Статья "Технология "Процессуальное письмо/Process Writing" - из опыта работы"
Process writing
Несколько раз в год мои старшеклассники пишут в мини-группах творческие сочинения, использую технологию Process Writing.
В практике каждого учителя бывали случаи, когда ученики за выходной день (в который у них больше свободного времени) напишут 2-3 сочинения и в каждом из них сделают одну и ту же ошибку. Почему так получается?
Наш первоначальный вариант текста редко бывает без изъянов. При повторном прочитывании сочинения мы обычно находим места, требующие пояснения, замены слов. Поэтому мы корректируем первоначальный вариант, добиваясь логики и красоты изложения материала. А наши ученики, стремящиеся поскорее отделаться от домашнего задания, часто даже не прочитывают созданные ими «шедевры». Суть подхода Process Writing в том¸ чтобы учить обучающихся не пропускать стадии редактирования и корректировки. Учитель в этом случае не только даёт задание написать сочинение, ожидая получить в руки готовое сочинение, а помогает ученикам пройти все стадии его написания. Конечно, на это уходит на уроке больше времени, чем просто дать задание, но в конечном итоге приучает обучающихся к организации своей письменной работы, к более критическому и вдумчивому отношению к её содержанию.
Разные авторы выделяют несколько разные стадии процесса письма, но чаще всего присутствуют следующие этапы:
1.этап мозгового штурма,
2.этап планирования,
3.этап написания чернового варианта,
4.этап редактирования,
5.этап корректирования,
6.этап написания конечного варианта.
1.Этап мозгового штурма.
Самое трудное приступить к письму, начать писать сочинение. Стадия «мозгового штурма» помогает собраться с мыслями. Ученики могут работать в больших и малых группах. Секретарь группы записывает все идеи, не исключая ни одной. Поток идей – самое важное на этом этапе. Идеи можно записывать по порядку или в виде ментальных карт (mind-maps, схем-«паучков»). Я давала учащимся 3 минуты на обсуждение.
2.Этап планирования.
Когда идеи, таким образом, появились, наступает пора сгруппировать их в логичный план. На этом этапе совершенно естественно, что появляются новые мысли и ученики что-то добавляют или, наоборот, убирают из плана. Если письменная работа пишется в мини-группе, учащиеся распределяют между собой пункты плана: кто какой пункт будет писать.
3.Написание чернового варианта.
Ученики пишут сочинение, придерживаясь плана. На этом этапе важно содержание. Можно не уделять много внимания орфографии, важно изложение, связность, логичность. Я предлагала ученикам в течении 8 минут написать 5-6 предложений на свой пункт. Конечно, в ходе написания ученики могут изменить порядок следования событий, что-то переставить или убрать. Но не бывает такого, чтобы с первого же варианта сочинение получилось законченным и без ошибок. Таким образом, мы подходим к следующему этапу – редактированию.
4.Этап редактирования.
На этапе редактирования обучающиеся концентрируются на содержании, на том, что написано в сочинении. Есть смысл разделить этап исправления неточностей на два этапа, так как сосредоточиться сразу и на содержании и на выявлении ошибок сложно. Итак, выделяют два этапа: 1.редактирования, исправление содержания, логики изложения, и 2.корректирования, исправление орфографических, пунктуационных ошибок. У нас на уроке 1этап редактирования проводился в своей мини-группе, а для корректирования сочинение передавалось другой мини-группе.
Итак, учащиеся степлером скрепили свои листочки, чтобы получилось последовательное повествование; вместе прочитали, логично ли оно, добавили необходимые изменения или вычеркнули лишнее. На редактирование я давала им 3-4 минуты.
5.Этап корректирования.
Наступает время этапа корректирования, проверки, как написано. Ученики проверяют орфографические, пунктуационные ошибки, заменяют повторяющиеся фразы и слова, проверяют, в подходящем ли стиле изложен материал. Корректировать текст может как сам автор, так и его одноклассники, обменявшись сочинениями.
Я предлагала своим ученикам в мини-группах обменяться сочинениями и помочь одноклассникам в корректировании их текста. Кроме того, они оценивали сочинение по критериям, которые обговаривались заранее (какое количество ошибок соответствуют скольким баллам, какое количество предложений в абзаце - сколько баллов, за использование вводных слов сколько баллов даётся).
По возвращении работ обучающиеся просматривают исправления и дополнения, внесённые другой подгруппой, соглашаются или не соглашаются с ними.
6.Этап написания конечного варианта.
Теперь ученики ещё раз переписывают сочинение, уже набело, чтобы сдать готовую работу учителю, переписывают индивидуально или в подгруппе в зависимости от количества оставшегося времени. Если я задавала на дом, то каждому ученику делала ксерокопию их совместного «творения», а если писали в классе, то минут за 15 секретарь группы переписывал, а остальные ещё по ходу что-то советовали и переделывали. А я по критериям оценивала. Ученики могли сравнить свои оценки после написания первого варианта и отредактированного совместно с другой подгруппой и переписанного набело. Оценки были, конечно, лучше.
Таким образом, ученик пишет сочинение в нескольких вариантах, в процессе написания которых он обращает внимание на свои ошибки, соглашается или не соглашается с предложенными его одноклассниками изменениями. Как показывают результаты исследований, исправление ошибок эффективнее в процессе написания черновых вариантов письменной работы, а не тогда, когда ученики сдают свои работы учителю на проверку. На ошибки, исправленные учителем в готовом сочинении, как правило, ученики почти не обращают внимания и не запоминают правильный вариант. Исправлениям же в черновом варианте, который предстоит ещё грамотно переписать, ученики уделяют больше внимания, таким образом, реже делая подобную ошибку в будущем. На организацию этого вида письма требуется большое количество времени, но, как показывает опыт, на всех этапах письма наблюдается ещё и раскрепощённое общение на изучаемом языке. Роль учителя меняется. Учитель теперь не только тот, кто оценивает, учитель – читатель, для которого ученик пишет сочинение/очерк. Ученику приходится больше думать о читателе: «Для кого он пишет?», «Что читателю надо узнать?», «О чём надо сообщить читателю?». Учащиеся осознают, что то, что написано, можно изменить, можно удалить часть текста, а можно добавить, можно поменять отрывки местами и т.д. Таким образом, конечный результат получается интересным и содержательным для читателя и обучающим для самого ученика. Технология Process Writing позволяет не только развивать умение написания связного развёрнутого аргументированного высказывания, но и формировать регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия за счёт необходимости постоянного интеллектуального сотрудничества учащихся, работающих в мини-группах.
Список использованной литературы:
1.http://www.buowl.boun.edu.tr/teachers/PROCESS%20WRITING.htm
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Writing_process
3. http://www.teachingenglish.org.uk/article/approaches-process-writing
4. http://elt-resourceful.com/2012/12/19/process-writing-mixing-it-up/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зернина Наталья Ивановна
→ Публикатор 24.02.2020 0 1983 243 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.