Статья "Индивидуализация образовательного процесса по географии путем использования современных средств обучения"


Методов, приемов, форм работы, которые помогают формировать компетенции много: проблемное обучение, проектный метод, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение групповой и диалоговой формы обучения  и т.д.

Инновационный проект

«Индивидуализация образовательного процесса по географии путем использования современных средств обучения и информационных технологий в условиях гимназического обучения».

Пояснительная записка.

Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования современного общества.

Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

Индивидуальных подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном обучении, технологии перспективно-опережающего обучения, технологии исследовательского обучения,  информационных технологиях, дистанционном обучении.

Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни.

Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих подростку раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.

Для этого необходимо создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать индивидуально с преподавателем при решении разнообразных проблем.

Основной замысел инновационного проекта – сопровождение обучения предмету география и обучения, выходящего за пределы школьной программы.

Объект инновационного проекта – ученики среднего и старшего звена

Предмет инновационного проекта – современные средства обучения и информационные технологии

Цель инновационного проекта - используя современные средства обучения создать условия для полноценного и гармоничного развития учащихся, склонных к интенсивному умственному труду, разработать средства для работы с отстающими детьми по предмету география в условиях гимназического образования.

Гипотеза - В результате работы над инновационным проектом,  предполагаю: 

  1. Расширить возможности для выбора индивидуальной образовательной траектории, самостоятельного формирования программ обучения (исходя из потребностей учеников) для обучения учащихся всех уровней интеллектуального развития.
  2. Формировать у учеников потребность к самообразованию.
  3. Развивать творческие способности детей в процессе экспериментальной и исследовательской работы.

И как результат – обеспечения более высокого уровня  географического образования.

Задачи инновационного проекта:

  1. Формирование у учащихся потребностей и способностей к самообразованию;
  2. Развитие у школьников самостоятельности и готовности к сотрудничеству;
  3. Развитие познавательных потребностей, социализация и индивидуализация учеников гимназии;
  4. Формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности;
  5. Развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и исследовательской работы;
  6. Способствовать расширению образовательного пространства лицея через развитие сетевого взаимодействия с другими школами и организациями.

Ожидаемые результаты:

  •  
  • для ученика – повысит уровень знаний по предмету география, поможет ориентации на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации, участие в Интернет - олимпиадах и научно-практических конференциях, обучение на дистанционных курсах, заочных школах
  • для учителя – повышение качества  обученности учащихся, взаимный обмен информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения, обновление и актуализация используемых материалов, овладение современными образовательными  и информационно-коммуникационными технологиями, личный профессиональный рост.

Результаты инновационной деятельности – желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, слабые получат возможность испытать учебный успех.

Этапы инновационного проекта и их основное содержание:

I.Подготовительный этап

  1. Постановка проблем, осмысление и поиск путей их решения.
  2. Изучение литературы, информации, имеющегося опыта по данной проблематике.
  3. Выбор методов осуществления инновационного проекта и практическое овладение ими.
  4. Выявление  этапов выполнения проекта, разработка программы реализации целей и задач инновационного проекта.

II. Организационно- практический этап

  • Создание группы детей, желающих заниматься более углубленно географией и  сверх пределов школьной программы, участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности  гимназии.
  • Объединить учащихся, заинтересованных в использовании Интернет – поддержки (электронная почта, Дневник. ру), получение консультаций и заданий, научного общения.
  • Поиск партнеров по сетевому взаимодействию школьников,  объединенных по интересу.

Индивидуализация образования будет осуществляться  через:

  • Вариативность содержания: базовый компонент, школьный компонент, личностный компонент.
  • Организацию образовательного процесса: занятия по индивидуальному выбору, индивидуальный план, интенсив, семинары, консультации, практикумы,  экскурсии, тренинги.
  • Формы образовательного процесса: индивидуальные, самостоятельные, групповые.
  • Методы образовательного процесса: проблемно-поисковые, проблемные, экспериментальные, исследовательские, аналитические.

III. Аналитический этап

  1. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы и в первый год после окончания школы.
  2. Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий, режима работы.

Методы и формы инновационного проекта:

Для реализации проекта предпочтение отдается таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний (беседы, семинары, конференции, диспуты и т.д.)
  2. способствуют развитию творческого мышления, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, наблюдения, практические работы)
  3. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений,  основ проектного мышления учащихся (проектные и исследовательские работы)

Основные методы инновационного исследования:

  1. Изучение соответствующей литературы
  2. Наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса
  3. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
  4. Тестирование
  5. Анализ выполнения инновационного проекта
  6. Корректировка плана, форм и методов реализации инновационного проекта
  7. Использование ресурсов Интернета (электронная почта, Дневник.ру)  для получения консультаций, участие в сетевых проектах, размещение своих научно – исследовательских работ на Интернет-площадках, привлечение к исследовательскому поиску партнеров по сетевому взаимодействию.

Механизмы реализации проекта:

  1. Научно-методическая обеспеченность и условия проекта.

Для осуществления проекта необходимы следующие условия:

  • Образовательные ресурсы сети Интернет  для основного общего и среднего /полного/ общего образования   Техническое оснащение кабинета
  •  Наличие коллекции СД дисков с программами, географические видеоматериалы
  • Библиотечный фонд
  1. Формы представления результатов

1.  Список цифровых и  информационных ресурсов.

2. Участиев олимпиадах различного уровня, дистанционных олимпиад, научно-практических конференций, заочных школах обучения и т.д.

3.   Наличие переписки через электронный адрес и Дневник.ру (консультирование по темам, задания для самостоятельной и практической работы и т.п.).

4. Дистанционные курсы.

4.  На школьном сайте страница по географии, либо собственный сайт.

5.  Итоговые показатели успеваемости и качества обучения географии, сдачи ЕГЭ.

6. Количество учащихся, посещающих элективные курсы.

  1.  
  1. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента. – М.: 1999
  2. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
  3. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
  4. Дьяченко В.К. Современная дидактика. – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1996 г., с.56
  5. Образовательные ресурсы сети Интернет

Полный текст материала Статья "Индивидуализация образовательного процесса по географии путем использования современных средств обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Омарова Татьяна Владимировна  ТатьянаО
19.02.2015 0 4386 412

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК