Упражнения для развития рефлексивно-критического мышления на уроке иностранного языка


Упражнения для развития рефлексивно-критического мышления на уроке ИЯ в старшей школе лицея. 

Автор: Грачёва Анастасия Олеговна, магистрант 2-го курса;

Научный руководитель: Котова Елена Геннадьевна к.п.н, доцент кафедры английского языка

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Государственный гуманитарно-технологический университет

Россия, г. Орехово-Зуево


ВВЕДЕНИЕ

Лицей — название его происходит от греческого слова «ликеион» — учебное заведение. В нашей стране данный титул несут учебные заведения, работающие с 1980-го года по собственным учебным программам и методическим разработкам. [2]

Ниже представлена разработка комплекса упражнений для развития рефлексивно-критического мышления в обучении иноязычному чтению учащихся старших классов. Упражнения разработаны на примере текста-рецензии на одну из книг о Гарри Поттере. Тематика данного материала актуальна для школьников и лицеистов различных возрастов.[3]


  1. Before reading: match the phrases you are agree with.

Учащиеся должны до прочтения текста указать в правой колонке верны ли утверждения, указанные в левой колонке (+)-верно,(-)-неверно. Ответы указываются в случае, если учащийся знаком с темой текста. Если учащийся не знаком с темой текста, он указывает ответы, согласно тому, согласен ли он с высказываниями или же нет.

EXAMPLE:

PHRASE

BEFORE READING

The Philosopher’s Stone is the last in J.K. Rowling’s Harry Potter series of seven novels that have made her the most successful literary author of all time.

+

The books are read and enjoyed by children and adults alike and have also been made into hugely popular films.

+

Series of books about Harry Potter is very serious and sad.

-

All the characters of the book are completely different from ordinary people in life.

+

A large number of the younger readers will also be able to easily identify with Harry.

-

No one can understand how odd Harry Potter is.

+

The author of the book rarely mentions how the school of sorcery and magic looks.

+


  1. While reading Match the text (V,+,-) where:

V”- information that is already known;

+”-new information;

-”-unknown information/thought another way/have questions.

Во время прочтения текста учащиеся ставят на полях отметки, которые обозначают: «V»-известная информация, «+»-новая полезная информация, «-»-неизвестная информация/думал иначе/есть вопросы.


Далее идет сам текст. Текст может быть на любом иностранном языке, в этом случае комплекс упражнений отличается своей универсальностью. А текст и его фрагменты являются наглядными примерами.. В данном случае это аутентичный текст-рецензия (носителя языка) на книгу «Гарри Поттер и Философский камень».[3]


  1. After reading: match the phrases you are agree with after reading the review. Compare the results. What did you know new about the Harry Potter’s world?

После прочтения текста, учащиеся, с уже имеющимися знаниями, заполняют следующую таблицу.

EXAMPLE:

PHRASE

AFTER READING

The Philosopher’s Stone is the last in J.K. Rowling’s Harry Potter series of seven novels that have made her the most successful literary author of all time.

-

The Rowling’s books are read and enjoyed by children and adults alike and have also been made into hugely popular films.

+

Series of books about Harry Potter is very serious and sad.

-

All the characters of the book are completely different from ordinary people in life.

-

A large number of the younger readers will also be able to easily identify with Harry.

+

No one can understand how odd Harry Potter is.

-

The author of the book rarely mentions how the school of sorcery and magic looks.

-

Сравнивают результаты (до/после прочтения). Отвечают на вопрос о том, что же нового они узнали, согласно таблице, что изменилось.


  1. Discuss the new information(+) and unknown information/thought another way/have questions (-) with the classmates(teacher) and find out the answers.

Учащиеся обсуждают информацию, преподнесенную в тексте, согласно ранее расставленным меткам (V),(+) и (-). Обсуждение проводится между одноклассниками, либо с участием учителя. Так же обсуждение может быть трехсторонним (ученик-ученик-учитель). Полезная информация (+) озвучивается, как факт того, что она имеет важность для читателя/учащегося. (-) неизвестная информация, требующая ответа или же обозначающая другой ход мысли ученика, обсуждается в классе и поясняется(при необходимости) учителем. Если у кого-то из учащихся на один и тот же пункт стоят отметки (V), (+) или (-), то учащийся, у которого поставлена отметка (V) поясняет, откуда ему известна эта информация, поясняет другим учащимся, чем она может быть полезна или отвечает на вопросы учащихся по данному пункту.


  1. Fill the table.

Левая колонка таблицы предназначена для записи учащимися тех моментов текста, которые произвели на них самое яркое впечатление, заставили их задуматься, вызвали какие-то ассоциации или даже воспоминания из собственной жизни. Эпизоды, которые могли вызвать протест или же, напротив, восторг и удивление. Учащиеся выписывают именно те цитаты, которые заставили их остановиться и задуматься о чем-то.

В правой колонке учащиеся дают комментарий тому, что же именно побудило их записать ту или иную цитату.

Стадия рефлексии происходит тогда, когда учащиеся могут вернуться к работе с заполненной таблицей (если это было домашнее задание). С помощью такой таблицы текст разбирается поочередно, у учащихся есть возможность поделиться своими замечаниями, которые они указали напротив каждой выписанной цитаты. Учитель так же может привлечь внимание учащихся на тех эпизодах, которые не были озвучены в процессе обсуждения и поделиться с учениками своими комментариями к ним.


(QUOTATION - moment from the text that made the greatest impression, caused some memories, associations with episodes from live, puzzled, provoked a protest or, on the contrary, delight, surprise;

COMMENT - what made you write this quote)
EXAMPLE:

QUOTATION

COMMENT

A large number of the younger readers will also be able to easily identify with Harry.

Harry is an ordinary teenager who is looking for friends, but his guardians did not give such an opportunity to him. They forbid everything to him, just like some of the adults.

etc.

etc.


  1. Add the text by the questions that interest you. Try to answer them, use the help of the classmates.

Учащиеся дополняют текст теми вопросами, на которые они хотели бы получить ответы или же хотели ими развить тему, указанную в тексте. Следом, стараются самостоятельно, опираясь на информацию прочитанного текста, ответить на поставленные вопросы. Или же учащийся может попросить своего одноклассника, который так же ознакомлен с содержанием текста, ответить на составленные вопросы. Ответы могут конспектироваться и сдаваться на проверку учителю в форме эссе или могут быть озвучены в классе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный комплекс упражнений поможет качественному усвоению знаний у учащихся старших классов не только лицея, но и общеобразовательных учреждений. Важно помнить, что текст, выбираемый для учащихся должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников. Можно использовать любой текст, соответствующий требованиям выше, но необходимо помнить о последовательности и логике выполнения заданий. Можно уменьшать количество упражнений, но не забывать об их последовательности и систематизированности.

Благодаря подобному комплексу упражнений учащиеся могут надежно закрепить полученные знания, развить речь, знание иностранного языка в частности, а так же рефлексивно-критическое мышление, то, на что направлены современные образовательные программы.

Для нашего времени важно, чтобы школьники не зубрили материал, а понимали его и могли умело применять его далее на практике. Именно поэтому данный комплекс упражнений универсален, практичен и эффективен в области развития рефлексии учащихся.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Белова Е. В. – «Приемы развития критического мышления» мышления на уроках. (https://multiurok.ru/files/priiemy-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia.html)

  2. Разница между лицеем и школой (https://thedifference.ru/otlichie-liceya-ot-shkoly)

  3. Amanda White - Review «The Philosopher’s Stone» (www.fantasybookreview.co.uk/JK-Rowling/Harry-Potter-Philosophers-Stone.html)


Полный текст материала Упражнения для развития рефлексивно-критического мышления на уроке иностранного языка смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грачёва Анастасия Олеговна  Публикатор
11.01.2018 0 5455 97

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК