Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС"
НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В последнее время в системе Российского образования происходит ряд изменений, которые направлены на смену образовательной парадигмы. От знаний и умений к развитию личности ребенка. Основная цель в образовании это развитие полноценной личности. Таким образом, разработанный федеральный государственный стандарт (далее ФГОС), разработан на основе фундаментальных наук о ребенке и выступают в системе образования, как целостная система требований ко всем системам образования.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разработан на основе: Конвенции ООН о правах ребенка; Конституции РФ; Законодательства РФ.
Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Данная Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Концепция разработана в соответствии с КРФ, ФЗ «Об образовании» и на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
В одном из ежегодных посланий Президента России В.В. Путина, Федеральному собранию РФ, было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это важный фактор развития,.… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к культурным ценностям, к памяти своих предков, к истории отечества. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны…..».
Системе образования в современной России отводится главная «роль» в духовно-нравственном объединение общества, происходит взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Наиболее системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всеми средствами. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
ФГОС ДО – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и её объему, условием реализации и результатом освоения программы.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Комплексное решение для реализации ФГОС ДО в современной дошкольной образовательной организации, можно представить как:
-
Комплексные решения- комплексные решения для обеспечения образовательной деятельности в образовательной организации
-
Продукты и услуги – печатная продукция; электронные ресурсы; товары и услуги для реализации требований ФГОС ДО.
-
Литература- нормативная ; учебно-методическая.
-
Социокультурная образовательная среда - формирование социокультурной образовательной среды дошкольного детства.
Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Музей авиации при ДО был открыт осенью 2010 года. В нашей работе он стал один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Музей ДО позволяет нам комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития духовно – нравственного потенциала ребенка на основе создания развевающей образовательной среды, через экскурсии, беседы, собрания с родителями, знакомство и изучение музейного материала.
Цель, которую мы преследовали, при создании музея – это создание развивающей образовательной среды, длястановление духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДО, через изучение истории создания первого аэродрома в России
Задачи, которые мы преследовали, при создании мини музея на территории ДО, являются: интегрирование предметной среды музея, в котором старшие дошкольники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики; приобщить детей к их историческим корням, через погружение в историко-культурную среду;привлечь воспитанников к поисковой деятельности, участию в тематических мероприятиях; распространить сведения об истории становлении летной школы и развивать экскурсионную деятельность.
Наш музей авиации при ДО стал эффективным средством реализации требований ФГОС, нацеленный на личностный результат ребенка. На первом месте ставится личность детей, их развитие, а не набор информации, для изучения. Музейная педагогика и музей помогает реализовать на практике требования ФГОС. Воспитание и развитие ребенка реализуется через функции музея: коммуникативную, информативную, воспитательную, исследовательскую, просветительскую и эстетическую деятельность.
Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, что соответствует требованиям ФГОС.
Эффективность деятельности музея определяется степенью включенности в его работу детей и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, дети учатся работать в коллективе, учатся выбирать лидеров, учатся применять и доносить полученные знания.
Предметом исследования для воспитанников являются объекты местного (исторического, патриотического, литературного) значения. Музейная педагогика в работе нашего ДО помогает педагогам осуществлять: нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей; раскрывать значимость изучаемого материала; пробовать собственные силы.
Таким образом мы считаем, что музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
Литературы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, изд. Учитель – 2015 год.
-
Аникина Т.М.. Степанова Г.В., Терентьева Н.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста», изд. УЦ «Перспектива», Москва -2012
-
Ягудина Р.И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сорока Лилия Александровна
→ Публикатор 23.10.2018 0 1810 404 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы