Организация работы учащихся с климатограммами как одно из направлений в подготовке к ГИА






Жигалева Вероника Викторовна

заместитель директора по УВР,

учитель географии ГБОУ гимназия №622

Выборгского района Санкт-Петербурга



Организация работы учащихся с климатограммами как одно из направлений в подготовке к ГИА





























Содержание



1. Введение

2. Работа с климатограммами

3. Выводы

4. Использованная литература











































Введение

Общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Экзамен по географии проводится по выбору учащихся. Основное назначение экзаменационной работы - это оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников общеобразовательных учреждений.

Работа с климатограммами является неотъемлемой частью содержания программы по географии в 7 и 8 классах в теме «Климат». Вопрос №27 контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по географии направлен на проверку этой работы.

Вопрос №27 относится к заданиям с выбором ответа. Он контролирует умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, проверяет следующие элементы содержания: «Атмосфера. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат». По уровню сложности является вопросом повышенной сложности, планируемый процент выполнения которого составляет 60-90%. Максимальный балл за выполнение этого задания – 1, примерное время выполнения – 4 минуты.

Для выполнения задания №27 учащиеся должны знать: понятие климатических поясов и типов климата, их основные характеристики, закономерности распределения тепла и влаги на Земле, что такое климатограмма, как на климатограммах показаны основные характеристики климата.

Для выполнения задания №27 учащиеся должны уметь: читать и анализировать климатограмму, сопоставлять разные и специфические источники географической информации.

Трудности при выполнении этого задания могут быть связаны с тем, что климатограмма является особым видом информации. Для ее чтения нужно знать условные обозначения, для ее анализа нужно знать характеристики климата. Чтобы выполнить это задание нужно уметь сопоставлять климатограмму и карту климатических поясов. Следовательно, нужно знать особенности их размещения.

Поэтому при изучении темы «Климат» в 7 классе, при изучении климата каждого материка в 7 классе, при изучении темы «Климат» в 8 классе, при изучении климата Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 8 классе и при подготовке к государственной итоговой аттестациии в 9 классе нужно отводить достаточное количество времени для выполнения различных заданий по климатограммам. Далее в работе приведены примеры некоторых заданий.

Работа с климатограммами

Первое знакомство с климатограммами происходит в 7 классе при изучении темы: «Основные климатические пояса». Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу: «Основные климатические пояса», в которой отражают основные характеристики их климата. Для иллюстрации основных характеристик климата каждого климатического пояса используются типичные климатограммы, на примере которых происходит введение понятия киматограмма, знакомство с условными обозначениями на климатограммах.

Сначала учащиеся учатся читать климатограммы по определенному алгоритму:

1. годовая амплитуда температуры воздуха

2. изменение температуры воздуха в течение года

3. годовое количество осадков

4. распределение осадков в течение года.

Затем учащиеся учатся соотносить климатограммму с тем или иным климатическим поясом. И наконец учащиеся учатся анализировать климатограммы, то есть объяснять годовой ход температуры и распределение осадков в течение года, определив в каком климатическом поясе расположен объект.

На первых этапах работы с климатограммами задания для учащихся могут быть следующие: опишите климатограмму; определите, к какому климатическому поясу она относится; объясните распределение температуры воздуха и осадков в течение года.

При изучении переходных климатических поясов задания усложняются, так как в переходных климатических поясах воздушные массы меняются по сезонам года. Учащиеся должны научиться видеть неравномерное распределение температуры и осадков в течение года на климатограмме и научиться его объяснять.

Таким образом, в течение двух уроков учащиеся знакомятся с понятием климатограмма, учатся их описывать, определять климатический пояс, объяснять годовой ход температуры воздуха и распределение осадков для типичных климатограмм климатических поясов.

Далее работа с климатограммами продолжается при изучении темы: «Климат» каждого материка. При изучении Африки учащимся предлагаются следующие задания: на примере климатограммы города Боэнде расскажите об особенностях экваториального климата; на примере климатических условий городов Сарх, Нджамена и Томбукту расскажите об особенностях субэкваториального климата и его изменениях при удалении от экватора и др.

В географических атласах 7 класса есть климатические карты всех материков. Они также содержат климатические диаграммы. Учащиеся начинают знакомиться не только с типичными диаграммами каждого климатического пояса, но и с исключениями из правил. Например, климатограммма города Дебунджа в Африке. Учащимся предлагаются следующие вопросы: в каком климатическом поясе расположен город? Как Вы это определили? Чем можно объяснить очень большое количество осадков в год?

В электронном приложении к курсу географии 7 класса так же содержится много климатограмм, которые могут быть использованы как упражнения для тренировки на определение климата по климатограмме. Здесь представлены климатограммы, позволяющие увидеть разницу в годовом ходе температуры воздуха и распределении осадков в северном и в южном полушариях. Учащиеся учатся определять климат по климатограмме, не видя город на карте. Таким образом задания усложняются.

При изучении климата Австралии все города находятся в южном полушарии. Учащиеся должны привыкнуть к этим особенностям материка. Им предлагаются следующие задания по атласу: какая из предложенных климатограмм характеризует субэкваториальный климатический пояс и почему? (Кэрнс); какая из предложенных климатограмм характеризует тропический климатический пояс и почему? (такой климатограммы нет); какая она должна быть и почему? (опишите климатограмму); какая из предложенных климатограмм характеризует субтропический климатический пояс и почему? (Перт).

В электронном приложении по теме: «Австралия» представлены по две климатограммы для каждого климатического пояса Австралии. Учащиеся начинают знакомиться с разными типами климата в одном климатическом поясе (тропический пустынный, тропический влажный; субтропический влажный, субтропический континентальный, субтропический средиземноморский).

При изучении климата Южной Америки продолжается знакомство с разными типами климата в пределах одного климатического пояса (тропический пустынный, тропический влажный; умеренный умеренно континентальный, умеренный морской). Можно предложить следующие варианты заданий: сравните и объясните особенности климата городов Асунсьон и Антофагаста; Сармьенто и Пуэрто-Айсен. Эти города расположены в одном климатическом поясе, но имеют разный климат.

При изучении климата Антарктиды заканчивается формирование представлений об особенностях климата основных и переходных климатических поясов. На примере климатограмм станций Восток и Мирный рассматриваются антарктический и субантарктический климатические пояса. На этом этапе работы можно предложить учащимся климатограммы с ошибками, которые они должны увидеть, исправить и объяснить.

Таким образом, приступая к изучению климата Северной Америки, учащиеся уже вполне освоили основные приемы работы с климатограммами. Для повторения, обобщения и систематизации знаний и умений им можно предложить работу по цепочке. Используя типичные климатограммы субарктического, умеренного, субтропического, тропического и субэкваториального климатических поясов, которые представлены в электронном диске, учащиеся по очереди отвечают на короткие вопросы учителя:

  • Какова температура воздуха?

  • Почему?

  • Как она распределяется в течение года?

  • Почему?

  • Сколько выпадает осадков в год?

  • Почему?

  • Как они распределяются?

  • Почему?

  • Какой это климатический пояс?

  • Почему?

И т.д. по каждой климатограмме. При этом каждый ученик имеет возможность ответить 2-3 раза. Организация такой работы помогает учителю сделать вывод о степени усвоения материала учащимися и спланировать дальнейшую коррекцию, если выясняется, что это необходимо.

После такой разминки учащимся можно предложить более сложные вопросы:

  • Сравните климатограммы городов, которые расположены в одном климатическом поясе, и объясните различия.

Такие климатограммы представлены в учебнике (Ном и Чистерфилд-Инлет в субарктическом климатическом поясе; Сан-Франциско, Денвер и Вашингтон в субтропическом климатическом поясе; Ла-Пас и Майами в тропическом климатическом поясе) и в атласе (Принс-Руперт и Квебек в умеренном климатическом поясе).

Таким образом повторяются и корректируются знания климатических областей в пределах одного климатического пояса.

И наконец тема «Климат Евразии» является заключительной темой в 7 классе, в которой заканчивается формирование умения работы с климатограммами. Эта тема дает широкий материал для повторения и закрепления знаний климатических областей в пределах климатических поясов. В учебнике для этого представлены 12 климатограмм.

На примере климатограмм городов Лондон, Вологда, Сургут и Якутск можно проследить усиление континентальности климата в пределах умеренного климатического пояса (от морского до резко континентального). На примере климатограмм городов Неаполь, Кашгар и Токио можно проанализовать изменение климатических условий в пределах субтропического климатического пояса. Здесь можно найти как типичные климатограммы климатических поясов (Хаиль - тропический), так и исключения (Черапунджи - субэкваториальный). Здесь можно проанализировать климатограммы городов, расположенных недалеко друг от друга в пределах одного климатического пояса, но имеющих разные климатические условия (Лкаса и Черапунджи).

Таким образом подводится итог формирования умения работы с климатограммами

в 7 классе. Учащиеся должны научиться читать и анализировать климатограммы, определять по ним тип климата.

Работа с климатограммами возобновляется в 8 классе при изучении темы «Климат России». При заполнении контурной карты «Типы климата в России» используются климатограммы, представленные в атласе и в учебнике.

Дав характеристику арктическому климатическому поясу, учащимся предлагается выбрать в атласе подходящую климатограмму и объяснить свой выбор (м.Челюскин). При характеристике субарктического климатического пояса выясняется, что в нем выделяется два типа климата: морской и резко континентальный. В учебнике представлены климатограммы городов Мурманск и Оймякон. Учащимся предлагается подобрать соответствующие климатограммы и объяснить свой выбор. В умеренном климатическом поясе России выделяется пять климатических областей: умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный и морской типы климата. При их характеристике учащимся предлагается также подбирать к ним климатограммы в атласе. Если в атласе нет соответствующей климатораммы, то учащиеся должны сами ее описать и объяснить.

На следующем уроке при проверке знаний и умений учащимся предлагается охарактеризовать тот или иной тип климата России по соответствующим климатограммам атласа.

Итогом изучения темы «Климат России» является практическая работа «Определение типа климата по климатической диаграмме».



Цели работы: - проверка знаний типов климата на территории России и их основных

характеристик;

- проверка умения анализировать климатические диаграммы;

- проверка умения сопоставлять климатические диаграммы с картой

климатических поясов.

Климатограммы для проведения практической работы берутся из атласа. Время выполнения работы 10-15 минут.

При изучении темы «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» в конце

8 класса учащиеся имеют еще одну возможность актуализировать свои знания и умения по работе с климатограммами. Им предлагается задание самим построить климатограмму для Санкт-Петербурга по предложенным данным, а затем ее проанализировать.

Таким образом заканчивается формирование умения работы с климатограммами в школьном курсе физической географии.

Сформировав умение работы с климатограммами как с особым источником географической информации, при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе во время факультативных занятий или консультаций учитель может предлагать учащимся для выполнения задание №27 из различных сборников, тем самым корректируя знания и умения учащихся по необходимости.





















Выводы

Таким образом, являясь неотъемлемой частью содержания программы по географии в 7 и 8 классах, являясь вопросом, который обязательно контролируется на государственной итоговой аттестации в 9 классе, работа с климатограммами на уроках географии должна быть логически выстроена. От первого знакомства с климатограммами до этапа подготовки к государственной итоговой аттестации учащиеся проходят сложный путь овладения различными приемами работы с климатограммами путем усложнения видов заданий.

В ходе моей педагогической деятельности у меня сложилась система работы с климатограммами, при которой учащиеся легко овладевают основными приемами работы с ними и легко справляются с заданием №27 на государственной итоговой аттестации. В данной работе я представила свой опыт по организации работы учащихся с климатограммами на уроках географии.

Выполняя задания от простого к сложному, учащиеся постепенно овладевают знаниями и умениями по работе с климатограммами, учатся их анализировать, сопоставлять с картой климатических поясов, находить ошибки, строить их самостоятельно, определять климат по климатограмме без карты климатических поясов. Таким образом они развивают логику мышления, учатся устанавливать причинно-следственные связи, развивают познавательные универсальные учебные действия.

























Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. География: программа: 5-9 классы/ А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. М. Вентана-Граф. 2012.

  3. Т.С.Кузнецова, Л.В.Тарасова. Теория и методика обучения (география): рабочая тетрадь. СПб.: СПб АППО. 2012.

  4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

  5. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

  6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии.


















Полный текст материала Организация работы учащихся с климатограммами как одно из направлений в подготовке к ГИА смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жигалева Вероника Викторовна  ВероникаЖигалева
01.04.2014 0 8807 978

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК