Статья "Проблемы формирования мотивации обучающихся и их родителей к изучению второго иностранного языка"


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Лицей №1»







Педагогическая статья

«ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»













Автор: Байкова Венера Даниловна,

учитель МОАУ «Лицей № 1»















г. Нефтекамск,

2019 год

С 1 сентября 2015 года все образовательные организации Российской Федерации приступили к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с которым предмет «Второй иностранный язык» является обязательным для учащихся основной школы. Многие школы оказались не готовы к нововведению. Появление еще одного обязательного предмета в учебном плане основной школы вызвало многочисленные вопросы у представителей администрации школ, учителей, родителей и самих учащихся.

Если учащимся или их родителям задать вопрос: «Для чего изучать иностранные языки?», то, скорее всего, мы получим такие ответы: для путешествий, для общения с иностранцами, для чтения литературы и просмотра фильмов в оригинале. Достаточно ли это сильные мотивы изучать иностранные языки для современных школьников? Очевидно, что необходимо искать другие аргументы, которые смогут убедить обучающихся и их родителей в пользе изучения более чем одного иностранного языка. Поэтому тема мотивации к изучению второго иностранного языка является актуальной. Какие аргументы это могут быть?

Любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная – значит хорошая. Что лучше – знать несколько языков, но плохо, или один – зато в совершенстве? По мнению ученых, для развития нашего мозга выгоднее первый вариант.

Абсолютно все научные исследования лингвистов и психологов однозначно свидетельствуют о том, что чем больше языков человек знает, тем выше его интеллектуальный уровень, лучше способность к адаптации в окружающем мире и все познавательные способности, необходимые для учёбы. Память становится более прочной, ёмкой и более ассоциативной. Не случайно, в дореволюционной России в гимназиях изучали латынь и древнегреческий язык. Никто не собирался на них разговаривать, педагоги понимали и старались использовать развивающий потенциал изучения языков. Дети в дворянских семьях обязательно изучали 2-3 иностранных языка. Традиционно знание иностранных языков являлось в России показателем образованности.

Сегодня владение иностранным языком в Европе относится к числу основных компетенций, так же как умение писать и читать. Во многих странах (не только европейских) школьники успешно изучают два, а то и три иностранных языка. Например в Тунисе - все ученики изучают 4 языка – арабский (родной), французский, английский и один иностранный по выбору (испанский, немецкий или итальянский). В Египте – арабский (родной) плюс 2 иностранных языка. В Грузии, Армении, Украине Казахстане, Азербайджане – 2 иностранных языка).

Как в любой учебной деятельности, в изучении иностранных языков всё упирается в мотивацию. Как мотивировать детей? В первую очередь – интересными уроками. Цель учителя не только научить ребёнка иностранному языку, но и помочь ему найти тот метод, с помощью которого он сможет сам себя научить языку. Но это задача учителя, а родители могут поддерживать этот интерес, поощряя участие ребенка в разных мероприятиях, проводимых внутри школы и в городе. Очень важно, чтобы ребенок видел, что этот язык – средство общения многих людей, а не только предмет в школе.

А как же происходит с мотивацией у нас в лицее? Лицеистов в первую очередь привлекло немецкое произношение. Работа над фонетикой приносит детям огромное удовольствие. Им нравится произносить грассированное «р», оглушать согласные звуки, произносить их с придыханием.

Многие родители сами когда-то изучали в школе немецкий как основной иностранный язык. Они были только рады, что их ребенок тоже будет изучать немецкий язык. Тем самым они сами мотивируют детей к изучению второго иностранного языка. Родители в лицее с интересом и пониманием встретили введение второго иностранного языка. Они видят в этом более широкие образовательные перспективы для своих детей.

Учащиеся интересуются вопросами истории Германии, их школьной системой, изучают ли в Германии второй иностранный язык и т.д. Поэтому очень важно ответить на все поставленные ими вопросы. Для этого учителю необходимо посещать семинары повышения квалификации с носителями языка.

За 1,5 года работы с немецким языком учащиеся принимали участие в различных городских и всероссийских конкурсах. Это – музыкальные конкурсы «Рождественские встречи», «Музыка немецкого- удиви и удивись», писали всероссийский диктант «Tolles Diktat», участвовали в конкурсе «Ученик года», в Гагаринской олимпиаде. В Нефтекамске в мае прошлого года была организована встреча с методистами - мультипликаторами Гете–института, которые рассказывали детям о внеурочной деятельности. Одна из наших последних работ – участие во всероссийском конкурсе видеороликов «Цифровой алфавит». Все эти конкурсы мотивируют детей к изучению немецкого языка.

Учащиеся также знают, что Владимир Путин отлично владеет немецким языком. Это тоже является своего рода мотивацией к изучению немецкого языка.

И ученикам, и их родителям полезно знать, что изучение близкородственных языков (а таковыми являются, например, немецкий и английский) помогает глубже усвоить каждый из них. Коэффициент лексического сходства между немецким и английским языком – 60%. Ни с одним другим языком у английского нет такого большого сходства, как с немецким. Уже в начале изучения немецкого как второго (после английского) иностранного языка учащиеся замечают, что оба языка имеют много общего: латинский шрифт; лексическое сходство; сходство грамматических структур.

Методика изучения второго иностранного языка основана в большой степени на сравнении его с первым иностранным языком, она опирается на уже имеющийся у обучающихся лингвистический опыт, полученный ими при изучении первого иностранного языка.

Выводы

Причинами изучать второй иностранный язык являются:

  • тренировка мозга, развитие познавательных умений, развитие памяти, внимания, мышления, расширение кругозора – и, как следствие, выше интеллектуальные способности, успешность в школе, способность к адаптации в окружающем мире, сохранность интеллекта и памяти до преклонного возраста;

  • знание человеком одного или нескольких иностранных языков является очень полезным навыком, но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этническими и моральными нормами.

Пути решения поднятой проблемы:

  • для того, чтобы мотивировать детей на изучение второго иностранного языка, учителю необходимо не только хорошо владеть вторым иностранным языком, но и обогащать уроки знаниями из страноведении, истории языка, личным опытом общения с иностранцами;

  • участие в городских и всероссийских мероприятиях также является хорошей мотивацией.

Литература

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [сайт]. – Режим доступа http://fgosreestr.ru

2. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Второй иностранный язык» [Электронный ресурс]. // Модернизация содержания и технологий обучения [сайт]. – Режим доступа http://www.predmetconcept.ru/subject-form/vtoroj-inostrannyj-jazyk

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка (на немецком языке) [Электронный ресурс]. // Немецкий культурный центр имени Гете [сайт]. – Режим доступа http://www.goethe.de/z/50/commeuro/i0.htm

4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Закон об образовании РФ [сайт]. – Режим доступа http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

5. Урывчикова Н.В. Подготовка образовательных организаций к введению второго иностранного языка: вопросы и ответы. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,2017.




Полный текст материала Статья "Проблемы формирования мотивации обучающихся и их родителей к изучению второго иностранного языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Байкова Венера Даниловна  Публикатор
17.02.2019 0 3294 95

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК