Внеклассное мероприятие по географии «Степная земля бесконечна, как время…»; 8-10 кл.


Разработку внеклассного мероприятия подготовила Кучма Татьяна Николаевна учитель географии 1 категории. Казахстан, г. Атбасар, сш. №6.

Тема: «Степная земля, бесконечна как время…»

Цель: 1. обновление полученных знаний в предыдущих классах по данной теме; повторить особенности компонентов степей; сформировать образ степей; выявить экологические проблемы степей и пути решения проблем; хозяйственное использование степей; краеведение.

2. Развитие у школьников воображения, и мышления, вовлечение в творческую деятельность и общение; стимулирование познавательной активности (умения анализировать, сравнивать, обобщать) учащихся.

3. Воспитание чувства коллективизма, патриотизма; экологическое воспитание.

Оборудование: карты-физическая, политико-административная, области, электронный учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент: (слайды №1)

- деление учащихся (8-10 кл.) на команды ;

- определить название команды;

- разминка «Геологика».


Разминка «Геологика»

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие:

    • Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (дождь)

    • Звёздный, весёлый, холодный, тёплый, сильный, слабый, порывистый, резкий, южный, северный, северо-западный… (ветер)

    • Сердечная, душевная, снежная, пыльная, песчаная, разрушительная…

(буря)

    • Живая, мёртвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, стоячая, проточная, пресная, солёная, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная… (вода)

    • Людская, молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная, светлая, мутная… (река)

    • Нервная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, глинистая, подзолистая, чернозёмная… (почва)

    • Плоская, волнистая, грядовая, ступенчатая, горизонтальная, наклонная, низменная, возвышенная… (равнина)

    • Международный, политический, мягкий, суровый, тёплый, холодный, влажный, засушливый, арктический, континентальный, резко-континентальный… (климат)

    • Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, удушливая, земная, солнечная… (атмосфера)


  1. Сообщение темы, цели заседания клуба.


  1. Конкурс «Мозговой штурм». (слайды №2)

Мозговой штурм

(экспресс-опрос)

  1. Типичные почвы степей?

  2. Сорт пшеницы высеваемой в Северном Казахстане?

  3. Типичные растения степной зоны?

  4. Назовите известные вам виды эрозии?

  5. Назовите основное свойство почвы?


  1. Типичные представители животного мира степей?

  2. Для какой хозяйственной деятельности пригодны земли лесостепной зоны ?

  3. Какие области частично или полностью занимает степная зона?

  4. Какие три области составляют «пшеничный пояс» Казахстана?

  5. В Казахстане организовано 9 национальных природных парков : Баянауыл, Иле-Алатау, Каркаралы, Алтынемел, Кокшетау, Катон-Карагай, Сайрам-Огем, Бурабай, Шарын. Какие из них находятся в степной зоне?




  1. Перечислите неблагоприятные, для хозяйственной деятельности человека климатические явления, характерные для степной зоны?

  2. Как называл русский почвовед В.В. Докучаев чернозёмные почвы?

  3. Назовите заповедники степной зоны.

  4. Какой из них находится в Акмолинской области ?

  5. Перечислите основные виды животноводства Северного Казахтана?


  1. Что такое гумус ?

  2. В каком заповеднике находится самая северная точка гнездования розовых фламинго ?

  3. В какой области находится Наурзумский заповедник?

  4. Что это? –длительный период с малым количеством осадков и высокими температурами?

  5. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?


  1. Жаркий иссушающий ветер… его продолжительность в степной зоне 5-10 дней?

  2. В каком заповеднике под охраной государства находится целинная ковыльная степь, сосновый бор Наурызым-Карагай и Терсекский лес. Это самый южный участок распространения редкой разновидности сосны, растущей на засоленных почвах?

  3. Ветровая эрозия –это…?

  4. Назовите растения эфемеры степной зоны?

  5. Некогда многочисленные стада антилоп-… постепенно отступают на юг в зоны полупустынь и пустынь ?


Электронный учебник (видео заповедников)

(слайды №3-26)



Дополнительная информация

Знаете ли вы ?

За последние 40 лет в Казахстане было добыто 5,5 миллионов сайгаков, получено свыше 90 тысяч тонн мяса, 1,7 млн.кв.метров кожевенного сырья и 250 тысяч рогов (они высоко ценятся в тибетской медицине и полностью экспортируются). Добыча сайгаков приносила 3 млн. долларов дохода в год, обеспечивая ½ стоимости продукции охотничьего промысла в стране.

Массовое браконьерство и рост численности волков поставили сайгу-современника мамонта- на грань полного исчезновения. Её численность снизилась с 1млн. 200 тысяч в 1992 году, до 21 тысячи в 2005 году. С 1999 года добыча животного запрещена. Для охраны и учёта сайгаков выделяются большие средства. (слайды №27-28)


  1. Конкурс «Рассеянный географ» (слайды №29-60)

Дайте описание климата и внутренних вод степной зоны, с помощью ключевых слов и словосочетаний: маловодны, степная зона, богарное земледелие, континентальный, нехватка пресной воды, водохранилище, каналы, около 20 тыс. озёр, Ертыс-Караганда, -16°С-18°С, +18°С на севере до +23°С на юге, до 300 мм, Ертыс, Есиль, Тобол, Жайык, Нура и др., лето, зима, крупные реки, жаркое сухое, суровая малоснежная, средняя температура января, средняя температура июля, климатические условия позволяют, поэтому, запасы её накапливают, бассейны, и мелких рек.


Дайте характеристику почв степной зоны, с помощью ключевых слов и словосочетаний: распахано, чернозёмные и каштановые, целинных и залежных земель, тёмно-каштановые, типичные каштановые, светло-каштановые, на севере, к югу, умеренно сухой степи, сухой степи, полупустыни, содержание гумуса 9%, количество гумуса до 6%,28 млн. га, почвы степной зоны, это связано во-первых, с равнинным рельефом, большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами, и в третьих, с лёгким механическим составом почвы (песчаным, супесчаным), преобладание ветровой эрозии.


Дайте характеристику растительного покрова степной зоны, с помощью ключевых слов словосочетаний: богата, пырейные луга,некоторые виды полыни, в южной части, к основным растениям, добавляются, травянистой растительностью, в северной части, хорошие урожаи, преобладают ковыли, типчак, тимофеевка, житняк, эбелек, лекарственные, многоцветная степь, уже выгорает, хорошие урожаи сена, бессмертник, зверобой, шиповник, валериана и др., кратковременной весной, и начале лета, в июле.

Дайте характеристику животного мира степной зоны, с помощью ключевых слов и словосочетаний: из птиц, грызуны, ценные пушные звери, имеющие промысловое значение, основное хищное животное, причиняют большой вред посевам, вол, горностай, степной хорёк, барсук, ласка, лисица, сайгаки, суслики, тушканчики, полевые мыши, степные петрушки, дрофы, а также стрепеты, журавли, кулики, чёрный жаворонок, фламинго, и др., масса некоторых из них достигает до 16 кг, когда-то здесь бродили многотысячные стада этих животных.


Раскройте понятие эрозия почвы и меры борьбы с эрозией, с помощью ключевых слов и словосочетаний: в степных засушливых районах, два вида эрозии, агротехнические, это следствие бессистемной эксплуатации земельных ресурсов человеком, милиоративные, гидротехнические, ветровая и водная, почвозащитные, севообороты, правильная обработка почвы, террасирование склонов, снегозадержание, защитные насаждения, строительство сооружений, препятствующих разрастанию оврагов, проведение этих мер способствует уменьшению эрозии почв, возникает в основном, только на склонах.


Дополнительная информация.

«Ширь степная, да прохладный ветер, да разлив пшеницы золотой»

- «Целинная эпопея» (слайды №61-75)



- Знаете ли вы?

Вместе с распашкой целины начались сильные пыльные бури. Они носили огромный ущерб: засыпали посевы, а главное уносили плодородный почвенный слой. Для спасения почв учёные под руководством А.И. Бараева разработали почвозащитную систему земледелия. Она включала безотвальную (без плуга) обработку почвы с помощью плоскорезов, севообороты (чередование на поле разных культур), предпосевную обработку почв.

Строго выдерживались сроки посева, внесения удобрения, ядохимикатов против сорняков. Эта система была не только почвозащитной, но и интенсивной. На «интенсивных» полях урожаи были на 20% больше, чем на обычных. В конце 1990-х г.г. по интенсивной технологии выращивали 40% пшеницы.

  1. Видео-вопрос ( слайды №76-77)

-Знаете ли вы?

При освоении целины в Павлодарской области были распаханы тёмно-каштановые почвы лёгкого механического состава. В результате 805 тысяч га были подвержены эрозии и стали непригодными для земледелия. В Аулиекольском районе Костанайской области многие земли оказались в таком же положении.


  1. Конкурс «Путешествие в слепую» ( слайды №78)

  1. На контурной карте отметьте следующие города степной зоны: Атбасар, Астана, Костанай, Павлодар, Екибастуз, Караганда, Аркалык, Актобе, Семей, Темиртау, Хромтау, Лисаковск, Жаксы.

  2. Заповедники и национальные парки степной зоны (по областям).


- Знаете ли вы?

По возрасту Павлодар почти ровесник Петрограду, заложенному Петром I в 1703 году. Но лишь в середине 19 века он стал казачьей станицей, насчитывающей 109 дворов с населением более 500 жителей.


  1. Конкурс «Кто больше» (слайды №79)

Назвать крупные месторождения и промышленные предприятия степной зоны.


-Знаете ли вы?

Уникальная труба ГРЭС-2 высотой 420 метров в своё время вошла в

Книгу рекордов Гиннесса.


  1. Дискуссия «Северный Казахстан издавна считался главной «житницей страны»» (потвердите или опровергните это утверждение.(слайды №80)


- Знаете ли вы?

Казахстан импортирует 20% потребляемого продовольствия (75% овощных и фруктовых консервов, 70% куриного мяса, 50% шоколадных изделий, 40% колбас, 30% сахара, 20% сливочного масла).

Зависимость от импорта превысила «порог продовольственной безопасности». По оценкам экспертов ФАО (Сельскохозяйственной организации ООН), это происходит тогда, когда страна ввозит 17% необходимых продуктов питания.


  1. Конкурс капитанов (слайды №81)

- по вопросу от команды, капитану оппонентов (соперников).


X. 1. Подведение итогов (слайды №82).

2. Вручение сертификатов.

3. Выбор самого активного участника.




Полный текст материала Внеклассное мероприятие по географии «Степная земля бесконечна, как время…»; 8-10 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кучма Татьяна Николаевна  KTanyaN
04.06.2013 0 2624 635

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК