Статья "Индивидуализация образовательного процесса по географии путем использования современных средств обучения"
Методов, приемов, форм работы, которые помогают формировать компетенции много: проблемное обучение, проектный метод, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение групповой и диалоговой формы обучения и т.д.
Инновационный проект
«Индивидуализация образовательного процесса по географии путем использования современных средств обучения и информационных технологий в условиях гимназического обучения».
Пояснительная записка.
Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования современного общества.
Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.
Индивидуальных подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном обучении, технологии перспективно-опережающего обучения, технологии исследовательского обучения, информационных технологиях, дистанционном обучении.
Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих подростку раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать индивидуально с преподавателем при решении разнообразных проблем.
Основной замысел инновационного проекта – сопровождение обучения предмету география и обучения, выходящего за пределы школьной программы.
Объект инновационного проекта – ученики среднего и старшего звена
Предмет инновационного проекта – современные средства обучения и информационные технологии
Цель инновационного проекта - используя современные средства обучения создать условия для полноценного и гармоничного развития учащихся, склонных к интенсивному умственному труду, разработать средства для работы с отстающими детьми по предмету география в условиях гимназического образования.
Гипотеза - В результате работы над инновационным проектом, предполагаю:
- Расширить возможности для выбора индивидуальной образовательной траектории, самостоятельного формирования программ обучения (исходя из потребностей учеников) для обучения учащихся всех уровней интеллектуального развития.
- Формировать у учеников потребность к самообразованию.
- Развивать творческие способности детей в процессе экспериментальной и исследовательской работы.
И как результат – обеспечения более высокого уровня географического образования.
Задачи инновационного проекта:
- Формирование у учащихся потребностей и способностей к самообразованию;
- Развитие у школьников самостоятельности и готовности к сотрудничеству;
- Развитие познавательных потребностей, социализация и индивидуализация учеников гимназии;
- Формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности;
- Развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и исследовательской работы;
- Способствовать расширению образовательного пространства лицея через развитие сетевого взаимодействия с другими школами и организациями.
Ожидаемые результаты:
- для ученика – повысит уровень знаний по предмету география, поможет ориентации на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации, участие в Интернет - олимпиадах и научно-практических конференциях, обучение на дистанционных курсах, заочных школах
- для учителя – повышение качества обученности учащихся, взаимный обмен информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения, обновление и актуализация используемых материалов, овладение современными образовательными и информационно-коммуникационными технологиями, личный профессиональный рост.
Результаты инновационной деятельности – желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, слабые получат возможность испытать учебный успех.
Этапы инновационного проекта и их основное содержание:
I.Подготовительный этап
- Постановка проблем, осмысление и поиск путей их решения.
- Изучение литературы, информации, имеющегося опыта по данной проблематике.
- Выбор методов осуществления инновационного проекта и практическое овладение ими.
- Выявление этапов выполнения проекта, разработка программы реализации целей и задач инновационного проекта.
II. Организационно- практический этап
- Создание группы детей, желающих заниматься более углубленно географией и сверх пределов школьной программы, участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности гимназии.
- Объединить учащихся, заинтересованных в использовании Интернет – поддержки (электронная почта, Дневник. ру), получение консультаций и заданий, научного общения.
- Поиск партнеров по сетевому взаимодействию школьников, объединенных по интересу.
Индивидуализация образования будет осуществляться через:
- Вариативность содержания: базовый компонент, школьный компонент, личностный компонент.
- Организацию образовательного процесса: занятия по индивидуальному выбору, индивидуальный план, интенсив, семинары, консультации, практикумы, экскурсии, тренинги.
- Формы образовательного процесса: индивидуальные, самостоятельные, групповые.
- Методы образовательного процесса: проблемно-поисковые, проблемные, экспериментальные, исследовательские, аналитические.
III. Аналитический этап
- Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы и в первый год после окончания школы.
- Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий, режима работы.
Методы и формы инновационного проекта:
Для реализации проекта предпочтение отдается таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний (беседы, семинары, конференции, диспуты и т.д.)
- способствуют развитию творческого мышления, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, наблюдения, практические работы)
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления учащихся (проектные и исследовательские работы)
Основные методы инновационного исследования:
- Изучение соответствующей литературы
- Наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса
- Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
- Тестирование
- Анализ выполнения инновационного проекта
- Корректировка плана, форм и методов реализации инновационного проекта
- Использование ресурсов Интернета (электронная почта, Дневник.ру) для получения консультаций, участие в сетевых проектах, размещение своих научно – исследовательских работ на Интернет-площадках, привлечение к исследовательскому поиску партнеров по сетевому взаимодействию.
Механизмы реализации проекта:
- Научно-методическая обеспеченность и условия проекта.
Для осуществления проекта необходимы следующие условия:
- Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего /полного/ общего образования Техническое оснащение кабинета
- Наличие коллекции СД дисков с программами, географические видеоматериалы
- Библиотечный фонд
- Формы представления результатов
1. Список цифровых и информационных ресурсов.
2. Участиев олимпиадах различного уровня, дистанционных олимпиад, научно-практических конференций, заочных школах обучения и т.д.
3. Наличие переписки через электронный адрес и Дневник.ру (консультирование по темам, задания для самостоятельной и практической работы и т.п.).
4. Дистанционные курсы.
4. На школьном сайте страница по географии, либо собственный сайт.
5. Итоговые показатели успеваемости и качества обучения географии, сдачи ЕГЭ.
6. Количество учащихся, посещающих элективные курсы.
- Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента. – М.: 1999
- Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
- Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
- Дьяченко В.К. Современная дидактика. – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1996 г., с.56
- Образовательные ресурсы сети Интернет
На странице приведен фрагмент.
Автор: Омарова Татьяна Владимировна
→ ТатьянаО 19.02.2015 0 4386 412 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.