Статья "Формирование ЗОЖ на уроках английского языка"


Формирование ЗОЖ на уроках английского языка.

 

 

В современном мире со сложной социально-политической обстановкой в стране, с плохой экологией, сомнительными продуктами питания в магазинах, участившимися случаями подделки лекарственных препаратов, в мире стрессов и неврозов, агрессии и равнодушия тема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся стала приоритетным направлением развития образовательной системы школы.

Еще совсем недавно сбережение и укрепление здоровья ассоциировалось исключительно с физическим воспитанием. Однако время и жизнь расставили все по своим местам, доказав, что одному физическому воспитанию здесь не справиться. Так появилось самостоятельное направление в воспитании, в педагогике, которое получило название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Дело в том, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней приходится на годы обучения в школе.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны около 70% всего времени бодрствования ученика. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Поэтому с самого начала, еще до прихода ребенка в школу, необходимо прививать детям знания, навыки, привычки в области охраны здоровья, с которыми дальше будет работать школа, превращая в главный компонент формирования здорового образа жизни человека и всей страны.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения будет способствовать формированию представлений о здоровье-сбережении, и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового.

В наше время на здоровье ребенка, на его позицию по данному вопросу, влияет не только экология и обстановка в мире, но и ряд таких факторов как

  • Микроклимат в семье (отношения родителей, их ожидания в отношении ребенка, их чувства к ребенку и т.д.)

  • Образ жизни родителей (пример родителей);

  • Наличие /отсутствие своего рабочего места/комнаты дома;

  • Отношения с друзьями и одноклассниками;

  • Нагрузка в школе и вне ее (дополнительное образование);

  • Питание;

  • Физические нагрузки (или их отсутствие);

  • Закаливание и свежий воздух.

Преподавателю необходимо учитывать каждый пункт и подвести ребенка (путем работы на уроке, во время классного часа, во внеурочной деятельности, работе с родителями, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом) к осознанию того, что здоровье – это его бесценное достояние, которое надо беречь и укреплять. Важно ориентировать ребят на развитие самостоятельного мышления, на самовоспитание. Также важным при этом является выработка системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, привитие стойкого иммунитета к негативным влияниям среды, научить школьников тому, как оказать сопротивление, как научиться говорить «нет» и как отказаться от нежелательной дружбы.

Вообще в понятии здоровья есть три важные составляющие: здоровье духовное, физическое и психическое.

Физическое здоровье – данными полученными человеком при рождении и закрепленными в результате работы над собственным здоровьем.

Психическое, физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Основные факторы риска для здоровья, связанные с образом жизни:

  • курение - 8 лет

  • злоупотребление алкоголем - 10 лет

  • наркомания – 25 лет

  • неправильное питание – 6 лет

  • гиподинамия - 5 лет

  • нарушения сна - 3 года

  • стресс, перегрузки - 7 лет

  • отсутствие режима дня - 3года

Факторы, созидающие здоровье:

  • Правильное питание +6 лет

  • Соблюдение режима дня + 3года

  • Занятие физической культурой и спортом + 5 лет

  • Закаливание +4 года

  • Пребывание на свежем воздухе +3 года

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм +5 лет

  • Душевное равновесие +7 лет

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

  • дидактическую – наделение учащихся нужными знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • познакомить с понятием «режим дня» и его значением в жизни человека;

  • научить выполнять правила личной гигиены;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • подтвердить примерами значимость рационального питания как компонента здорового образа жизни;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • сформировать представление о здоровом жизненном стиле, многофакторности понятия «здоровый образ жизни»;

  • инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью как о главной ценности;

  • воспитывать уважительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

 

 

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

 

Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Иностранный язык достаточно сложный предмет, учитывая то, что педагогу необходимо работать с четырьмя видами речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Современный урок иностранного языка требует от ученика огромной концентрации внимания, напряжения, внимательности, т.к. на уроках ему приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е. иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: ученики должны усвоить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, фонетические навыки).

На уроках дети много запоминают, говорят, пишут, читают, слушают и анализируют информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровье-сберегающим технологиям.

Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает нужного эффекта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка используются для более

эффективного достижения образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач.

На мой взгляд, успешность применения на уроке здоровьесберегающей технологии зависит от:

  • учета физиологических особенностей детей (возраст и уровень группы);

  • того, какой по счету урок. Например, в начальной школе на 5 или 6 уроке бесполезно объяснять сложный грамматический материал, лучше провести урок повторения или урок закрепления.

  • правильной организации урока. Следует строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ (индивидуальная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, творческие задания, “мозговой штурм” и т.д.).

  • физкультминутки (эмоциональная разрядка);

  • смены видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов.

  • учета психологических особенностей детей. На уроках следует стремиться к тому, чтобы учебный процесс проходил в атмосфере положительных эмоций, речь учителя должна быть бодрой и дружелюбной, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

  • речевых и фонетических разминок;

  • учета индивидуальных особенностей учеников (применение дифференцированного обучения);

  • гигиенических условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, расположение парт).

 

 

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:

Из-за долгой или интенсивной работы на уроке у учащихся появляется утомление, снижается работоспособность, дети становятся невнимательными и рассеянными. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.

Поэтому предпочтительна следующая структура рациональной организации урока:

  1. Учебная работа - не менее 60% и не более 80%

  2. Виды учебной деятельности (количество) 4–7

  3. Средняя продолжительность различных видов деятельности - не более 10 минут

  4. Частота чередования видов учебной деятельности - не позднее чем через 7–10 минут

  5. Число видов преподавания - не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).

