Статья "Метод проектов как способ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках иностранного языка"
Е.Р.Берестова
учитель английского языка
МБОУ СОШ №45
г. Нижний Тагил
Метод проектов как способ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках иностранного языка
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно – ориентированный подход, является метод проектов.
Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.[1, с.25].
Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока, и требует определенного времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач: осуществляется самостоятельная творческая работа в рамках и заданной темы; в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности; осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта; повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта; учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать данные, оформить альбом).
Важно подчеркнуть, что форму презентации (репортаж, сообщение, викторина, шоу)учащиеся выбирают самостоятельно.
В своей практике преподавания иностранного языка я использую различные виды проектов .
Монопроект- это разрешение проблемного вопроса одного ученика. Так, например, значимыми для учащихся являются следующие темы: «В какой школе я бы хотел учиться», «Полезные правила», «Мой любимый магазин», «История моей семьи», «Школьная форма».
Коллективный проект- предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Большой интерес у учащихся вызывают такие темы: «Праздники Великобритании», «Молодежная субкультура».
Устно-речевой – это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение утренников: «Новый год», организация концерта «Мы любим мам».
Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений.
Организуя работу над проектами, я соблюдаю несколько условий.
1)Провокационные вопросы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных источников информации.
2) В процессе работы над проектом привлекаются все учащиеся класса, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки.
Более целесообразными и плодотворными с моей точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе привлекаются все учащиеся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. По мнению Н.В. Туркиной, коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов [2,с. 47].
Во время работы над проектом все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.
Продуктом деятельности микрогрупп может быть и оформление презентации, сообщений, выпуск альбома с достопримечательностями страны, организация выставки. И в ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит формирование коммуникативной компетентности - развитие навыков монологической и диалогической речи. У учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические структуры, оценить их ответы.
Таким образом, использование метода проектов является эффективным способом развития познавательной самостоятельности учащихся.
Библиографический список
-
Бухаркина, М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку [Текст]//Иностранные языки в школе. – 2005. - №3.
-
Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку [Текст]// Иностранные языки в школе. – 2002.- №3.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Берестова Елена Рафаиловна
→ Публикатор 21.06.2020 0 1408 223 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.