РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ФГОС В УМК “ BRILLIANT”ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Семенова Раисия Борисовна
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №4 им.А.С.Пушкина
г.Йошкар-Ола
Реализация идей ФГОС в УМК “ Brilliant”для начальной школы
Основными задачами модернизации российского образования являются повышение доступности, качества и эффективности образования. Это предполагает не только масштабные структурные, институционные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь - значительное обновление содержания образования.(1) .В связи с этим наша гимназия в 2011-2012 учебном году начала сотрудничество с издательством «Русское слово» и апробирует во 2х классах УМК Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant».В рамках апробации были поставлены в школьную библиотеку бесплатные учебники в количестве 90 штук.
Курс входит в систему учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа». Основа курса - традиционный английский учебник издательства MACMILLAN. Учебно-методический комплект включает: прграмму курса, рабочую программу, книгу для учителя, учебник с аудиодиском, рабочую тетрадь, комплект демонстрационнных карточек, книгу для родителей,интерактивный диск.
Программа учебного курса «Английский язык .Brilliant» по содержанию соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза 2010 года). Программа учитывает современные подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:
1 личностно ориентированный подход как дидактическую основу обучения
2 коммуникативно-когнитивный подход как психолингвистическую основу обучения иностранным языкам
3 компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.(2)
Основной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение на изучаемом языке в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
Обучение английскому языку по курсу «Английский язык .Brilliant» формирует у учащихся представление о многообразии мира, воспитывает
такие качества личности, как открытость, терпимость (толерантность), готовность к диалогу с представителями других социокультурных сообществ. Обсуждение жизненных ситуаций во время обучения, приобщение российских учащихся к интересам и проблемам англо-говорящих ровесников способствует приобретению учащимися целевой и нравственной ориентации в современном обществе и вносит вклад в становление личности.(3)
Данный курс имеет специфические черты в структуре, содержании и признан решать следующие задачи:
1) обеспечить элементарное филологическое образование учащихся, приобщить их с ранних лет к общечеловеческим культурным ценностям и к русской национальной культуре;
2) создать условия для формирования у младших школьников нравственных понятий, убеждений;
3) создавать условия для формирования у учащихся личностного восприятия мира, выработки системы справедливых оценочных суждений, развития мышления, творческих способностей;
4) создавать условия для интеллектуального развития младших школьников посредством творческого использования ими межпредметных знаний, получаемых в школе.
Одной из особенностей курса является система обучения фонетике английского языка. Она предполагает формирование артикуляционных, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Отличительной чертой программы является ее ориентированность на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира эпохи глобализации и учитывает роль английского языка как языка межнационального общения.
Рассмотрим основные компоненты УМК.
Учебник с аудиодиском курса включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник соответствует существующей сетке часов в начальной школе -2 часа в неделю. Удобен в работе в группах с различной наполняемостью учащихся. Построение учебника соответствует синтетическому взгляду на мир, свойственному младшим школьникам, и способствует постепенному освоению учащимися аналитической деятельности.
В основу содержания положены следующие дидактические принципы:
- научность
-опору на зону ближайшего развития
-деятельностного подхода к организации обучения через практическую деятельность- наблюдение, игровые ситуации, диалоги
-познавательной активности- рабочие материалы содержат задания частично поискового и исследовательского характера
-вариативность-учитель имеет возможность определить уровень освоения знаний: необходимый или расширенный
-наглядный - рисунки, схемы, таблицы
-поэтапного формирования умственных действий
Содержание учебника соответствует дидактико-психологическим особенностям обучения младших школьников. Основу вводно-фонетического курса составляет ритмически организованный фонетический материал, представленный в виде чантов. (Чанты короткое ритмическое стихотворение, эффективный способ отработать произношение, лексику и грамматику; чанты можно ритмически проговаривать и петь под несложную мелодию с четким ритмом.Тексты, учебные задания, вопросы рассчитаны на формирование субъективности деятельности (познавательной самостоятельности и осознанного отношения к изучению предмета) учащихся и представлены в разнообразных формах (наблюдение и элементарный анализ языковых явлений сопоставление, алгоритмы, работа в парах, группах, индивидуальная творческая деятельность, советы авторов и др.).
Соответствующие задания позволяют целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и учебную деятельность школьников:
умение самостоятельно планировать учебную работу, способность к самооценке и самоконтролю, имеются материалы для промежуточного и итогового контроля учащихся. На основе деятельностного подхода решаются вопросы разного уровня сложности в области обучения английскому языку. Представленные элементы проблемного обучения повышают мотивацию учащихся. Расширенное лексическое поле курса способствует увеличению активного словарного запаса учащихся. Тематическое единство уроков дает возможность развивать произвольное внимание и учебную мотивацию учащихся.
