных детей, я не могла не использовать компьютер как активное средство обучения.
2. Модуль по географии с набором карт, иллюстраций, контурной картой России
Альфа и омега географии – географическая карта. Им в системе средств обучения географии принадлежит особое место. На всем протяжении изучения данного предмета карта остается важнейшим источником географической информации(1). Кроме обычного набора «бумажных» карт имеем достаточно большой набор электронных карт, которые представлены в Интернете. При выполнении исследовательских работ часто требуются карты, которых в школьных атласах нет. Возможности Интернет позволяют мне их найти и включить в урок. Кроме «бумажных», электронных карт имеем и интерактивные географические карты. Они имеют широкие функциональные возможности - их можно использовать как при объяснении нового материала, так и при проверке знаний учащихся. Использование электронных карт активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет учителю реализовать деятельностный подход к обучению(1).
3. Электронные учебники и энциклопедии по географии. Их набор достаточно большой и постоянно пополняется:
- Начальный курс географии для 6 класса.
География материков и океанов «Наш дом – Земля» в 7 классе.
География России: природа и население.
География 6-10 класс.
География 10 класс.
Энциклопедия Пермской области.
География Лысьвенского района.
Энциклопедия «Кругосветка».
Шпаргалки по географии.
Карты по странам мира
Уроки «Кирилла и Мефодия» для 6-11 классов.
Электронные учебники содержат больший объем информации, чем традиционные. Современному ребенку интереснее работать с текстом на экране компьютера, чем с текстом учебника. На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников (например, движение планет Солнечной системы, смена времен года на Земле, подземные воды, реки Земли, население России и др.). Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например, извержение вулкана). Средства мультимедиа позволяют мне представить так учебный материал, что он воздействует на все каналы восприятия учащихся. Использование диктора разнообразит мои уроки. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.
Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (горообразование, прохождение циклонов и антициклонов, землетрясения, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле и др.), приходится объяснять на словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его собственными глазами. Для этого в электронные учебники заложено много моделей. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, я демонстрирую образование ледников, болот, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.
4. Банк презентаций по классам и темам.
Как бы интересно и захватывающе ни был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программа разработки презентаций Power Point позволяет мне подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта. С помощью графической программы я создаю слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности.
На первом этапе презентации использовались только для демонстрации иллюстративного материала. Сегодня они стали для учащихся информационными источниками сложной структуры (ИИСС), благодаря которым мы можем на уроке сформулировать и тему урока, и повторить домашнее задание, и проверить знание карты, и рассмотреть новую тему, и закрепить её, и сделать все выводы по уроку.
5. Видеомагнитофон, DVD, банк видеофильмов и DVD-фильмов. Возможности кабинета географии лицея позволяют мне на уроках использовать компьютер в комплексе с видеомагнитофоном и проекционным устройством при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней, что представляется весьма эффективным. При этом я стараюсь сочетать новые интерактивные средства и «традиционные» аудиовизуальные, не увлекаясь каким-то одним. С помощью видеомагнитофона и DVD можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, особенности стран и различных уголков нашей Земли, что позволяет создать целостное представление о той или иной территории.
6. Свободный и неограниченный выход в Интернет.
В кабинете географии имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него можно получить (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернет беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения. С появлением Интернет у меня появилась возможность использования интерактивных карт, карт крупных городов Росси и мира. При выполнении исследовательских работ часто требуются карты, которых в школьных атласах нет. Возможности Интернет позволяют мне их найти и включить в урок. В связи с развитием сети Интернет мы имеем возможность участвовать не только в традиционных олимпиадах, но и дистанционных.
7. Интерактивная доска SMART.
Последней новинкой в нашем кабинете является интерактивная доска, которая позволяет мне интегрировать различные ЦОР и создавать новые мультимедийные средства обучения. Использование интерактивной доски на уроках географии осуществляю через: работу с контурной картой, работу с интерактивными картами, работу с макетами, составление опорных конспектов (Климат Африки, Лоция океана, Природа Антарктиды и т.д.), работу с деформированным текстом, выявление причинно-следственных связей, выполнение практических работ (роза ветров + численность населения, температура воздуха), использование других приложений Майкрософт
С внедрением в образовательный процесс интерактивных досок появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке.
8. Дополнительная литература по географии. Для того чтобы учащиеся имели возможность получать дополнительные географические знания, в комплектацию кабинета входит набор учебно-познавательной литературы.
9.
Из практического
и лабораторного оборудования
в комплектацию кабинета географии
входят:
● ученические компасы;
●
глобусы Земли;
● коллекция горных
пород и минералов, полезных ископаемых;
●
набор раздаточных образцов горных пород
и минералов
● гербарий
растений природных зон России.
Предлагаемые
коллекции позволяют учащимся изучать
натуральные объекты природы(1).
10. Набор атласов по географии с 6 по 11 класс. Набор атласов позволяет обеспечить всех учащихся атласами для работы на уроке и вне урока.
Помимо кабинета географии, в лицее созданы 3 компьютерных класса, в которых можно проводить уроки. В нашем образовательном учреждении создана медиатека, где дети имеют возможность готовиться к уроку, работая на компьютере, осуществляя поиск дополнительной информации не только на бумажных носителях, но и в Интернет. Все это позволяет создать определенную географическую образовательную среду, которая обеспечивает достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся.
Литература
1. Светлана КУРЧИНА, зав. редакцией географии издательства «Дрофа» http://www.ug.ru
Автор: Столбова Елена Николаевна
→ Аленка0633 24.01.2013 0 12039 579 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.