Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ТМР
В данном документе предлагается характеристика ребёнка с ТМР (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) и примерный план работы на год. Чтобы правильно составить план работы также предлагается примерная диагностика учащегося на начало, середину и конец учебного года. В середине года педагог диагностирует ребёнка с целью коррекции дальнейшей работы с учащимся. Это может быть продолжена работа по ранее разработанному плану, программа может быть усложнена или упрощена.
Девочка поступила в коррекционное образовательное учреждение из многодетной семьи. Дошкольное образовательное учреждение не посещала.
Отношение в семье к ребёнку безразличное. Мама недостаточно уделяет времени воспитанию и развитию девочки, родительские обязанности перекладывает на старшую дочь.
Девочка относится к группе часто болеющих детей. Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту, но наблюдается нарушение координации движений (походка неуклюжая, с повышением тонуса мышц ног, присутствует плоскостопие). При физических нагрузках быстро утомляется.
Уровень развития речевых навыков не соответствует возрасту ребёнка. Активный и пассивный словарь бедный. Речь плохо доступна для понимания окружающими. Наблюдается нарушение фонематической стороны речи, звукопроизношения и слоговой структуры речи, а также грамматического строя речи. На поставленные вопросы девочка даёт односложные ответы. Самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, по картине или пересказать небольшой рассказ, прочитанный педагогом, не может. Владеет элементарной речью, которая не выходит за пределы личных потребностей.
Игровая деятельность в основном процессуальная.
К занятиям проявляет интерес, но быстро устает. Внимание рассеянное, с одного вида деятельности на другой переключается медленно. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться на посторонние раздражители. Воспринимает учебный материал преимущественно через игровые действия. В воспринимаемых объектах улавливает второстепенные свойства и качества. Преобладает зрительное восприятие.
Ребёнок испытывает трудности при классификации предметов по заданным признакам, установлении причинно-следственных связей. Не умеет обобщать, делать выводы, умозаключения, находить сходства и различия в предметах.
Знания об окружающем мире сформированы на бытовом уровне.
Учебный материал усваивает медленно и не в полном объеме. Прочность запоминания кратковременная. Лучше всего запоминает цифры. Названия геометрических фигур и основные цвета путает. Процесс припоминания – ассоциативный (н-р, возьми желтый карандаш, как солнышко).
Представления о величине предмета (длина, высота, форма, ширина, объем) сформированы частично. Изученные буквы и цифры запоминает с большим трудом. Порядковый счет в пределах 5. Знает и воспроизводит наизусть 3-4 небольших стихотворения. Мелкая моторика руки и графомоторные навыки развиты слабо. Девочка плохо штрихует, вырезает, раскрашивает, лепит. Ориентируется на альбомном листе с помощью педагога.
К неудачам относится безразлично. При подготовке к обучению предпочтений не выявлено.
По характеру девочка спокойная, добрая, ласковая. Пассивная, проявляет неуверенность, испытывает трудности в установлении контактов.
Общение с одноклассниками избранное (из-за речевых проблем). Предпочитает играть одна. С педагогами в контакт вступает легко. Настроение преобладает позитивное.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
- Развитие обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
- Развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации.
Цели, которые необходимо достичь |
Критерии достижения цели |
Используемые способы, мероприятия для достижения цели |
Уточнение и расширение словарного запаса |
Обогащение словаря синонимами, антонимами, прилагатель-ными, существитель-ными по лексическим темам. |
- Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов, прилагатель-ных, обобщающих понятий; -Чтение художественной литературы; - Разучивание стихов, потешек, прибауток. (Д/И « Я знаю пять названий..», «Скажи по другому», «Противоположности») |
Формирова-ние связной речи |
Развитие монологичес-кой речи: - пересказ рассказов и сказок; - составление описательных рассказов.
|
-Пересказ небольших текстов по наводящим вопросам; - Пересказ рассказов, сказок по опорным картинкам; -Составление описательного рассказа о предмете с использованием мнемокарты; -Разучивание стихов, потешек, прибауток; - Составление предложений по тематическим картинкам; - Дидактические игры на составление простых распространенных предложений, на нахождение грамматических ошибок в предложении, на установление логической последовательности событий. (Д/И «Составь предложение», «Найди ошибку», «Что сначала, а что потом» и т.д.) |
Развитие фонемати-ческого слуха |
Развитие слухового восприятия и внимания, слуховой памяти. |
- Дидактические игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти; умение выделять нужный звук в словах, определять его наличие в лове, подбирать слова на заданный звук, выделять звук в словах. (Д/И «Поймай звук», «Где спрятался звук», «Кто в домике живет», ««Волшебные слова со звуком..» и т.д.) - Фонетическая гимнастика - Игры имитации. |
Развитие познавательных процессов |
Развитие памяти (прочность запоминания) |
- Дидактические игры и упражнения на развитие памяти; - Упражнения на повторение логической последовательности (работа с раздаточным материалом, графические задания); - Индивидуальные трудовые поручения и выполнение творческих заданий (умение запоминать многоступенчатую инструкцию); -разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц; (Д/И «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Продолжи цепочку», «Найди сходства и различия» и т.д.) |
Развитие мелкой моторики руки и графомотор--ных навыков. |
Формирова-ние навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином. Развивать умение работать с мелкими деталями конструктора Развитие гибкости кисти рук и пальцев. |
- Игры с мазайкой; - Пальчиковый театр; - Игры с нитками «Ниткорафия» (выкладывание предметов, сюжетов сказок на фланелеграфе с помощью ниток); - Обводка предметов по шаблону; - Штриховка; - Упражнения на развитие кистей рук («Погладим кошечку», «Моляр», «Бабочка», «Листопад и т.д.) - Работа с бумагой (оригами); - Игры с предметами обихода («Шнуровка», «Застегни- расстегни», «Открутим и закрутим» и т.д.) |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Майданкина Инна Викторовна
→ Публикатор 02.04.2017 2 5225 482 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.