Структура учебника, предложенная авторами, облегчает планирование деятельности учащихся. Учебник подразделяется на учебные макроединицы:
1 фонетический курс (раздел 1)
2 основной курс ( раздел 2)
3 словарь
4 приложение «Читаем с удовольствием»
Единицей организации материала основного курса является «Раздел», каждый раздел разбит на 6 уроков. Первый урок каждого раздела начинается с определения учебных целей раздела; затем отрабатываются ключевые для данного раздела фонетические явления, потом идет основная часть урока -введение нового лексического и грамматического материала, на уроках 2-4 содержится серия упражнений на отработку лексики и грамматики, на развитие речевых умений в устной речи, на формирование и развитие аудитивных умений учащихся. Задания урока /Revision направлены на повторение учащимися изученного материала с одновременным развитием у обучаемых умения чтения, формированием социокультурной компетенции, расширением их кругозора. На уроке 6 предусмотрено включение учащимися знаний, полученных на других школьных предметах, в англоязычную речевую деятельность с целью осуществления межпредметных связей. Обращение учащихся к данным в учебнике словарям развивает такие общеучебные умения, как пользование двуязычным словарем и чтение транскрипции.
Следует обратить внимание на коцептуальные аспекты преподавания по данному курсу:
- деятельностный
-текстоориентированный- обеспечивает возможность решать все четыре вида речевой деятельности
-коммуникативно-познавательный.
Данный курс позволяет учителю реализовать обучающий, развивающий и воспитательный потенциал каждого урока. Содержание и структура учебника обеспечивает системность и преемственность в изучении языка. Теоретический материал доступен для восприятия и усвоения учащимися. Задания формулируются таким образом, чтобы дать возможность сначала уяснить суть понятия или правила, затем распознать изучаемое явление в ряду сходных, далее выполнить работы по образцу затем-самостоятельно воспроизвести изучаемые языковые явления. В книгу для учителя включены тесты по каждой теме. Младший школьный возраст является благоприятным для развития как репродуктивного (воссоздающего), так и творческого воображения, поэтому в учебник включены задания, способствующие приобретению детьми опыта творческой деятельности (мини-проекты).
Учебник соответствует современным концепциям, современен и научен. В УМК полно отражены современные положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения. Дизайн УМК соответствует современным полиграфическим требованиям. Удачно представлен зрительный ряд (рисунки, фото, слайды, символы), подобраны шрифты, ясно структурное членение учебник, обложка учебника твердая, что способствует долговечности.
Книга для учителя является составной частью УМК. Она содержит методические рекомендации по организации и проведению занятий.
Концепция учебника стимулирует творчество и профессионализм работы учителя. Все поурочное планирование в книге для учителя на русском языке с целями, лексическим, грамматическим материалом, с указанием на дополнительные средства обучения, с четким поэтапным планом урока. Даются подробные поурочные рекомендации и советы по индивидуализации учебного процесса. На подготовку к уроку не требуется от учителя много времени. Имеются ключи к упражнениям, дополнительные задания, четвертные, промежуточные и годовые контрольные работы. Можно работать с учебником без постоянного обращения к книге для учителя. Дизайн УМК соответствует современным полиграфическим требованиям.
Рабочая тетрадь является одним из компонентов УМК. Материал соответствует материалу учебника, содержит разнообразные по форме их выполнения упражнения. В рабочей тетради есть раздел «Мой языковой портфель»(“My Language Portfolio”), с помощью которого создается ситуация успеха для каждого учащегося, повышается самооценка и мотивируется творческий рост учащихся.
Таким образом, учебный курс по английскому языку для общеобразовательных учреждений отличается как новизной, так и соблюдением лучших традиций российской и зарубежной школ издания учебников по английскому языку для младших школьников
Литература:
1. Сборник нормативных документов. Иностранный язык/
сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа, 2009 - с.3
2.Программа курса. Английский язык 2-4 классы. К учебникам Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык.Brilliant»-М.: Русское слово, 2011-с.4
3.Рабочая программа. Английский язык 2-4 классы. К учебникам Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant»-М.: Русское слово, 2011- с.4 , с.19
4.Книга для учителя. К учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant» 2 класс» - М.: Русское слово, 2011-с.8
5.Рабочая тетрадь. К учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant» 2 класс» -М.: Русское слово, 2011-с.24-25
6 Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant» 2 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений -М.: Русское слово, Макмиллан , 2011
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования
МБОУ «гИМНАЗИЯ №4 ИМ. а.с.пУШКИНА» Г.йОШКАР-оЛА
Реализация идей ФГОС в УМК “ Brilliant”для начальной школы
выступление на ХVIII республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: вызовы современности и поиск инновационных моделей
развития образования»
23.03.2012
Семенова Р.Б.
