Статья "Метод проектов как способ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках иностранного языка"


Е.Р.Берестова

учитель английского языка

МБОУ СОШ №45

г. Нижний Тагил

Метод проектов как способ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках иностранного языка

 

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно – ориентированный подход, является метод проектов.

Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.[1, с.25].

Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока, и требует определенного времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач: осуществляется самостоятельная творческая работа в рамках и заданной темы; в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности; осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта; повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта; учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать данные, оформить альбом).

Важно подчеркнуть, что форму презентации (репортаж, сообщение, викторина, шоу)учащиеся выбирают самостоятельно.

В своей практике преподавания иностранного языка я использую различные виды проектов .

Монопроект- это разрешение проблемного вопроса одного ученика. Так, например, значимыми для учащихся являются следующие темы: «В какой школе я бы хотел учиться», «Полезные правила», «Мой любимый магазин», «История моей семьи», «Школьная форма».

Коллективный проект- предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Большой интерес у учащихся вызывают такие темы: «Праздники Великобритании», «Молодежная субкультура».

Устно-речевой – это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение утренников: «Новый год», организация концерта «Мы любим мам».

Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений.

Организуя работу над проектами, я соблюдаю несколько условий.

1)Провокационные вопросы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных источников информации.

2) В процессе работы над проектом привлекаются все учащиеся класса, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки.

Более целесообразными и плодотворными с моей точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе привлекаются все учащиеся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. По мнению Н.В. Туркиной, коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов [2,с. 47].

Во время работы над проектом все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.

Продуктом деятельности микрогрупп может быть и оформление презентации, сообщений, выпуск альбома с достопримечательностями страны, организация выставки. И в ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит формирование коммуникативной компетентности - развитие навыков монологической и диалогической речи. У учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические структуры, оценить их ответы.

Таким образом, использование метода проектов является эффективным способом развития познавательной самостоятельности учащихся.

 

 

 

Библиографический список

  1. Бухаркина, М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку [Текст]//Иностранные языки в школе. – 2005. - №3.

  2. Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку [Текст]// Иностранные языки в школе. – 2002.- №3.


 


Полный текст материала Статья "Метод проектов как способ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках иностранного языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Берестова Елена Рафаиловна  Публикатор
21.06.2020 0 1334 214

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК