Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) составлена на основании:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599.
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15).
Адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2) ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы №43» г. Инты.
-
Общие сведения о ребёнке.
Ф.И.О. обучающегося Я. Р.
Класс –4б
Год обучения:2021-2022
Дата рождения:
Сведения о родителях:
Мать:, по уходу за ребенком-инвалидом.
Домашний адрес:
Психолого-педагогическая характеристика
В данной школе Р обучается с 1 сентября 2017 года. По заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 06.03.2017г. выставлен диагноз F-70, 84.01, сенсомоторная алалия. По заключению ТПМПК от 24.01.2018г. выставлен диагноз F-70.89, криптогенная эпилепсия и рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2). По решению МСЭ от 07.02.2018г. присвоен статус «ребенок-инвалид».
Мальчик проживает с матерью –в двухкомнатной благоустроенной квартире, в квартире чисто, у Р. имеется отдельная комната. Мама потакает все капризам мальчика, по этой причине ребенок растет капризным на уговоры и просьбы мамы не реагирует.
У Р. наблюдаются эпилеоидные черты характера. Для мальчика характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к аффективным вспышкам. Нарушена общая ориентировочная деятельность. У обучающегося работоспособность на низком уровне (при игровой деятельности наблюдается утомляемость, быстрое истощение, снижение устойчивости деятельности, потеря контроля над движениями Активный словарь у обучающегося не формируется (интереса к смысловой стороне слова не проявляет). Восприятие мальчика – грубо нарушено. Внимание неустойчивое, низкой концентрации. С трудом переключает внимание с одного вида деятельности на другой. Воображение и наблюдательность на очень низком уровню. Память – опосредованное запоминание недоступно, преобладающий тип памяти – зрительный. Мышление тугоподвижное.Собственная речь на уровне звукоподражания.
Р. нарушает режимные моменты учебной деятельности. Часто мальчик агрессивно настроен уже с начала урока, начинает стучать по партам, опрокидывает стулья на пол, в приступе агрессии громко кричит, крик переходит в истерику, чем срывает учебное занятие. Инструкции учителя не выполняет.
Присутствует желание вступать в кратковременный контакт с учителем, с ровесниками или с детьми старше себя. Вступает в контакт не часто, если это происходит, то только в агрессивной форме. Интерес к действиям взрослого проявляет ситуативно.
Обучение строится с учетом психофизических возможностей ребёнка по индивидуальной программе учебных предметов: «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Изобразительная деятельность»,. Р. также посещает коррекционные курсы «Предметно-практические действия», внеурочную деятельность «Занятия с психологом». Учебная нагрузка составляет 8 часов в неделю.
Особенности усвоения программного материала:
Математические представления. Узнает знакомые предметы на картинках; по настроению совершает совместно с учителем математические предметные действия (раскладывание предметов - больше, меньше, поровну). Участие в дидактических играх затруднено. Слуховое восприятие предметов по описанию учителя затруднено. Правильно (из 2) выбирает заданные геометрические фигуры. Не всегда правильно осуществляет действия по перемещению предметов в пространстве и на плоскости. Слабые представления о пространственных направлениях относительно себя: справа, слева, вверху, внизу. Писать цифры может только способом «рука в руку». Соотносит качественные и количественные числительные в пределах 3.
Окружающий социальный мир. Ориентируется в помещениях школы: коридоре, раздевалке, классе, а также в помещении квартиры. Показывает предметы посуды, мебели. Правила поведения в школе соблюдает частично. Охранительный режим не выполняет. Дистанцию «учитель - ученик» не соблюдает. Слабые представления о социальной роли людей. Элементарные правила этикета не выполняет. Не бережет игровой материал.
Окружающий природный мир. С помощью учителя узнает времена года (зима, лето). Выделяет сезонную одежду, обувь. Различает овощи и фрукты. Визуальное восприятие домашних животных сопровождает определенными звуками. Узнает диких животных: медведя, ежа, зайца, домашних животных: корову, собаку, кошку. Из времен суток показывает: день, ночь. Частично показывает явления природы. Определяет состояние воды: горячая, холодная.
Человек. Знает основные части человека, но показывает их ситуативно, в зависимости от настроения. Названия частей лица показывает. Осуществляет уход за частями тела совместно со взрослым. Показывает на иллюстрациях свою возрастную категорию. Узнает и показывает представителей старшего поколения – бабушку. Умеет в ходе сюжетно – ролевой игры показывать эмоции: радость, злость. Умеет сообщать о своих нуждах, с помощью жестов, звуков. Узнает свою одежду и обувь. По желанию вступает в игровые ситуации со школьниками. Предпочтение отдает конструированию и лепке из пластилина.
Изобразительная деятельность. Совместно с учителем готовит свое рабочее место для урока. Узнает материалы и инструменты, необходимые для урока изобразительной деятельности. Предпочитает работать фломастером. Использует лист А4. Не может отличить картон от бумаги. Наблюдается хаотичное черканье наклонных линий. Рисовать красками, карандашами может только с помощью учителя способом рука в руке. В работе используются разные методики рисования, но предпочтение отдает работе пластилином. Цвета для рисования, лепки выбирает холодных оттенков (черный, коричневый, синий).
3.Индивидуальный учебный план
Предметные области |
Предмет |
|
|
Количество часов |
Педагог |
||
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
|
|
Математика |
Математические представления |
1 |
Учитель индивидуального обучения |
Окружающий мир |
Окружающий природный мир
|
1 |
Учитель индивидуального обучения |
Человек
|
1
|
Учитель индивидуального обучения |
|
Домоводство |
??? |
Учитель индивидуального обучения |
|
Окружающий социальный мир
|
1
|
Учитель индивидуального обучения |
|
Искусство |
Музыка и движение |
????? |
Учитель музыки |
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
|
1 |
Учитель индивидуального обучения |
|
|
Адаптивная физкультура |
??? |
Учитель физкультуры |
4.Содержание образования.
Возможные (ожидаемые) результаты учебных предметов:
«Математические представления»:
Иметь представления:
о величине, размере, массе, форме предметов;
о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя;
о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь;
о мерах стоимости копейка, пять копеек – монета;
о значении чисел и цифр в жизни человека.
Уметь:
называть числовой ряд 1-6 в прямой последовательности;
считать предметы до 6, отвечать на вопрос сколько;
соотносить количество предметом с числом;
узнавать, называть цифры 1,2,3,4,5,6;
выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 6 с опорой на предметные множества;
выполнять письменные работы в тетради, соблюдая орфографический режим;
узнавать, называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
«Окружающий природный мир»
Иметь представления:
о месте обитания животных, повадках, приспособление к смене времен года (1-2 хорошо знакомых животных);
Уметь:
различать объекты живой и неживой природы из 2;
наблюдать за сезонными изменениями, происходящими в природе в разное время года;
наблюдать за жизнью растений в разное время года;
сравнивать листья различных деревьев по одну из признаков (форма, цвет, величина).
Знать:
игры детей в разное время года;
названия диких и домашних животных;
знать основные правила охраны природы и поведения в природе.
«Окружающий социальный мир»
Иметь представление о профессии почтальон и о виде деятельности.
Знать:
школьные принадлежности;
материалы из которых изготовлены предметы руками человека;
изученные бытовые приборы и их назначение;
правила обращения с бытовыми приборами;
атрибутику одежды при праздновании государственного праздника 9 мая.
частей проезжей части дороги;
названия молочных продуктов;
названия круп;
номер экстренной службы при возникновении пожара в квартире;
изученный наземный транспорт и его назначение.
Уметь:
собирать в портфель школьные принадлежности;
выделять предметы изготовленные из материала руками человека;
выделять заданные бытовые приборы;
соблюдать правила безопасного обращения с бытовыми приборами;
соблюдать правила безопасного движения;
выделять заданный молочный продукт;
выделять заданный вид крупы;
пользоваться телефоном при вызове экстренной службы при пожаре;
выделять заданный транспорт.
«Человек»:
Иметь представление о: режиме дня.
о личной гигиене перед сном;
о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
Уметь выбирать и одевать одежду, обувь для прогулки по погоде;
уметь сообщать о состоянии своего здоровья;
уметь рассказ о себе с помощью речи;
уметь осуществлять действия: расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка);
уметь соблюдать последовательность действий при раздевании;
различать лицевую (изнаночную), переднею (заднею) стороны одежды, верха (низа) одежды;
уметь пользоваться вилкой;
уметь использовать салфетку во время приема пищи;
уметь осуществлять последовательность действий в туалете.
Знать свою социальную роль в семье;
знать социальные роли членов семьи.
«Изобразительная деятельность»
Уметь:
организовывать свое рабочее место согласно теме урока и убирать рабочее место после работы;
правильно пользоваться шаблонами, трафаретами;
применять изученные приемы работы в изобразительной деятельности (в лепке, составлении аппликации, рисовании);
дорисовывать изображения карандашом;
раскрашивать готовые изображения;
составлять аппликации из готовых изделий;
соблюдать правила Т.Б. при работе с инструментами и материалом.
Знать:
Изученные приемы работы в изобразительной деятельности (в лепке, составлении аппликации, рисовании);
правила Т.Б. при работе с инструментами и материалом;
основные цвета.
Возможные (ожидаемые) результаты сотрудничества организации и семьи обучающегося: повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
Возможные (ожидаемые) результаты нравственного развития:
Уважительное отношение к членам своей семьи:
каждый дописывает свое
Возможные (ожидаемые) результаты формирования экологической культуры:
каждый дописывает свое
Соблюдение правил поведения в природе
Возможные (ожидаемые) результаты здорового и безопасного образа жизни:
каждый дописывает свое
Соблюдение правил личной гигиены
Соблюдение правил безопасности: БДД; ПБ
Возможные (ожидаемые) результаты сотрудничества организации и семьи обучающегося: повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации.
Осуществление организации регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Математические представления
№ |
Тема урока
|
Кол-во часов |
1 |
Понятия: шире, уже, одинаковые. Число и цифра 1. |
1 |
2 |
Понятия: выше, ниже, равные ростом. Письмо цифры 1. Меры стоимости: монеты- 1 копейка. |
1 |
3 |
Понятия: глубже, мельче. Число и цифра 2. |
1 |
4 |
Понятия: толще, тоньше, одинаковы. Письмо цифры 2. |
1 |
5 |
Арифметические знаки: +, -; =. Решение примеров 1+1=2 2-1=1 |
1 |
6 |
Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой же). Числовой ряд 1, 2. Место числа в числовом ряду. |
1 |
7 |
Понятие много, один. Сравнение чисел 1-2. |
1 |
8 |
Сравнение групп предметов (много, немного, мало). |
1 |
9 |
Число и цифра 3. Числовой ряд 1-3. Место числа в числовом ряду. |
1 |
10 |
Упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один). Письмо цифры 3. Заполнение пропусков. |
1 |
11 |
Состав числа 3. |
1 |
12 |
Изменение количества предметов. Решение примеров: 1+2. |
1 |
13 |
Составление картинки из нескольких частей. Сравнение чисел в пределах 3. Решение примеров 2+1; 3-1 |
1 |
14 |
Различение круглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры - круг. Соотнесение круга с шаром Решение примеров в пределах 3. |
1 |
15 |
Положение предметов в пространстве (далеко, близко), вверху, внизу. Число и цифра 4. |
1 |
16 |
Место числа в числовом ряду. Заполнение пропусков. |
1 |
17 |
Понятия справа слева. Письмо цифры 4. |
1 |
18 |
Сравнение чисел в пределах 4. |
1 |
19 |
Состав числа 4. |
1 |
20 |
Решение примеров 3+1, 4-1 |
1 |
21 |
Пространственные понятия: рядом, около, там, здесь. Число и цифра 5. Меры стоимости: монеты- 5 копеек. |
1 |
22 |
Место числа в числовом ряду. Заполнение пропусков. Замена монеты 5 копеек мелкими монетами (1к.) |
1 |
23 |
Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом). Письмо цифры 5. Замена монет 1к (5 монет). более крупной (5к.) |
1 |
24 |
Утро, день, вечер, ночь. Сравнение чисел в пределах 5. |
1 |
25 26 |
Геометрическая фигура – четырехугольник. Рисование четырехугольника. Состав числа 5. |
1 1 |
27 |
Решение примеров на сложение в пределах 5 . 4+1 5-1 |
1 |
28 |
Прямая линия. Работа с линейкой. Число и цифра 6. |
1 |
29 |
Место числа в числовом ряду. Заполнение пропусков. |
1 |
30 |
Письмо цифры 6. Сравнение чисел в пределах 6. |
1 |
31 |
Состав числа 6. |
|
32 |
Решение примеров на сложение в пределах 6. 5+1 6-1 |
1 |
33 |
Обобщение материала с проведением контрольной работы за 1 полугодие. |
1 |
34 |
Обобщение материала с проведением контрольной работы за 2 полугодие. |
1 |
|
Всего |
34 |
Окружающий природный мир
№п.п |
Тема урока |
НРК |
кол-во часов |
1 |
Человек и природа. Живая и неживая природа. |
|
1 |
2 |
«Осень, в гости просим!» Осень в Инте. Экскурсия |
НРК |
2 |
3 |
«Что нам осень принесла?» Явления природы: дождь, листопад. |
|
1 |
4 |
Овощи. (Картофель. Капуста). |
|
1 |
5 |
Фрукты (Апельсин. Лимон). |
|
1 |
6 |
Грибы. |
|
1 |
7 |
Лес. Правила поведения в лесу. Рябина. Береза. |
|
1 |
8 |
Какие бывают растения? |
|
1 |
9 |
Части дерева (лист). Составление гербария. |
|
1 |
10 |
А кто такие птички? (Домашние и дикие). Перелетные и неперелетные птицы. |
|
2 |
11 |
В мире животных. |
|
1 |
12 |
Сравнение зверей и птиц. |
|
1 |
13 |
Здравствуй, зимушка-зима!" Зима в Инте. Зимние явления природы (снег, метель, лед, иней ) Экскурсия |
НРК |
2 |
14 |
Что делают растения зимой? |
|
1 |
15 |
Животные и птицы зимой. |
|
1 |
16 |
Дикие животные. Еж. Белка. |
|
1 |
17 |
Домашние животные. Корова. Лошадь. Уход. |
|
1 |
18 |
Что бывает зимой? Природа и человек. |
|
1 |
19 |
Воздух и вода. Значение для человека и животных. |
|
1 |
20 |
Весна, пришла! Явления природы: солнце, ветер. Весна в Инте Экскурсия. |
НРК |
2 |
21 |
Растения весной. Части растений (лист, ветки). |
|
1 |
22 |
Комнатные растения. Бегония. Уход. |
|
1 |
23 |
Жизнь птиц весной. |
|
1 |
24 |
Животные весной. |
|
2 |
25 |
В саду и в огороде. |
|
1 |
26 |
Скоро лето! Викторина «Когда это бывает?» |
|
1 |
27 |
Повторение. |
|
3 |
28 |
Обобщение материала с проведением контрольных заданий. |
|
1 |
|
|
|
34 |
Окружающий социальный мир
№ |
Тема урока |
кол-во часов |
1 |
Я – ученик. Школьные принадлежности. Тетрадь, карандаш, портфель и т.д. |
1 |
2 |
Материалы, созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги. Оригами. |
1 |
3 |
Игрушки. Матрешка, Дерево. Свойства дерева. Конструирование из деревянных палочек. |
1 |
4 |
Стеклянные предметы. Свойства. Т.Б. при обращение с предметами из стекла. |
1 |
5 |
Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира). |
1 |
6 |
Части дома. Комната. |
1 |
7 |
Назначение комнат. |
1 |
8 |
Постройка дома из строительного материала. Чтение сказки «Кошкин дом». |
1 |
9 |
Мебель (стол, стул, кровать, кресло). |
1 |
10 |
Продукты питания. Полезные продукты. |
1 |
11 |
Игровые действия «Витаминка». Фрукты и овощи. |
1 |
12 |
Сказка «Лиса и журавль». Молочные продукты. Польза. |
1 |
13 |
Предметы быта. |
1 |
14 |
Помощники в доме (бытовые приборы: пылесос, чайник, телевизор, компьютер). |
1 |
15 |
Чайная посуда. Игровые действия. |
1 |
16 |
Столовая посуда. Игровые действия. |
1 |
17 |
Транспорт. Наземный транспорт. Части наземного транспорта. |
1 |
18 |
Автобус. Назначение. |
1 |
19 |
Машина. Назначение. |
1 |
20 |
Трактор. Назначение. |
1 |
21 |
Я – пассажир, я- водитель. «Гараж». (Игровые действия). |
1 |
22 |
Транспорт на улице. |
1 |
23 |
Правила дорожного движения. Уроки тетушки Совы. |
1 |
24 |
Магазин. Правила поведения в магазине. |
1 |
25 |
Продавец- покупатель. Я- покупатель (Игровые действия). |
1 |
26 |
Почта. Письмо. Посылка. |
1 |
27 |
Игровые действия «Почтальон». Чтение С. Я. Маршака «Почта». |
1 |
28 |
«1 мая- праздник всей страны!». |
1 |
29 |
«9 мая – День победы! Великий праздник». |
1 |
30 |
Повторение. |
3 |
31 |
Обобщение материала с проведением контрольной работы за год. |
|
Человек
№ п.п |
Тема урока |
кол-во часов. |
1 |
Соотнесение себя с именем, фамилией, возрастом, обучающейся класса. |
1 |
2 |
Части тела. |
1 |
3 |
Определение своего самочувствия (плохое, хорошее). |
1 |
4 |
Локализация своих ощущений и сообщение о них взрослому. |
1 |
5 |
Моё здоровье: режим дня. |
1 |
6 |
Моё здоровье: личная гигиена. |
1 |
7 |
Моё здоровье: одевание по погоде. |
1 |
8 |
Организации своего свободного времени. |
1 |
9 |
Сообщение о состоянии своего здоровья. |
1 |
10 |
Называние своего возраста. |
1 |
11 |
Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм. |
1 |
12 |
Вредные привычки |
1 |
13 |
Определение своей социальной роли в семье. |
1 |
14 |
Различение социальных ролей членов семьи. |
1 |
15 |
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. |
1 |
16 |
Вечерняя гигиена тела. |
1 |
|
Расчесывание волос. |
1 |
18 |
Различение сезонной обуви. |
1 |
19 |
Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Практическая работа |
2 |
20 |
Различение сезонных головных уборов. |
1 |
21 |
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. |
1 |
22 |
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Практическая работа |
2 |
23 |
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды |
1 |
24 |
Снятие отдельных предметов одежды свитер, футболка. Практическая работа |
2 |
26 |
Знание назначений предметов одежды. Практическая работа. |
1 |
26 |
Еда вилкой. |
1 |
27 |
Использование салфетки во время приема пищи. |
1 |
28 |
Повторение |
1 |
29 |
Сидение на унитазе и оправление малой (большой нужды) |
1 |
30 |
Обобщение материала с проведением практической работы за 1 полугодие. |
1 |
31 |
Обобщение материала с проведением практической работы за 2 полугодие |
1 |
Изобразительная деятельность
№ п.п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Различение пластичных материалов (пластилин, глина) и их свойств. Элементарные действия с пластичными материалами. |
1 |
2 |
Лепка предметов, состоящих из одного/ двух частей. Оформление изделия. |
1 |
3 |
Работа с пластилином. Раскатывание пластилина. Лепка столбиков различной длины и толщины. Изготовление баранок, бубликов, кренделей, булочек. |
1 |
4 |
Лепка овощей (огурец, помидор, морковь). |
1 |
5 |
Различение разных видов и цветов бумаги. Элементарные действия с бумагой. Обучение безопасному пользованию клеем, ножницами |
1 |
6 |
Конструирование объектов из бумаги |
1 |
7 |
Конструирование объектов из бумаги. |
1 |
8 |
Выполнение простых аппликаций |
1 |
9 |
Правила составления аппликации. Узор на платье куклы (круги, полоски, точки). |
1 |
10 |
Наклеивание готовых деталей (геометрических фигур) 2 контрастных цветов. |
1 |
11 |
Различение предметов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге. |
1 |
12 |
Различение основных цветов. Рисование карандашами, фломастерами, мелками полос, линий, точек. |
1 |
13 |
Раскрашивание предметов в один – два цвета. |
1 |
14 |
Работа с шаблонами, трафаретами. Штриховка. |
1 |
15 |
Рисование предметов округлой, квадратной, треугольной формы. |
1 |
16 |
Лепка фруктов (яблоко, апельсин, лимон, банан). |
1 |
17 |
Лепка. Изготовление улитки. |
1 |
18 |
Рисование. Цепочка (цветные кольца). |
1 |
19 |
Аппликация на тему: «Новый Год». |
1 |
20 |
Размазывание пластилина по шаблону. Изготовление рыбки. |
1 |
21 |
Бусы. |
1 |
22 |
Рисование. Украшение для фартука. |
1 |
23 |
Салфетка (узор в квадрате). |
1 |
24 |
Аппликация. «Цветы для мамы». |
1 |
25 |
Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек. |
1 |
26 |
Аппликация «Кактус». |
1 |
27 |
Лепка столбиков, изготовление заборчика, лес. |
1 |
28 |
Лепка «Птички- невелички». |
1 |
29 |
Рисование. Круглые пряники с узором. |
1 |
30 |
Лепка. Дом большой и дом маленький. |
1 |
31 |
Рисование: Домик с крышей. |
1 |
32 |
Аппликация узор из геометрических фигур. |
1 |
33 |
Изготовление зонтиков. |
1 |
34 |
Обобщение материала с проведением контрольной работы за год. |
1 |
|
|
34 |
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Задачи |
Мероприятия |
Лицо, осуществляющее уход и присмотр |
Необходимые специальные материалы и средства |
Культурно - гигиенические навыки обучающегося. |
Посещение туалета, мытье рук, одевание, раздевание ребенка. |
Учитель, родители. |
Полотенце, салфетки, туалетная бумага. |
Контроль за поведением обучающегося. |
Урок, перемена |
Учитель, родители. |
|
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. |
Посещение туалета (присмотр). |
Учитель, родители |
|
Гигиенические процедуры (уход). |
Родители |
Мыло, полотенце. |
|
Коррекция двигательных стереотипий. |
Переключение внимания. Предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусинок на шнурок и др.). |
Учитель, родители |
Предметы: бусинки, геометрические фигуры. |
Обеспечение безопасной среды |
Присмотр на уроке, сопровождение до родителей. |
Учитель |
|
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР: учитель индивидуального обучения, учитель музыки, учитель физкультуры, родители, классный руководитель, медицинский работник, администрация.
7.Программа сотрудничества с семьей
Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Задачи |
Мероприятия |
Ответственные |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей); консультации родителей по темам: Каждый дописывает свое «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование предметно-практической деятельности», «Формирование альтернативных средств общения при помощи пиктограмм». «Роль семьи в воспитании гигиенических навыков у ребёнка». |
Учителя индивидуального обучения, учитель физкультуры, учитель- классный руководитель
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
участие родителей в разработке СИПР; посещение родителями уроков/занятий; домашнее визитирование; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.
|
Учителя индивидуального обучения, учитель- классный руководитель
|
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; ежедневный просмотр и записи в дневнике обучающегося. |
Учителя, классный руководитель
|
Психологическая поддержка семьи |
участие в занятиях; индивидуальные консультации с психологом |
Учителя, педагог-психолог, классный руководитель |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
анонсы запланированных внеурочных мероприятий; привлечение родителей к планированию и реализации школьных мероприятий: «Новый год», «8 Марта», «День Труда», Тематическая декада в начальной школе; |
Классный руководитель Учителя индивидуального обучения
|
Организация деятельности родителей в деятельности в школе. |
Привлечение родителей к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов. |
Классный руководитель |
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
В технических средствах не нуждается.
Дидактические материалы Каждый дописывает свое
Игрушки и пособия для развития мелкой моторики, для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики; различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды; наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный)
материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты».
Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 5-6 частей.
Инструменты и материалы: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки, цветное тесто.
Детская посуда разной величины чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник.
Детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения.
Набор геометрических фигур.
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей мозаики;
карточки с изображением цифр,
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Материал М. Монтессори («Розовая башня», «Цветные цилиндры»), «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки» (разной величины), «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), игры с мягким модулем «Пирамида» и др.
Компьютер, видеоматериалы.
Методические пособия:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15).
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Жизненные компетенции.
Планируемые результаты базовых учебных действий:
-
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
По итогам освоения задач, анализа результатов обучения оценивается динамика развития жизненных компетенций обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых действий.
Компонент не выполняет, не применяет |
0 |
Компонент выполняет со значительной помощью взрослого, фрагментарно |
1 |
Компонент выполняет очень редко, с частичной помощью взрослого, выполнение связывает с конкретной ситуацией |
2 |
Компонент выполняет редко по образцу |
3 |
Компонент выполняет на практике, но по инструкции (по вербальной или невербальной). |
4 |
Компонент выполняет на практике, но по инструкции (по вербальной или невербальной), но в отдельных случаях способен выполнить самостоятельно. |
5 |
Жизненные компетенции Каждый добавляет свое |
1 полугодие |
2 полугодие |
Иметь представления о мерах стоимости и их назначении. |
|
|
Уметь ориентироваться в помещениях школы. |
|
|
Иметь представлении значении чисел в жизни человека. Знать основные правила охраны природы и поведения в природе. Знать правила безопасного поведения в быту, природе, во время движения. Умение соблюдать элементарные правила этикета (еда вилкой, пользование салфеткой); Умение следить за внешним видом (уход за волосами) Умение сообщать о своем самочувствие (плохое, хорошее) Умение организовать досуговую деятельность(рисование, лепка, аппликация). |
|
|
Вывод по итогам 1 полугодия |
||
|
||
Вывод по итогам 2 полугодия |
||
|
Карта сформированности нравственного развития Каждый добавляет свое |
Полугодия учебного года |
|
I |
II |
|
Формирование правил поведения в общественных местах, в транспорте |
|
|
Формирование умения давать оценку поступкам героев на основе прочитанных сказок (хорошо-плохо). |
|
|
Общий балл |
|
|
Карта сформированностиэкологической культуры Каждый добавляет свое |
Полугодия учебного года |
|
I |
II |
|
Формирование умения соблюдать правила поведения в природе. |
|
|
Развитие наблюдательности за живой природой в разное время года. |
|
|
Общий балл |
|
|
Карта сформированности здорового и безопасного образа жизни Каждый добавляет свое |
Полугодия учебного года |
|
I |
II |
|
Формирование умения соблюдать правила личной гигиены; правила личной безопасности на дороге, быту. |
|
|
Формирование умение следить за внешним видом. |
|
|
Формирование умения правильно одеваться в разное время года |
|
|
Общий балл |
|
|
Оценивание базовых учебных действий
Показатели самостоятельности обучающегося |
|||
Выполняет действие самостоятельно |
с |
5 |
|
Выполняет действие по инструкции (вербальной и невербальной) |
и |
4 |
|
Выполняет действие по образцу |
о |
3 |
|
Выполняет действие с частичной помощью взрослого |
п |
2 |
|
Выполняет действие со значительной помощью взрослого |
пп |
1 |
|
Действие не выполняет |
! |
0 |
|
Представление |
|
||
Узнает объект |
у |
2 |
|
Не всегда узнает объект (ситуативно) |
ус |
1 |
|
Не узнает объект |
н |
0 |
Базовые учебные действия |
1 полугодие |
2 полугодие |
Принятие контакта, инициированного взрослым. |
|
|
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса. |
|
|
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание. |
|
|
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.). |
|
|
Принятие помощи взрослого. |
|
|
Выполнение задания полностью (от начала до конца). |
|
|
Подражание простым движениям и действиям с предметами. |
|
|
Использование по назначению учебных материалов. |
|
|
Вывод по итогам 1 полугодия |
||
Вывод по итогам 2 полугодия |
Промежуточная аттестация обучающегося по учебным предметам, коррекционным курсам, занятиям внеурочной деятельности проводится методом наблюдения с заполнением карт сформированности результатов, по итогам выполнения контрольных работ, диагностического обследования.
Оценивание по предметам
Критерии:
уметь слушать;
уметь отвечать на вопросы доступным для обучающейся способом;
уметь включаться в заданный вид деятельности;
способность выполнять доступный вид работы от начала до конца;
способность эмоционально оценить свою работу на уоке.
Оценка «5» ставиться, если обучающемуся выполняет все предъявленные задания самостоятельно.
Оценка «4» ставиться, если при выполнения задания обучающийся использует стимулирующую помощь учителя.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся выполняет все представленные задания совместно с учителем.
Оценка «2» обучающимся не ставится.
Критерии оценивания практических работ
Оценка «5» ставится обучающейся если он самостоятельно: правильно от начала до конца соблюдает последовательность и правильность выполнения практической работы.
Оценка «4» ставиться, если практическая работа выполняется поэтапно по образцу учителя, с незначительной помощью учителя.
Оценка «3» ставится обучающейся, если он не проявляет самостоятельности; с помощью учителя «рука в руку», выполняет задания.
Оценка «2» не ставится обучающемуся.
Карта сформированности предметных результатов
Математические представления
Предметные результаты
|
Четверти учебного года |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Иметь представления: о величине, размере, массе, форме предметов; |
|
|
|
|
о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя; |
|
|
|
|
о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь; |
|
|
|
|
о мерах стоимости копейка, пять копеек –монета |
|
|
|
|
Уметь: |
|
|
|
|
называть числовой ряд 1-6 в прямой последовательности. |
|
|
|
|
считать предметы до 6, отвечать на вопрос сколько? |
|
|
|
|
соотносить количество предметом с числом |
|
|
|
|
Узнавать, называть цифры 1,2,3,4,5,6; |
|
|
|
|
Выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 6 с опорой на предметные множества (с помощью учителя); |
|
|
|
|
выполнять письменные работы в тетради соблюдая орфографический режим |
|
|
|
|
Узнавать, называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
|
|
|
|
о значении чисел и цифр в жизни человека. |
|
|
|
|
Вывод по итогам 1 четверти по итогам 2 четверти по итогам 3 четверти по итогам 4 четверти |
Окружающий природный мир
Предметные результаты
|
Четверти учебного года |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Иметь представления: О месте обитания животных, повадках, приспособление к смене времен года (1-2 хорошо знакомых животных); |
|
|
|
|
Иметь представления о перелетных и неперелетных птицах. |
|
|
|
|
Уметь: Различать объекты живой и неживой природы из 2; |
|
|
|
|
Наблюдать за сезонными изменениями, происходящими в природе в разное время года; |
|
|
|
|
Наблюдать за жизнью растений в разное время года; |
|
|
|
|
Сравнивать листья различных деревьев (форма, цвет, величина). |
|
|
|
|
Знать: Игры детей в разное время года; |
|
|
|
|
Названия диких и домашних животных. |
|
|
|
|
Знать основные правила охраны природы и поведение в природе. |
|
|
|
|
Вывод по итогам 1 четверти
по итогам 2 четверти
по итогам 3 четверти
по итогам 4 четверти
|
Окружающий социальный мир
Предметные результаты
|
Четверти учебного года |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Иметь представление о профессии почтальон и о виде деятельности. |
|
|
|
|
материалы, из которых изготовлены предметы, руками |
|
|
|
|
изученные бытовые приборы и их назначение; |
|
|
|
|
правила обращения с бытовыми приборами; |
|
|
|
|
атрибутику одежды при праздновании государственного праздника 9 мая. |
|
|
|
|
части проезжей части дороги; |
|
|
|
|
названия молочных продуктов по упаковке; |
|
|
|
|
названия круп по внешнему признаку; |
|
|
|
|
номер экстренной службы при возникновении пожара в квартире |
|
|
|
|
изученный наземный транспорт и его назначение. |
|
|
|
|
Уметь: |
|
|
|
|
самостоятельно собирать в портфель школьные принадлежности |
|
|
|
|
выделять предметы, изготовленные из заданного материала, руками человека; |
|
|
|
|
выделять заданные бытовые приборы; |
|
|
|
|
соблюдать правила безопасного обращения с бытовыми приборами; |
|
|
|
|
соблюдать правила безопасного движения; |
|
|
|
|
выделять заданный молочный продукт; |
|
|
|
|
выделять заданный вид крупы; |
|
|
|
|
пользоваться телефоном при вызове экстренной службы при пожаре |
|
|
|
|
выделять заданный транспорт. |
|
|
|
|
Вывод по итогам 1 четверти
по итогам 2 четверти
по итогам 3 четверти
по итогам 4 четверти
|
Человек
Предметные результаты |
Четверти учебного года |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Иметь представление о: режиме дня. |
|
|
|
|
Иметь представление о личной гигиене перед сном. |
|
|
|
|
Уметь выбирать и надевать одежду, обувь для прогулки по погоде |
|
|
|
|
Уметь сообщать о состоянии своего здоровья |
|
|
|
|
Уметь рассказ о себе с помощью речи. |
|
|
|
|
Знать свою социальную роль в семье. |
|
|
|
|
Знать социальные роли членов семьи. |
|
|
|
|
Иметь представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. |
|
|
|
|
Уметь осуществлять действия: Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). |
|
|
|
|
Уметь соблюдать последовательность действий при раздевании |
|
|
|
|
Различать лицевую (изнаночную ), переднею (заднею ) стороны одежды, верха (низа) одежды |
|
|
|
|
Уметь пользоваться вилкой. |
|
|
|
|
Уметь использовать салфетку во время приема пищи. |
|
|
|
|
Уметь осуществлять последовательность действий в туалете |
|
|
|
|
Вывод по итогам 1 четверти по итогам 2 четверти по итогам 3 четверти по итогам 4 четверти |
Изобразительная деятельность
Предметные результаты
|
Четверти учебного года |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Уметь: Организовывать свое рабочее место согласно теме урока. и убирать рабочее место после работы; |
|
|
|
|
Правильно пользоваться шаблонами, трафаретами; |
|
|
|
|
Применять изученные приемы работы в изобразительной деятельности (в лепке, составлении аппликации, рисовании); |
|
|
|
|
Дорисовывать изображения карандашом; |
|
|
|
|
Раскрашивать готовые изображения. |
|
|
|
|
Составлять аппликации из готовых изделий; |
|
|
|
|
Соблюдать правила Т.Б. при работе с инструментами и материалом. |
|
|
|
|
Знать: Изученные приемы работы в изобразительной деятельности (в лепке, составлении аппликации, рисовании); |
|
|
|
|
Правила Т.Б. при работе с инструментами и материалом. |
|
|
|
|
Основные цвета. |
|
|
|
|
Вывод по итогам 1 четверти
по итогам 2 четверти
по итогам 3 четверти
по итогам 4 четверти
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торлопова Алина Нафиковна
→ Публикатор 16.04.2022 0 2125 152 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.