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №4
им.А.С.Пушкина»
Йошкар-Ола, 2012
МБОУ «гИМНАЗИЯ №4 ИМ. а.с.пУШКИНА» Г.йОШКАР-оЛА
Внедрение инноваций в преподавание английского языка посредством апробации новых УМК
выступление на педагогическом совете
30.03.2012
Семенова Р.Б.
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №4
им.А.С.Пушкина»
Йошкар-Ола, 2012
СЕМЕНОВАр.б.
мбоу «гИМНАЗИЯ №4
ИМ. а.с.пУШКИНА»,
Г.йОШКАР-оЛА
Внедрение инноваций в преподавание английского языка посредством апробации новых УМК
Модернизация российского образования предполагает значительное обновление ее содержания. Провозглашенный принцип вариативности в образовании, дает возможность выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс. Инновационные явления обуславливают переход от знаниевой парадигмы педагогического процесса к личности, от «сообщающих»- к интерактивным методам обучения.
В связи с этим наша кафедра в 2011-2012 учебном году начала сотрудничество с издательством «Русское слово» и апробирует во 2х классах УМК Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant».В рамках апробации были поставлены в школьную библиотеку бесплатные учебники в количестве 90 штук. Остальные (35 учебников) приобретены за счет родительских средств.
20 февраля 2012 года в гимназии прошел методический республиканский семинар «Обучение английскому языку в свете новых образовательных стандартов». На семинаре состоялась встреча с одним из авторов УМК “Brilliant” Ларионовой Ириной Владимировной, старшим преподавателем кафедры филологического образования Академии постдипломного педагогического образования г.Санкт-Петербург. Были рсссмотрены вопросы реализации идей ФГОС в УМК “Brilliant” для начальной школы, пути формирование коммуникативной компетенции, подведены промежуточные итоги апробации УМК в нашей гимназии.
Курс, по которому мы работаем, входит в систему учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа». Основа курса - традиционный английский учебник издательства MACMILLAN. Учебно-методический комплект включает: программу курса, рабочую программу, книгу для учителя, учебник с аудиодиском, рабочую тетрадь, комплект демонстрационнных карточек, книгу для родителей, интерактивный диск.
Программа учебного курса «Английский язык .Brilliant» по содержанию соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза 2010 года). Программа учитывает современные подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:
1 личностно ориентированный
2 коммуникативно-когнитивный
3 компетентностный подходы
Основной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение на изучаемом языке в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
Данный курс имеет специфические черты в структуре, содержании и признан решать следующие задачи:
1) обеспечить элементарное филологическое образование учащихся, приобщить их с ранних лет к общечеловеческим культурным ценностям и к русской национальной культуре;
2) создать условия для формирования у младших школьников нравственных понятий, убеждений;
3) создавать условия для формирования у учащихся личностного восприятия мира, выработки системы справедливых оценочных суждений, развития мышления, творческих способностей;
4) создавать условия для интеллектуального развития младших школьников посредством творческого использования ими межпредметных знаний, получаемых в школе.
Одной из особенностей курса является система обучения фонетике английского языка. Она предполагает формирование артикуляционных, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Отличительной чертой программы является ее ориентированность на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира.
Учебник с аудиодиском . Учебник соответствует существующей сетке часов в начальной школе -2 часа в неделю. Учебника соответствует синтетическому взгляду на мир, свойственному младшим школьникам, и способствует постепенному освоению учащимися аналитической деятельности.
В основу содержания положены следующие дидактические принципы:
- научность
-опору на зону ближайшего развития
-деятельностного подхода через практическую деятельность- наблюдение, игровые ситуации, диалоги
-познавательной активности- рабочие материалы содержат задания частично поискового и исследовательского характера
-вариативность-учитель имеет возможность определить уровень освоения знаний: необходимый или расширенный
-наглядный - рисунки, схемы, таблицы
-поэтапного формирования умственных действий
Содержание учебника соответствует дидактико-психологическим особенностям обучения младших школьников. Основу вводно-фонетического курса составляет ритмически организованный фонетический материал, представленный в виде чантов. (Чанты короткое ритмическое стихотворение, эффективный способ отработать произношение, лексику и грамматику; чанты можно ритмически проговаривать и петь под несложную мелодию с четким ритмом.Тексты, учебные задания, вопросы представлены в разнообразных формах (наблюдение и элементарный анализ языковых явлений сопоставление, алгоритмы, работа в парах, группах, индивидуальная творческая деятельность, советы авторов и др.).
Структура учебника, предложенная авторами, облегчает планирование деятельности учащихся. Учебник подразделяется на учебные макроединицы:
1 фонетический курс (раздел 1)
2 основной курс (раздел 2)
3 словарь
4 приложение «Читаем с удовольствием»
Единицей организации материала основного курса является «Раздел», каждый раздел разбит на 6 уроков. Первый урок каждого раздела начинается с определения учебных целей раздела; затем отрабатываются ключевые для данного раздела фонетические явления, потом идет основная часть урока - введение нового лексического и грамматического материала, на уроках 2-4 содержится серия упражнений на отработку лексики и грамматики, на развитие речевых умений в устной речи, на формирование и развитие аудитивных умений учащихся. Задания урока /Revision направлены на повторение учащимися изученного материала с одновременным развитием у обучаемых умения чтения, формированием социокультурной компетенции, расширением их кругозора. На уроке 6 предусмотрено включение учащимися знаний, полученных на других школьных предметах, в англоязычную речевую деятельность с целью осуществления межпредметных связей. Обращение учащихся к данным в учебнике словарям развивает такие общеучебные умения, как пользование двуязычным словарем и чтение транскрипции.
Следует обратить внимание на коцептуальные аспекты преподавания по данному курсу:
- деятельностный
-текстоориентированный- обеспечивает возможность решать все четыре вида речевой деятельности
-коммуникативно-познавательный.
Данный курс позволяет учителю реализовать обучающий, развивающий и воспитательный потенциал каждого урока. Младший школьный возраст является благоприятным для развития как репродуктивного (воссоздающего), так и творческого воображения, поэтому в учебник включены задания, способствующие приобретению детьми опыта творческой деятельности (мини-проекты).
Учебник соответствует современным концепциям, современен и научен. В УМК полно отражены современные положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения. Дизайн УМК соответствует современным полиграфическим требованиям. Удачно представлен зрительный ряд (рисунки, фото, слайды, символы), подобраны шрифты, ясно структурное членение учебник, обложка учебника твердая, что способствует долговечности.
Книга для учителя является составной частью УМК. Она содержит методические рекомендации по организации и проведению занятий.
Концепция учебника стимулирует творчество и профессионализм работы учителя. Все поурочное планирование в книге для учителя на русском языке с целями, лексическим, грамматическим материалом, с указанием на дополнительные средства обучения, с четким поэтапным планом урока. Даются подробные поурочные рекомендации и советы по индивидуализации учебного процесса. Имеются дополнительные задания, четвертные, промежуточные и годовые контрольные работы.
Рабочая тетрадь является одним из компонентов УМК. Материал соответствует материалу учебника, содержит разнообразные по форме их выполнения упражнения. В рабочей тетради есть раздел «Мой языковой портфель»(“My Language Portfolio”), с помощью которого создается ситуация успеха для каждого учащегося, повышается самооценка и мотивируется творческий рост учащихся
Предметными результаамиы изучения иностранного языка по программе «Английский язы. Brilliant» являются
-освоение начальных представлений о нормах иностранного языка
(фонетических, лексических, грамматических);
-овладение элементарной коммуникативной компетенцией;
-овладение элементами ключевых компетенций
В конце первого учебного полугодия среди учащихся вторых классов было проведено анкетирование. В вопросах, затронутых в анкете, выяснялось отношение детей к данным учебным пособиям и к урокам, построенным на основе этого УМК.
Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
Нравится ли тебе учебник английского языка с диском и рабочая тетрадь, по которому ты занимаешься?
Что тебе в них нравится? (изучаемые темы, картинки, рассказы-комиксы, стихи и песни, записи на диске, упражнения в рабочей тетради, раздел «Мой языковой портфель», самооценка звездами)
Что тебе легче всего выполнять на уроках английского языка? (изучать новые слова, читать рассказы-комиксы, слушать записи на диске и выполнять задания по прослушанному, выполнять творческие задания, разыгрывать сценки и диалоги, петь песни на английском языке, играть в игры на английском языке)
На первый вопрос из 120 человек «да»- ответили 119 и «нет» - 1 человек. Практически всем детям заниматься по предложенным учебникам понравилось. Основное внимание дети обращают на красочное оформление книг и удобный для чтения шрифт. Это отметили 117 детей. Кроме того, дети безусловно выбирают презентацию изучаемого материала в форме красочных рассказов-комиксов. За них проголосовали также 117 человек. Предложенные темы и упражнения внутри этих тем были интересными для 86 и 87 человек соответственно. Привлекательной показалась детям также и самооценка звездами в разделе «Мой языковой портфель» рабочей тетради. С точки зрения психологии - это более комфортное оценивание своих знаний и умений для детей младшего школьного возраста. Самооценивание таким способом одобрили 88 детей. И, конечно же, детям всегда нравится прослушивать записи на учебном диске как в классе, так и дома. 83 ребенка предпочитают дома выполнять упражнения, разучивать песни и стихи с аудио поддержкой.
Какие формы и приемы работы с учащимися оказались наиболее эффективными на основе данного учебного пособия? По данным анкетирования видно, что наибольшее предпочтение дети отдают игровым способам отработки и закрепления языкового материала. 100 человек отметили, что игровая форма подачи и отработки материала ими воспринимается легче всего. А также разучивание лексики и грамматических конструкций в форме, песен, стихов и чантов нравится почти всем детям. В анкете 80 учащихся отметили, что им нравится разучивать песни и стихи и дается им это легко.
В списке легких, по мнению детей, видов речевой деятельности лидируют также аудирование в пределах изученных тем (выбрали 82 ребенка), подготовленное говорение на примере инсценирования диалогов и сцен из рассказов-комиксов (отмечают 86 человек), чтение интересных рассказов (нравится 79 учащимся). Презентация творческих работ по предложенным темам в пределах изученного материала без труда дается больше половины учащимся (отмечают 75 человек). Думается, что остальная часть учащихся, накопив опыт публичных выступлений, на последующих этапах обучения также научится показывать свои достижения в области языковых умений без затруднений.
Кроме анкетирования анализу подвергся раздел рабочей тетради «Мой языковой портфель», в котором дети фиксируют свои успехи и достижения в освоении английского языка. В конце второй четверти учащимся было предложено назвать свои умения в области говорения, чтения, аудирования и письма.
В области говорения. Из 71 ребенка 49 отметили, что умеют самостоятельно называть свой возраст, спрашивать о возрасте своего друга, называть предмет, используя слова this и that. 20 детям нужна поддержка и 2 ребенка ответили, что пока не научились этого делать.
В области чтения. Понимают, о чем говорится в коротком рассказе с картинками, и могут самостоятельно находить в рассказе ответы на задания 56 человек; нужна помощь 13 детям, двум детям пока удается это с трудом.
В области аудирования. Понимают вопросы о предметах, которые находятся близко или далеко, а также понимают, к какой картинке относится звучащий текст, 44 человека; 24 учащимся нужна поддержка и 3 ребенка пока затрудняются это сделать.
В области письма. Могут списывать без ошибок отдельные слова и предложения, могут заполнить анкету, указывать свое имя, возраст и страну проживания самостоятельно 47 человек, 23 детям нужна помощь и 1 ребенок находит это трудным.
В 2010-2011 г по УМК «Wonderland. Junior A» (автор Judy Copage, издательство «Longman», 2010 г) и в 2011-2012 г по УМК«Английский язык. Brilliant» для 2 класса общеобразовательных учреждений (авторы Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, Ж.Перрет, издательство «Русское слово», 2011 г) процент успеваемости учащихся был одинаковый (100%). Средний балл обученности учащихся также был одинаковым – 4,3. Процент качества по УМК «Wonderland» чуть выше – 88,4%, чем по УМК «Английский язык. Brilliant» - 78, 3%., что можно объяснить поправкой на контингент учащихся, так как в разные периоды времени анализировалась успеваемость разных учащихся.
Сравнительный анализ успеваемости обучающихся вторых классов за вторую четверть 2010-2011 и 2011-2012 учебные годы показал, показал, что УМК «Английский язык. Brilliant» может зарекомендовать себя как надежную опору в деле преподавания английского языка в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, учебный курс по английскому языку для общеобразовательных учреждений отличается как новизной, так и соблюдением лучших традиций российской и зарубежной школ издания учебников по английскому языку для младших школьников
Литература:
1.Программа курса. Английский язык 2-4 классы. К учебникам Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык.Brilliant»-М.: Русское слово, 2011-с.4
2.Рабочая программа. Английский язык 2-4 классы. К учебникам Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant»-М.: Русское слово, 2011- с.4 , с.19
3.Книга для учителя. К учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant» 2 класс» - М.: Русское слово, 2011-с.8
4.Рабочая тетрадь. К учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant» 2 класс» -М.: Русское слово, 2011-с.24-25
5. Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова Ж. Перретт «Английский язык .Brilliant» 2 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений -М.: Русское слово, Макмиллан , 2011
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семенова Раисия Борисовна
→ semrais 15.06.2012 0 4160 647 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.