Алгоритм разработки метапредметного урока по английскому языку
Главной задачей современного учителя является – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы решать задачи и находить решение проблем, используя собственные неординарные подходы
В современном обществе задачи, которые стоят перед учителями иногда кажутся очень сложными и невыполнимыми. И нам, учителям приходится решать такие задачи путем переосмысления и пересмотра нашего педагогического опыта, мы пытаемся ответить на вопрос «Как и чему обучать в новых условиях?» и насколько мы компетентны в современных педагогических образовательных технологиях.
ФГОС предусматривает преподавание метапредметов как отдельных дисциплин, но современная система образования уже сегодня «подталкивает» нас на шаг вперед, готовя нас и наших учеников к новой системе работы, применяя на своих уроках элементы метапредметного подхода.
Метапредметный подход - это хорошее знание своего предмета, которое позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его преподнести с точки зрения деятельностных единиц содержания. Мета предметы – это учебные предметы нового типа, универсальные предметы.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, то есть: учащиеся не запоминают, а промысливают основные понятия. Учащиеся на каждом учебном предмете формируют определённый блок способностей. Метапредметы надстраиваются над преподаванием традиционных учебных предметов. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:
- содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль, взаимоконтроль)
- использование мультимедиа приложений
- наличие текстов разных жанров и заданий на разные типы чтения
- сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений
- анализ английского языка на основе моделей-опор
- знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке
- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке
Разработка метапредметных программ может стать одним из основных направлений современной образовательной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы - социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1. Сформулируйте тему.
(Она не обязательно должна совпадать с формулировкой программы по предмету)
Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке.
2. Сформулируйте цель.
- Конечный образовательный продукт - наиболее эффективный способ целеполагания, «вспомнить → узнать → научиться» (по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся).
3. Запланируйте предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные) результаты.
- Предметные (приобретение знаний и умений по данному предмету): развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная, развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка (в конкретном случае - формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации)
- Метапредметные (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации): развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; развитие смыслового чтения; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
- Оргдеятельностные (методологические): знание учеником своих индивидуальных деятельностных особенностей, черт характера; целеполагание (умение ставить цели); владение методами рефлексивного мышления, навыками самоорганизации, умение прогнозировать результаты деятельности; смысловое видение изучаемых объектов; умение выстроить свои дальнейшие планы обучения, умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих, "держать удар"; совместное с другими учениками познание и генерация идей; умение организовать мозговой штурм, участвовать в нѐм; сравнение и сопоставление идей, спор, дискуссия.
4. Построение проблемной образовательной ситуации, используя фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми планируется деятельность учеников (природные объекты, объекты культуры, традиции и явления культуры); социальные объекты (определённый товар, семья ученика, реальные гражданские процессы); технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.).
5. Учитывайте особенности учащихся к переосмыслению и уточнению первоначально сформулированной темы, перечислите, какого рода способности можно задействовать, уточните, при необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частнопредметные или креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
7. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:
- Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых учащиеся захотят и смогут проявить себя.
- Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока, Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения(обложку книги, инструкцию, памятку, макет, кластер, алгоритм, синквейн).
- Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать
- ученики на уроке, Продукт должен быть конкретный, но без известного для учителя содержания
- Продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме, цитаты из первоисточников, сравнение определений, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учѐных, размещены в словарях и энциклопедиях.
- Решите, Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (вспомнить, выявить, осознать, чему научился и каким способом действовал, конкретный способ, или прием, или задание).
8. Продумайте, как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт учащихся (ученика)? (анкеты, тесты, зачеты, контроль, самоконтроль). Какая будет применена система оценки деятельности учащихся (ученика)? (самооценка, взимооценка, оценка и отметка учителя)
9. Как, с помощью каких критериев предполагаете оценить успешность проведенного данного занятия?(Самоанализ, Карта анализа и оценки эффективности учебного занятия, Анализ эффективности урока, Анкета для учителей, Карта отслеживания эффективности урока ученик - учитель)
На странице приведен фрагмент.
Автор: АРБЕКОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА
→ марби 21.03.2018 0 5414 255 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.