  6. Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2–3

 

Эмоциональные разрядки.

  • Речевые и фонетические разминки.

Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают детей на рабочую атмосферу, на иностранный язык.

 

Примерами разминок могут служить:

Скороговорки. Развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.

 

- Peter Piper picked a peck of pickled peppers. 
A peck of pickled peppers Peter Piper picked. 
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers, 
Where's the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

 

- One-one was a race horse. 
Two-two was one too. 
One-one won one race. 
Two-two won one too.

- I wish to wish the wish you wish to wish, 
but if you wish the wish the witch wishes, 
I won't wish the wish you wish to wish.

 

- One fly flies, two flies fly. 
One girl cries, four girls cry.

 

Песни.

Это хороший вид релаксации, который можно использовать не только в начале урока. Песня дает детям возможность не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения. Песню также можно использовать в середине или в конце урока в качестве эмоциональной разгрузки, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют.
Материалы я беру в интернете на сайтах, а также некоторые УМК предлагают песни на разные темы (Например, из учебников по английскому языку
Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. ООО «Русское слово», Макмиллан: М., 2013)

 

- Hello, hello!
Hello, how are you?
I’m fine, I’m fine.
I hope that you are, too.

 

- Twinkle, twinkle, little star.
How I wonder what you are.
Up above the world so high,
Like a diamond in the sky.
Twinkle, twinkle, little star.
How I wonder what you are.

Twinkle, twinkle, little star.
How I wonder what you are.
Up above the world so high,
Like a diamond in the sky.
Twinkle, twinkle, little star.
How I wonder what you are
.

- Clap your hands, clap your hands,
Listen to the music and clap Your hands. 

Stamp your feet, stamp your feet, 
Listen to the music and stamp your feet. 

Turn around, turn around, 
Listen to the music and turn around. 

Jump up high, jump up high, 
Listen to the music and jump up high.

Физкультминутки.

Динамические паузы, которые снимают напряжение общей моторики.

-One, one, one  (показываем указательный палец)

I can run ! (бег на месте)

Two, two,two (показываем 2 пальца)

I can jump too! ( прыгаем на месте)

Three, three, three  (показываем 3 пальца)

Look at me ! (ребенок замирает в смешной позе).


 

-Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)

Point to the door,  (показываем пальцем на дверь)

Point to the board,  (показываем пальцем на доску)

Point to the floor.  (показываем пальцем на пол)

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)


 

-Show me your shoulders, (руки на плечи)

Show me your neck, (руки на шею)

Clap, clap your hands (хлопаем в ладоши)

And show me your back. (поворачиваемся спиной, и снова разворачиваемся)

Show me your head (руки на голову)

Show me your neck,

Clap, clap your hands

And show me your back.

Игры (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).

Но и в более старших классах учащиеся охотно играют. Не надо забывать, что грамотно подобранная игра не только помогает ребенку легче усвоить знания, психологически раскрепоститься, не бояться сделать ошибку, но и сделать урок ярче, а также выполнять образовательные задачи.

Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки
общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Присутствие в уроке элемента игры, дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, при этом, материал должен быть доступным и интересным, важным для учеников на данном этапе их физического и психического развития (согласитесь, достаточно странно обсуждать в начальной школе проблемы молодежи, а в старшей – описывать домашнее животное).

Изучение иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков иностранного языка мы учим детей умению общаться на языке, пусть даже на самом элементарном уровне, создавая платформу для дальнейшей коммуникативной деятельности.

Все дети без исключения, как правило, приступают к изучению иностранного языка с большим желанием, но, к сожалению, не у всех оно остается после первого года обучения. Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению языком. И в этом помогают игры.

В средней и старшей школе начать урок можно с небольшой игры.

Например, «Добрые слова».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова или комплименты на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

«Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

 

Привитие детям правил гигиены и здорового образа жизни происходит и при изучении языкового материала, например, темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

В старшем звене большую помощь учителю в решении данной задачи (формирование ЗОЖ на уроке, поддержание интереса к предмету) оказывают современные УМК. В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать как вести здоровый образ жизни; здесь содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. (“Здоровое питание”, “Еда”, “Спорт”,“Проблемы экологии”, «Как всегда быть в форме» «Проблемы молодежи» и т.д.)

Учащиеся не только разбирают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Ролевые игры в старшей школе позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.

Для работы с лексикой удобно использовать учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок.

Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Использование данных способов и приёмов на уроках дает возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Использование здоровье-сберегающих технологий на уроке иностранного языка (смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов) повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышается качество образования по предмету, укрепляет и сохраняет здоровье школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

  2. Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе, 1999 г, №4.

  3. Журнал «Здоровье ребенка», №10, 2010г. Е. Березникова.

  4. Поповицкая Н.В. Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка. – Иностранные языки в школе, №2, 2010 год.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.,2002.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.

  7. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Английский язык: учебник ООО «Русское слово», Макмиллан: М., 2013

 

 

10.1 http://www.studyfrench.ru/

10.2 https://www.lepointdufle.net/

10.3 https://www.francaisfacile.com/

10.4 http://www.studyitalian.ru/

10.5 www.studiareitaliano.it

10.6 http://www.youtube.com

 

 


Полный текст материала Статья "Формирование ЗОЖ на уроках английского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисина Александра Владимировна  Публикатор
12.10.2020 0 839 172

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК