Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ТМНР


Характеристика

учащейся подготовительного к школе класса с ТМР (тяжелыми множественными нарушениями).

Девочка поступила в коррекционное образовательное учреждение из многодетной семьи. Дошкольное образовательное учреждение не посещала.

Отношение в семье к ребёнку безразличное. Мама недостаточно уделяет времени воспитанию и развитию девочки, родительские обязанности перекладывает на старшую дочь.

Девочка относится к группе часто болеющих детей. Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту, но наблюдается нарушение координации движений (походка неуклюжая, с повышением тонуса мышц ног, присутствует плоскостопие). При физических нагрузках быстро утомляется.

Уровень развития речевых навыков не соответствует возрасту ребёнка. Активный и пассивный словарь бедный. Речь плохо доступна для понимания окружающими. Наблюдается нарушение фонематической стороны речи, звукопроизношения и слоговой структуры речи, а также грамматического строя речи. На поставленные вопросы девочка даёт односложные ответы. Самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, по картине или пересказать небольшой рассказ, прочитанный педагогом, не может. Владеет элементарной речью, которая не выходит за пределы личных потребностей.

Игровая деятельность в основном процессуальная.

К занятиям проявляет интерес, но быстро устает. Внимание рассеянное, с одного вида деятельности на другой переключается медленно. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться на посторонние раздражители. Воспринимает учебный материал преимущественно через игровые действия. В воспринимаемых объектах улавливает второстепенные свойства и качества. Преобладает зрительное восприятие.

Ребёнок испытывает трудности при классификации предметов по заданным признакам, установлении причинно-следственных связей. Не умеет обобщать, делать выводы, умозаключения, находить сходства и различия в предметах.

Знания об окружающем мире сформированы на бытовом уровне.

Учебный материал усваивает медленно и не в полном объеме. Прочность запоминания кратковременная. Лучше всего запоминает цифры. Названия геометрических фигур и основные цвета путает. Процесс припоминания – ассоциативный (н-р, возьми желтый карандаш, как солнышко).

Представления о величине предмета (длина, высота, форма, ширина, объем) сформированы частично. Изученные буквы и цифры запоминает с большим трудом. Порядковый счет в пределах 5. Знает и воспроизводит наизусть 3-4 небольших стихотворения. Мелкая моторика руки и графомоторные навыки развиты слабо. Девочка плохо штрихует, вырезает, раскрашивает, лепит. Ориентируется на альбомном листе с помощью педагога.

К неудачам относится безразлично. При подготовке к обучению предпочтений не выявлено.

По характеру девочка спокойная, добрая, ласковая. Пассивная, проявляет неуверенность, испытывает трудности в установлении контактов. Общение с одноклассниками избранное (из-за речевых проблем). Предпочитает играть одна. С педагогами в контакт вступает легко. Настроение преобладает позитивное.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие мелкой моторики рук.

  • Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

  • Развитие обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

  • Развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации.

 

Индивидуальный образовательный маршрут

на 2016-2017учебный год.

 

ФИО ребенка: учащаяся, 05.07.20010 г. рождения.

Поступила в подготовительный класс: 01.09. 2016 г

План мероприятий

Предметник, осуществляющий обучение: учитель начальных классов Начало обучения: 01.09.2016

Дата контрольного среза: 20.05.2017г.

1

2

3

4

 

5

6

Цели, которые необходимо достичь

Критерии достижения цели

Используемые способы, мероприятия для достижения цели

Форма работы

Рекомен-дуемое количе-ство часов

Результат, достигнутый учащимися к концу контрольного среза

Ответст-венный

Уточнение и расширение словарного запаса

Обогащение словаря синонимами, антонимами, прилагатель-ными, существитель-ными по лексическим темам.

- Дидактические игры на

подбор синонимов и антонимов, прилагатель-ных, обобщающих понятий;

-Чтение художественной литературы;

- Разучивание стихов, потешек, прибауток.

(Д/И « Я знаю пять названий..», «Скажи по другому», «Противоположности»)

Индиви-дуальна,

групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Стала использовать в речи существительные по лексическим темам (название профессий, цветов, техники и т.д.), обобщающие понятия. Самостоятельно подбирает прилагательные к заданному слову. Использует в речи обобщающие понятия.

Учитель, родители.

Формирова-ние связной речи

Развитие монологичес-кой речи:

- пересказ рассказов и сказок;

- составление описательных рассказов.

 

 

-Пересказ небольших текстов по наводящим вопросам;

- Пересказ рассказов, сказок по опорным картинкам;

-Составление описательного рассказа о предмете с использованием мнемокарты;

-Разучивание стихов, потешек, прибауток;

- Составление предложений по тематическим картинкам;

- Дидактические игры на составление простых распространенных предложений, на нахождение грамматических ошибок в предложении, на установление логической последовательности событий.

(Д/И «Составь предложение»,

«Найди ошибку», «Что сначала, а что потом» и т.д.)

 

 

Индивидуаль-ная, фронтальная

 

 

3

Составляет описательный рассказ, из 5-6 предложений, о предмете с использованием мнемокарты; пересказывает небольшой рассказ с помощью наводящих вопросов учителя; последовательно и правильно составляет рассказ по серии картинок.

 

Учитель, родители

Развитие фонемати-ческого слуха

Развитие слухового восприятия и внимания, слуховой памяти.

- Дидактические игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти; умение выделять нужный звук в словах, определять его наличие в лове, подбирать слова на заданный звук, выделять звук в словах. (Д/И «Поймай звук», «Где спрятался звук», «Кто в домике живет», ««Волшебные слова со звуком..» и т.д.)

- Фонетическая гимнастика

- Игры имитации.

Фронтальная

3

Умеет соотносить звук с предметом, определять его наличие в слове, подбирать слова на заданный звук, определять место нахождения звука в слове. Производит звукобуквенный анализ слова.

Учитель

Развитие познавательных процессов

Развитие памяти (прочность запоминания)

- Дидактические игры и упражнения на развитие памяти;

- Упражнения на повторение логической последовательности (работа с раздаточным материалом, графические задания);

- Индивидуальные трудовые поручения и выполнение творческих заданий (умение запоминать многоступенчатую инструкцию);

-разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц;

(Д/И «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Продолжи цепочку», «Найди сходства и различия» и т.д.)

Индивидуаль-ная

3

 

Воспроизводит заученные четверостишья, осознанно запоминает и выкладывает 6 картинок в логической последовательности, а также осознанно запоминает на слух и воспроизводит в нужной последовательности 7 слов из 10 предложенных. Умеет работать по многоступенчатой инструкции.

Учитель

Развитие мелкой моторики руки и графомотор--ных навыков.

Формирова-ние навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином. Развивать умение работать с мелкими деталями конструктора

Развитие гибкости кисти рук и пальцев.

- Игры с мазайкой;

- Пальчиковый театр;

- Игры с нитками

«Ниткорафия» (выкладывание предметов, сюжетов сказок на фланелеграфе с помощью ниток);

- Обводка предметов по шаблону;

- Штриховка;

- Упражнения на развитие кистей рук («Погладим кошечку», «Моляр», «Бабочка», «Листопад и т.д.)

- Работа с бумагой (оригами);

- Игры с предметами обихода («Шнуровка», «Застегни- расстегни», «Открутим и закрутим» и т.д.)
 

Индивидуаль-ная, групповая.

3

Умеет выполнять пальчиковую гимнастику, обводить контур предмета по шаблону, штриховать не выходя за контур, четко изображать ломанную и волнистую линии, складывать лист бумаги по полам и вчетверо, умеет застегивать вещи на пуговицах и молнии, самостоятельно зашнуровывает ботинки.

Учитель, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта динамического наблюдения за развитием ребёнка.

 

 

 

Содержание

Сентя-брь

(начало года)

Январь

(середина года)

Май

(конец года)

 

1.

Понимание и употребление в

речи слов близких и

противоположных по смыслу

 

 

 

2.

Понимание и употребление

обобщающих слов

 

 

 

 

3.

Понимание и использование

слов обозначающих признаки,

качества и действия предмета

 

 

 

 

4.

Знание и использование

существительных по

лексическим темам (профессии,

времена года, техника и т.д.)

 

 

 

5.

Согласование слов в роде, числе, падеже

 

 

 

 

 

6.

Подбор однокоренных слов.

 

 

 

 

 

7.

Словообразование, словоизменение

 

 

 

 

8.


и

 


 

Комплект методических материалов

  1. Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М: Гном и Д. - 2001г.

В данном пособии изложены методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и примерные конспекты занятий.

  1. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи» - альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г. (Наглядные опоры)

В данном пособии собранны упражнения на развитие связной речи детей, на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, на грамматически и структурно правильное построение предложений.

  1. П. А. Новикова, П. Г. Розум «Я учусь разговаривать» (тетрадь по развитию речи детей) – Минск 1999 г.

В рабочей тетради предоставлены сюжетные картинки для составления описательных рассказов по картинке, закрепление пространственных предлогов, формирование грамматического строя речи (составление предложений), совершенствование лексической стороны речи.

  1. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» - альбом для индивидуальных занятий. Три части. Издательство ГНОМ и Д., 2006 г.

В данном пособии первоначально ребенку дается элементарное представление о назначении речи. Далее он получает знания о строении языка: знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится их графическое обозначение. Работа с альбомами помогает воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие. На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений различных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.

  1. Развивающая игра «Читаем и составляем слова». Издательство: Весна-Дизайн 2006 г.

Это занимательная игра для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой, дети смогут потренироваться в составлении и чтении различных слов. Кроме того, игра поможет детям ассоциировать слова с предметами, а также развить внимание, зрительное восприятие, речь.

  1. Т.Павлова - Зеленская «Щебеталочка» (правильное произношение звуков, гимнастика для языка) -

Издательский дом «Литера» 2006 г.

В данном пособии подобраны тексты стихов, считалок так, чтобы помочь малышам осознанно раз­личать звуки

правильно их произносить. Повторяя чистоговорки, рассматривая яркие забавные рисунки, рас­крашивая

картинки по образцам, малыш будет невольно повторять слова, в ко­торых есть шипящие звуки, и с помощью

педагога произносить их более чётко и внятно.

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В, Хрушкова Н.Г. Фонетические расска­зы и сказки (для детей 5 — 7 лет). Тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.

Пособие содержит серию авторских рассказов по сюжетным картинкам. Работа с данным материалом научит ребенка последовательно строить свои вы­сказывания, отвечать на вопросы, описывать предмет, определять предмет по характерным признакам.

Пособие насыщено грамматическими заданиями на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению.

Каждый из представленных рассказов направлен на работу с определён­ным звуком по следующим направлениям: выделение слов с заданным зву­ком, определение позиции звука в слове, характеристика звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам, звуковой анализ.

  1. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Учебник-тетрадь «Я учусь писать» - Смоленск,

АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2003 г.

Предлагаемые в учебнике "Я учусь писать" упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук,

ориентирования на листе бумаги и формирования простейших графических навыков.

  1. Захарова Ю.В. «В мире форм, силуэтов и контуров. Подготовка руки к письму» - М.: Владос, 2006 г.

Комплекс предлагаемых заданий на развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, способствует формированию зрительного образа предметов, развивает зрительно-моторные координации, элементарные графические навыки, внимание, мышление, воображение.
Работа на каждой странице предусматривает практическое выполнение заданий: показ (называние) предметов, их дорисовку, раскрашивание, соединение линий. Задания расположены по мере возрастания сложности и рассчитаны на 10-15 минут с обязательным учетом заинтересованности ребенка в выполнении упражнения.

  1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников » - М.: АСТ, 2000 г.

В книге представлены упражнения для развития мелкой пальцевой моторики рук у детей 3-6 лет. Книга содержит около 60 занятий, 170 упражнений для пальцев рук ребенка. Все фигуры просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

 

 


Полный текст материала Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ТМНР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синякова Наталья Васильевна  Публикатор
04.11.2021 0 1938 185

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК