Статья "Критерии отбора песенного и стихотворного материала для работы на уроках иностранного языка"
Критерии отбора песенного и стихотворного материала для работы на уроках иностранного языка иностранного языка
При изучении новых лексических единиц важно перенести их в долгосрочную память и в активный словарь.
Активное использование лексических единиц возможно при изучении стихотворений и песен на занятиях иностранного языка. Анализ научной литературы позволил нам выделить основные преимущества песенного и стихотворного материала [14, С. 56]. Во-первых, стихотворения и песни являются эффективным дидактическим материалом для формирования лексических навыков.
Во-вторых, работа с таким видом текста повышает мотивацию учащихся, создает благоприятный психологический повышает активность учащихся.
В третьих, песни и стихотворения представляю собой особый вид текста. Особенность стихов и песен заключается в рифмах, которые учащиеся способны запомнить даже в том случае, если они не понимают значения слов. Кроме того, на протяжении всего текста сохраняется определенный ритм и мелодия, что, безусловно, способствует снижению усталости и помогает учащимся в подборе лексических единиц в процессе выразительного чтения наизусть или пения. С одной стороны, данный вид текстов стимулирует учащихся к самостоятельному изучению других произведений автора или исполнителя, с другой стороны, часто учащиеся после урока неосознанно повторяют целые строчки из песен и стихотворений и таким образом усваивают новую лексику и речевые образцы. В этой связи совершенно справедливым представляется суждение И. А. Зимней, которая отмечает, что в таких текстах в упорядоченном и целенаправленном виде представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли, что позволяет их эффективно использовать при обучении лексике [14, С. 60].
В учебниках по иностранным языкам содержится достаточное количество аутентичных стихотворений и песен, которые учителя не используют на своих занятиях. Все дело в том, что предлагаемый материал не всегда соответствует уровню обученности учащихся средней школы, их интересам и содержанию обучения, поэтому учителям приходится порой самостоятельно подбирать стихотворения и песни для своих уроков. В настоящее время мы обладаем огромным количеством источников, предлагающих нам многочисленный материал для работы на уроке. Такими источниками являются интернет-ресурсы, сборники аутентичных песен и стихов различных авторов, а также большое количество методических пособий по обучению немецкому языку. С одной стороны, такое количество источников не может не благоприятствовать работе со стихотворениями и песнями на уроке английского языка, но, в то же время, имея большой выбор, становится сложно отбирать материал, соответствующий целям и задачам обучения.
Выделим общие критерии отбора, относящиеся и к стихотворному, и к песенному материалу. Ими являются аутентичность, тематическая соотнесенность, эмоциональное воздействие на учащихся, соответствие уровню обученности, принцип стилистической нейтральности. Рассмотрим эти критерии подробнее [27, С. 45].
Первым критерием отбора стихотворного и песенного материала является аутентичность, так как работа с подлинными, ценными в познавательном отношении учебными материалами позволяет учащимся не только овладеть еще одним способом общения, но и проникнуть в национальную культуру. С помощью данного учебного материала учитель знакомит учащихся с культурными реалиями стран изучаемой страны, поскольку они вводятся на уроке не изолированно, а в контексте стихотворений и песен, что само по себе является отличным способом наглядности. Для более прочного усвоения такого материала хорошо подкреплять стихотворения и песни картинками, фотографиями, видеоматериалом, а также дополнительной информацией о реалиях.
Во-вторых, языковой материал должен соответствовать изучаемой теме в данный конкретный период обучения. Например, если целью работы является формирование лексических навыков, а темой нескольких уроков является тема «Животные», стихотворение или песня должны содержать уже изученный, а также новый лексический материал, соответствующий данной тематике.
В-третьих, все отобранные песни и стихи должны положительно влиять на настроение учащихся, воспитывать их нравственность и характер. Этот принцип особенно важно учитывать при отборе стихотворений и песен для работы на младшем и среднем этапах обучения, так как именно в эти периоды жизни формируется личность каждого учащегося. Также следует учитывать не только психологическую, но и мотивационную сферу, так как далеко не весь отобранный учебный материал сможет заинтересовать учащихся. На среднем этапе обучения в силу возрастных особенностей учащихся достаточно трудно поддерживать мотивацию к изучению немецкого языка, тем более не все темы, предлагаемые в школьной программе для изучения, увлекательны и интересны учащимся, а стихотворения и песни, благодаря особенностям формы и работы с ними, повышают мотивацию у обучаемых. Поэтому надо учитывать их интересы и предпочтения. Содержание текстов должно опираться на актуальные для учащихся средней школы темы. Здесь справедливо будет отметить утверждение Бим Инессы Львовны: «ведь в случае не удовлетворения данного критерия, эффективность работы значительно снизится, несмотря на возможную высокую художественную, лингвострановедческую и методическую ценность материала» [6, С. 78].
Четвертый критерий отбора текстов предполагает, что языковой материал, содержащийся в стихотворениях и песнях, будет соответствовать уровню обученности учащихся. То есть использованный фонетический и грамматический материал должен быть знаком учащимся и не должен вызывать особых затруднений при работе с текстом, поскольку главной целью является формирование речевых лексических навыков.
В-пятых, учителем должен учитываться принцип стилистической нейтральности, касающийся в большей мере лексической стороны стихотворений и песен. На среднем этапе обучения не рекомендуется вводить на уроке большое количество лексики, относимой к сленгу, жаргону и официальному стилю, а также разговорных грамматических и фонетических сокращений, поскольку даже на родном языке учащиеся иногда допускают стилистические ошибки.
Отдельного внимания заслуживает вопрос использования технических средств обучения при работе с песнями. В данном случае эффективным будет использование видеоклипов, «так как они представляют собой специфический учебный материал и их отбор в целях обучения иностранному языку заслуживает особого рассмотрения» [18, С. 42].
Во–первых, в видеоклипе желательно изображение в кадре поющего исполнителя, поскольку его артикуляция облегчит понимание учащимися текста песни.
Во–вторых, клип должен включать в себя объекты или феномены культорологического характера, демонстрирующего реалии страны изучаемого языка.
В–третьих, при отборе песни и видеоклипа нужно учитывать качество аудио– и видеодорожки. Голос исполнителя должен быть понятным, речь чёткой
Теперь рассмотрим список критериев, которые выделяла З.Н. Никитенко «песенный материал должен быть упорядоченным для того чтобы его можно было эффективно и успешно использовать» [26, C. 54]. Поскольку песни представляют собой элемент национально-культурного компонента, являются отражением культурных ценностей и носят лингвострановедческий характер. В этом случае З.Н. Никитенко выделяли несколько критериев отбора песен, такие как: 1. актуальность, 2. языковая ценность (лексика, грамматика, фонетика), 3. лингвистическая ценность, 4. интерес и предпочтения учеников (с учётом возраста), 5. информативность текста песни.
Стихотворения и песни представляют собой не что иное, как текст, поэтому работа с таким материалом должна иметь определенный алгоритм. В методике выделяют три основных этапа работы с любым текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый, при этом все три этапа обязательны при формировании речевых лексических навыков. Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов.
Дотекстовый этап характеризуется следующими целями: создать необходимый уровень мотивации у обучающихся, сократить уровень языковых и речевых трудностей и сформулировать речевую задачу для первого прослушивания или прочтения.
Дотекстовый (предтекстовый) этап включает в себя вступительную речь небольшого объёма об авторе и о произведении, обязательное снятие фонетических, лексических и грамматических трудностей, содержащихся в тексте стихотворения или песни, а также упражнения, устанавливающие речевую задачу перед первым прослушиванием или чтением текста.
«Предтекстовые задания ориентированы на снятие языковых трудностей и формирований навыков чтения [17, С. 5]. В них необходимо учитывать смысловые, лексико-грамматические и страноведческие особенности текста.
На текстовом этапе работы решаются следующие цели: формирование навыков чтения, контроль речевых умений. «На данном этапе происходит контроль понимания прочитанного, который определяется поставленными перед текстом коммуникативными задачами и видом чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее или поисковое)» [17, С. 8]. Повторное чтение обращает внимание учащихся на детали текста, что приводит к полному пониманию прочитанного.
Целью послетекстового этапа является использование текста как опоры для развития навыков письменной и устной речи. Данный этап сводится к контролю степени понимания прочитанного и навыков чтения, а также к умению использовать прочитанный материал. Упражнения, относящиеся к послетекстовому этапу, связаны с развитием языковых умений и навыков.
Библиография
1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1978. –237 с.
2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: учеб. пособие / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 254 с.
3. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста.// Иностранные языки в школе.–2010, № 2. – С.64–79.
4. Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / Под ред. М. К. Колковой. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мосина Наталия Андреевна
→ Публикатор 09.02.2020 0 3261 264 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.