Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
Доклад
на тему
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»
Введение:
«…здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля».Артур Шопенгауэр
В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению успеваемости. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Приоритетными задачами образования являются: сбережение и укрепление здоровья обучающихся.
В связи с этим необходимым стало использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. “Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.” (Н.К. Смирнов)
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
1. “ Не навреди!”- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, не наносящими вреда.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту детей.
6. Комплексный, междисциплинарный подход – единство действий всех участников образовательного процесса.
7. Успех порождает успех – в любом поступке/ действии акцент делается на хорошее, а потом отмечаются недостатки.
8. Активность – активное включение в образовательный процесс.
Все здоровьесберегающие технологии можно подразделить на три основные группы:
· Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия обучения;
· Технологии оптимальной организации учебного процесса:
· Разнообразные психолого-педагогические технологии.
Нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители). Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). В связи с этим чередоваться должны и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации уч-ся (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д). Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к смена видов деятельности требует смены позы учеников. На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.
Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения урока:
ПРАВИЛО №1.Правильная организация урока
ПРАВИЛО№2. Использование различных каналов восприятия.(аудиальное, визуальное, кинестетическое)
ПРАВИЛО №3. Учет работоспособности учащихся.
ПРАВИЛО №4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
1. Снятие эмоционального напряжения.
На уроках английского языка на начальном этапе для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии. Игра может быть применима на уроке и как хорошая форма отработки лексического материала, грамматических конструкций, формирования навыков аудирования и чтения, орфографических и фонетических навыков. (приложение 2 к статье – “Игры на уроках английского языка”). Хороший эффект дает использование интерактивных программ, которые вызывают огромный интерес у учащихся.
2. Создание благоприятного психологического климата урока.
В этом случае у педагога есть целый арсенал приемов. Это и спокойное ровное общение на уроке, внимание к каждому ученику, позитивное отношение учителя к желанию ребенка высказаться, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. В обстановке психологического комфорта успешность детей и самого учителя повышается.
3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. (технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разные игровые технологии). Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы), создание ситуаций общения на уроках (учебно-речевых ситуаций), позволяющих каждому ученику проявить себя, свою инициативу, самостоятельность, выбор. Для решения этих непростых задач можно применять следующее:
· Создать положительный настрой на работу в ходе урока;
· Использовать проблемные творческие задания;
· Стимулировать учеников к самостоятельности;
· Рефлексия.
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья, разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения.
Поэтому задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Конечно, проведение уроков английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий требует от самого учителя постоянного анализа собственной деятельности. Он должен разобраться в том, каким путём можно наиболее рационально прийти к решению какой-либо учебной задачи, какие действия необходимо совершить, какие знания использовать. Предлагая ученикам свои способы, как более профессионально продуктивные, учитель может стать сам источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими.
Целью данной педагогической деятельности является определение эффективности использования здоровьесберегающего подхода на уроках английского языка в обучении младших школьников.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты здоровьесберегающего подхода в процессе обучения на основе анализа литературы.
2. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновений и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы. 3. Проверить эффективность использования здоровьесберегающего подхода на уроках английского языка.
Гипотетической основой работы является предположение о том, что если мы внедрим здоровьесберегающий подход в обучение, то: поможем учащимся освоить объем знаний, умений и навыков, необходимый для младших школьников, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье младших школьников.
Принципы здоровьесберегающего обучения в изучении иностранного языка.
В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:
1. Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!». Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.
2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.
3. Принцип минимакса: заключается в том, что учитель предлагает каждому учащемуся содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Система минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получит максимум. Индивидуальный подход на уроках иностранного языка применим при опросе домашнего задания и контрольной проверке знаний. При выполнении контрольных заданий учащимся предлагаются разноуровневые карточки: на «5», «4», «3». Обучающийся сам для себя определяет количество заданий.
4. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в школе не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка». Для снятия психологической и эмоциональной усталости ребенка в процессе обучения можно эффективно использовать музыку на уроке.
5. Принцип вариативности: означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.
6. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного творческого опыта, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого ученика ситуации успеха. Успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.
Перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.
Приемы «Здоровьесберегающих технологий»
Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых.
Специфика предмета иностранный язык требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку. К ним относятся:
· доступность и посильность;
· учет возрастных особенностей учащихся;
· направленность обучения на развитие учащихся;
· активность учащихся;
· опора на сильные стороны личности учащихся;
· индивидуализация обучения;
· деятельностный характер обучения;
· оздоровительная направленность обучения.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.
Частные: считалки, рифмовки, песни, фонетические зарядки, игры, инсценировки.
Ожидаемые результаты
1)Улучшение показателей здоровья и учащихся по всем анализируемым формам;
2)Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, опасных для здоровья;
3)Повышение информированности школьников в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;
4) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;
5) Повышение мотивации к ведению здорового образа
Работа ведется по блокам:
- организация и проведение диагностических мероприятий;
- организация учебной деятельности;
- формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении;
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка
На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.
Урок должен быть зона психологического комфорта.
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке.
1.Чтобы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
2. Индивидуально-дифференцированная технология дает возможность работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным.
I.6 Существуют определенные критерии, по которым определяется качество образования при работе над здоровьесбережением детей на уроке.
1. Физическое здоровье:
На сколько ответственно относятся дети к своему здоровью. Знают ли и умеют выполнять упражнения для различных частей тела в зависимости от ситуации; умеют ли расслабляться не нарушая дисциплину и не мешая другим.
2. Психическое здоровье:
Эмоциональное состояние школьников, которое вызывает и поддерживает их интерес к обучению, позволяет им самоутверждаться и испытывать чувство успеха.
3. Духовно-нравственное здоровье:
Уровень самореализации: ответственность, организованность, доброжелательность, открытость.
Какие здоровьесберегающие факторы, способствующие сохранению здоровья учащихся, используются на уроках английского языка?
Современный урок английского языка требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил, так как приходится выполнять много разнообразных упражнений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Многие ученики быстро устают, внимание рассеивается, и усвоение материала ослабляется.
С появлением первых признаков утомления, когда снижается внимание, у некоторых детей начинается двигательная активность, которая мешает другим одноклассникам. В это время необходимо снизить нагрузку, иначе работоспособность у учеников резко падает или вообще исчезает. Ребятам предлагаются другие формы работы, которые заинтересовали бы их и восстановили силы. Прекрасным восстанавливающим средством в данном случае является физкультпауза.
Важно умело ее обыграть, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику. Физкультминутка поднимает настроение учащихся.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.
Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык. Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.
Загадка на уроках иностранного языка вводит детей в мир чужой культуры. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре.
Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
Инсценирование – это вид игровой деятельности. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку.
Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.
Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.
Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьесберегающих технологий на каждом из типов будет различной.
В практической части творческой работы уделяется внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, которые используются для сохранения здоровья учащихся, а также служат средством формирования знаний, умений и навыков.
Я активно использую на своих уроках физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот пример одной из активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках. After a bath. After a bath I try, try, try, To wipe myself Till I dry, dry, dry. I wipe my hands And fingers and toes And two wet legs And a little shiny nose. Just think how much Less time I'd take If I were a dog And could shake, shake, shake. Все эти рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок.
На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме, зарядки для глаз.
Я использую игровую методику. Игра- мощное средство активизации деятельности учеников на уроке. Дети приходят в школу, ещё не наигравшись. Поэтому мы продолжаем играть, используя лексические, грамматические и ролевые игры. Частые «гости» на уроке- сказочные персонажи, которые помогают детям непринужденно осваивать языковой материал. Любая игра делает процесс обучения увлекательным, снимает напряжение и усталость. Однако не следует брать игры, которые требуют мобилизации умственных сил.
-
Игра- пантомима:
При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
- При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
- При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
-
«Дружба начинается с улыбки»
Эта игра проводится в начале учебного года, чтобы дети могли познакомиться. Ученики, сидящие в кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза, говорят “Hello! My name is Tanya”, даря ему при этом самую добрую улыбку.
-
«Запрещенное движение»
Я (или один из учеников) называю движения, которые выполнять нельзя. Далее нужно назвать несколько движений: jump, fly, sleep, swim, run, sit, stand и т.д. Дети выполняют движения, кроме запрещенных. Кто выполнил «запрещенное» движение, становится ведущим. Игра продолжается дальше.
-
«Погода»
Детям предлагаю показать, как они себя чувствуют, если на улице холодно, идет дождь или светит солнце: “It is rainy”, “It is hot”, “It is slippery”.
Упражнение «Touch your…» («Дотронься…») развивает внимание. Слова читаются сначала дежурным, потом всеми учащимися вместе. Дети дотрагиваются до частей тела, которые указываются стихотворении. Оно читается несколько раз, темп постепенно ускоряется.
Игра «Будь внимателен».
Учитель произносит слово-команду, а выполняет другое движение. Ученики должны выполнить нужную команду.
Игра «Будь вежливым»
Учитель дает разные команды. Ученики должны выполнить нужную команду, если учитель попросит их вежливо – произнесет слово «please». Если учитель не произнесет слово «please», ученики продолжают выполнять предыдущее движение.
Примеры команд:
Hands down! – Руки вниз!
Hands on hips! – Руки на бедра!
Jump! – Прыгайте!
Stand still! – Стойте смирно!
Hands to the sides! – Руки в стороны!
Bend left! – Поворот направо!
Clap you hands! – Хлопайте в ладоши!
One, two, three! – Раз, два, три!
Sit down! – Садитесь!
Hands up! – Руки вверх!
Для лучшего запоминания новых слов часто использую «договорки».
Также можно использовать песни на уроках из УМК «Spotlight».
Снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала поможет релаксация. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы релаксации и вашему вниманию предлагаю самую любимую.
Тихим голосом сказать ученикам: расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Всё тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли.
Чувство тяжести:
Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках – в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением лёгкости, невесомости.
Чувство тепла:
Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации и интереса к уроку.
Таким образом, используя различные виды педагогической поддержки, мы пытаемся минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье ученика. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой педагогической технологии по её воздействию на здоровье учащихся.
В заключении хочется сделать вывод, что здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Это, наконец, счастливые дети и, как следствие, удовлетворенные своей деятельностью педагоги.
Литература:
-
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
-
Роман С.В. Методика обучения английскому языку в начаьной школе.
-
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
-
Ахметдинова, Д. С. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка / Д. С. Ахметдинова // English: газ. издательского дома "Первое сентября". – 2008. - N 13.
-
Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом – М., Просвещение, 1999
-
Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
-
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Солодухина Екатерина Александровна
→ Публикатор 26.03.2021 0 5090 217 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.