Статья "От ВПР через ОГЭ к ЕГЭ: стратегии подготовки к выполнению тематического монологического высказывания"


Методическая разработка

От ВПР через ОГЭ к ЕГЭ: стратегии подготовки

к выполнению тематического монологического высказывания

Л.А. Левченко, учитель английского языка ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: данная методическая разработка знакомит со стратегией подготовки обучающихся к выполнению задания № 3 устной части ВПР, ОГЭ. ЕГЭ

Ключевые слова:описание фотографии, монологическое высказывание, логическое развертывание,, аспекты задания, связность изложения

Стандартизированная компьютеризированная проверка уровня освоения школьниками предметного содержания курса иностранных языков в форме всероссийских проверочных работ (ВПР), также как государственные экзамены для выпускников основной общеобразовательной школы – ОГЭ и выпускников средней общеобразовательной школы – ЕГЭ, стали общепринятыми. Каждая из таких проверок включает в себя письменную и устную части.

Важным аспектом устной части всех этих тестов является задание 3, представляющее собой монологическое высказывание с опорой на вербальную и визуальную ситуацию. На подготовку отводится 1.5 минуты. Участнику тестирования предлагается высказаться в течение 2 минут, описывая выбранную картинку (ВПР 7 – 8 класс), либо по предложенной теме в рамках школьной тематики (ОГЭ). Предполагается, что выпускник, описывающий фотографию на ЕГЭ, в большей степени готов к неподготовленной спонтанной речи в рамках предложенных тем и ситуаций.

Оценивание проводится по трем критериям: решение коммуникативной задачи, организация высказывания и употребление средств логической связи, языковое оформление речи.

Рассмотрим примеры заданий

ВПР 7, 8 класс

 

Как выполнять:

  •  выбрать фотографию и отметить человекаи место на ней;

  •  внимательно прочитать 5 пунктов плана;

  •  продумать ответы по этим пунктам:

  • theplace – 2 идеи или одна развернутая идея;

  • the action – 2 идеи;

  • the person’s appearance – 2 идеи;

  • whether you like the picture or notточныйответ;

  • why– 2 идеи (объяснить, почему фотография (не) нравится);

  • вспомнить прилагательные, описывающие внешность;

  •  продумать вступительную и заключительную фразы;

  •  позаботиться о словах - связках.

Что оценивается в задании 3:

решение коммуникативной задачи – даны развернутые ответы на все вопросы (7-8 фраз) – 2 балла max;

организация высказывания – наличие вступительной и заключительной фразы, логичность и завершенность высказывания, правильное использование средств логической связи – 2 балла max;

лексико-грамматическая правильность речи – 2 балла max – допускается не более четырех негрубых лексико-грамматических ошибок;

произносительная сторона речи– 2 балла max – допускается не более четырехнегрубых фонетических ошибок;

максимальный балл – 8 баллов

Допускается:

1. говорить меньше 2 минут, но сообщить не менее 6 предложений;

2. начинать предложения с "also", "but", "and", "because";

3. говорить быстро или медленно;

4. думать вслух на английском;

5. сказать больше или меньше 2 фраз на каждый пункт (больше 7-8 фраз на монолог).

За что снижают:

1. Не все пункты плана раскрыты полно.

2. Есть вообще не упомянутые пункты.

3. Нет вступления и/или заключения.

4. Отсутствуют слова-связки или они использованы неправильно.

5. Лексика не соответствует теме или используется неправильно.

6. Много грамматических и фонетических ошибок.

Избегать:

1. Говорить на любом языке кроме английского.

2. Делать длинные паузы для обдумывания ответа.


 


 

Какие речевые опоры можно предложить:

  • I’d like to describe picture №…

  • It shows (the place)

  • I can see a girl V-ing (who is V-ing - the action) She is V-ing (lying on the sofa using her smartphone)

  • This girl looks pretty. She seems tall and slim with long dark hair and green eyes. She is wearing…(person’s appearance)

  • I (don’t) like the photo

  • (reasonswhy) because the room is so nice full of sunshine and the girl is relaxing. I also like watching video on my mobile phone.

  • That’s all ( I wanted to say)

Какие задания – в системе, начиная с 5-го класса, – можно предложить:

5 класс

  1. Choose one of the pictures. Answer the questionsto describe it. (Составлено на основе УМКSpotlight, Unit 7)

  • What season is it?

  • What is the weather like?

  • What or who can you see in the photo?

  • What is happening?

  • What clothes are people wearing?

Start with: “I’d like to describe photo …”

Conclude, saying: “That’s all I could say.”

 

1

2

3

 

  1. A.Look at the picture and put the verbs in the brackets in the Present Continuous (Grammar Way 2, Unit 1)

 

B. Describe the picture below using verbs in the Present Continuous:

 

5-6 класс:

  1. Look at the photos. Which one do you like? Why?

Use hints below to express your reason

 

A

B

C

 

I like photo ___ because

  • _______ is my favourite celebration

  • it looks bright and exciting

  • the atmosphere in it is great\ exciting\ wonderful

  • everyone looks happy in it

  • I like V-ing\ presents

Тематическое монологическое высказывание на заданную тему, в рамках приведенного плана (задание 3) - одно из заданий устной части государственнойитоговойаттестациивформеОГЭ. Экзаменуемые должны продемонстрировать уровень своей языковой подготовки в продуктивном (экспрессивном) виде речевой деятельности


Task 3.Youaregoingtogiveatalkaboutkeepingfit. Youwillhavetostartin 1.5 minutesandspeakfornotmorethan2 minutes (1012 sentences). Remembertosay:

  • why doing sport is very important for modern teenagers;

  • what else besides sport  young people do to keep fit; 

  • what you  enjoy doing in your free time;

  • what your attitude to doing sports activities is.

You have to talk continuously.

Как выполнять:

  • понять тему (о чем высказывание);

  • внимательно прочитать 4 пункта плана, опираться на них при построении собственного высказывания;

  • продумать ответы по этим пунктам (3–4развернутые фразы, чтобы раскрыть все аспекты задания);

  • подвести итог\ выразить свое мнение\ отношение к предмету, указанному в задании, вспомнить примеры из жизненного опыта, кино, книг и т.п.;

  • продумать вступительную и заключительную фразы;

  • позаботиться о словах-связках.

Каким образом оценивается:

решение коммуникативной задачи – даны развернутые ответы на все вопросы – 3 балла max (объем высказывания 10-12 предложений);

организация высказывания – наличие вступительной и заключительной фразы, завершенность высказывания, правильное использование средств логической связи – 2 балла max;

языковое оформление – 2 балла max – допускается не более ЧЕТЫРЕХ негрубых лексико-грамматических И/ИЛИ не более ТРЕХ негрубых фонетических ошибок.

Максимальный балл – 7 баллов

Допустимо:

1. Говорить меньше 2 минут.

2. Начинать предложения с "also", "but", "and", "because".

3. Говорить быстро или медленно.

4. Думать вслух на английском.

5. Менять пункты плана местами.

6. Говорить больше или меньше 2–4 фраз на каждый пункт (больше\ меньше 10–12 фраз на монолог).

За что снизят баллы:

1. за нарушение логики высказывания;

2. не все пункты плана раскрыты полно;

3. некоторые пункты плана не упомянуты в высказывании;

3. нет вступления и/или заключения;

4. слова-связки отсутствуют или они использованы неправильно;

5. имеются ошибки в лексике, в использовании грамматики (отсутствие артиклей, ошибки в использовании временных глагольных форм и проч.) или произношении.

Избегать:

1. Говорить на любом языке кроме английского.

2. Делать длинные паузы для обдумывания ответа.

3. Повторять одни и те же идеи несколько раз.

4. Сказать меньше 6-7фраз.

5. Перескакивать с одного пункта плана на другой и обратно.

Какие речевые опоры можно предложитьк данному заданию:

  • Introduction: I’m going to give a talk about…\ I’d like to speak about…

  • __________ has become increasingly popular nowadays.\ More and more people are involved in V- ing (doing athletics \ playing volleyball or football). It is especially important for modern teenagers because…

  • Besides any regular sport practice, my peers can also… or … to be in a good shape.

  • As for me I’m (not so) fond of sports like swimming or bike races but I enjoy going swimming in the summer or riding a bike somewhere in the park just for pleasure.

  • I think\ reckon\ To my way of thinking \ I’m convinced (that) sports play positive role in our life. Some people exercise to be\keep active and energetic. Other people do sports professionally and can achieve a lot of success or become even rich. My friends and me\ I never skip our PE classes because it is a chance to have fun playing volleyball\ basketball.

  • Conclusion: That’s all I could say\ ‘ve got to say

Упражнениядляподготовки:

  • Прием «Незаконченноепредложение»

  • Использованиеприема «True/False» спояснениями, сопорой на прочитанное;

  • Прием «Ассоциации»

  •  Пересказ текстов с использованием ключевых слов (не механическое заучивание)

  • Выполнение заданий такого формата при обобщении изученных тем и ситуаций

Рекомендации при подготовке обучающихся к выполнению задания 3:

Записывать ответы обучающихся на цифровой носитель, чтобы иметь возможность их прослушать и проанализировать.

  • развивать умения неподготовленной/спонтанной речи обучающихся;

  • приучать внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на все пункты плана;

  • научить, как давать развернутые пояснения, если в пункте плана есть why;

  • научить обучающихся самостоятельно оценивать свои ответы и ответы других обучающихся, объясняя, почему он ставит тот или иной балл.

 

В задании 3базового уровня сложностиустной части ЕГЭ экзаменуемому предстоит высказатьсяс опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (представляя одну, выбранную из трех предложенных, фотографию, как снимок из своего альбома).

 

 

Как выполнять:

  • выбрать фотографию;

  • помнить о том, что ты обращаешься к другу, описывая ее;

  • внимательно прочитать 5 пунктов плана, чтобыопираться на них при построении собственного высказывания;

  • продумать ответы по этим пунктам (1–3 развернутые идеи, чтобы раскрыть все аспекты задания, относящиеся к фотографии)

  • Where/When – сообщить 2 идеи;

  • Who/What –2 идеи ;

  • What is happening сообщить2 идеи;

  • Whyyoukeep– может быть 1 идея, но развернутое объяснение или сложное предложение;

  • Whyyoudecided– может быть 1 идея, но развернутое объяснение или сложное предложение (соблюдать адресность: ‘Idecidedtoshowthisphototoyou’);

  • связать эти идеи в единый логически выстроенный завершенный текст;

  • продумать вступительную и заключительную фразы;

  • позаботиться о словах-связках;

  • говорить выразительно, соблюдая правила интонирования;

  • контролировать время высказывания.

Каким образом оценивается:

решение коммуникативной задачи – содержание точно и полно отражает все указанные аспекты – 3 балла max (объем высказывания 12-15 предложений);

организация высказывания – наличие вступительной и заключительной фразы, завершенность высказывания, правильное использование средств логической связи – 2 балла max;

языковое оформление – 2 балла max – допускается не более двуХнегрубых лексико-грамматическихИ/ИЛИ не более двуХ негрубых фонетических ошибок.

Максимальный балл – 7 баллов

Допустимо:

1. Говорить меньше 2 минут.

2. Начинать предложения с "also", "but", "and", "because".

3. Говорить быстро или медленно.

4. Думать вслух на английском.

5. Говорить больше или меньше 2–4 фраз на каждый пункт (больше или меньше 12–15 фраз на монолог), если это распространенные или сложносочиненные предложения, объединяющие две идеи.

За что снизят баллы:

1. за нарушение логики высказывания;

2. не все пункты плана раскрыты полно;

3. некоторые пункты плана не упомянуты в высказывании;

3. нет вступления и/или заключения;

4. слова-связки отсутствуют или они использованы неправильно;

5. имеются ошибки в лексике, в использовании грамматики (отсутствие артиклей, ошибки в использовании временных глагольных форм и проч.) или произношении.

Избегать:

1. Говорить на любом языке кроме английского.

2. Не сдерживаясь, употреблять нецензурную брань.

3. Делать длинные паузы для обдумывания ответа.

4. Повторять идеи.

5. Менять жанр описания фотографии на жанр рассказа, выходя за рамки визуальной информации.

6. Повторять одни и те же идеи несколько раз.

7. Произнести меньше 6 фраз, включая вступительную и заключительную фразы.

8. Перескакивать с одного пункта плана на другой и обратно.

9. Перегружать речь заранее выученными универсальными клише.

 

Какие речевые опоры можно предложитьк данному заданию:

Составить таблицу с занесением ключевых идей по каждому аспекту описания каждой из фотографий:

 

 

Рекомендации:

Записывать ответы обучающихся на цифровой носитель, чтобы иметь возможность их прослушать и проанализировать.

  • развивать умения неподготовленной/спонтанной речи обучающихся по темам в рамках кодификатора ЕГЭ;

  • приучать внимательно читать текст задания, обращая внимание на все пункты плана;

  • тренировать, как давать развернутые пояснения, если в пункте плана есть why;

  • научить обучающихся самостоятельно оценивать свои ответы и ответы других обучающихся, объясняя, почему он ставит тот или иной балл,

  • отрабатывать правильность речи, обращая внимание на лексико-грамматические ошибки (можно предложить исправить языковые ошибки в готовом тексте выполненного задания).


 

Таким образом, чтобы обучающиеся были готовы к активной речевой деятельности в виде монолога, в том числе, к выполнению любого рода тестов в видепостроения монологического высказывания, учителю предстоит систематическая скрупулезная работа над развитием речевых умений и языковых навыков.В рамках каждой из изучаемых тем, необходимо добиваться,чтобы монологические высказывания имели смысловую законченность и коммуникативную направленность, чтобы соблюдалось логическое развертывание мысли и связность в изложении,а также использовалось разнообразие соответствующей лексики и грамматики.

 

Список используемых источников:

  1. Вербицкая, М.В. Новая модель устной части основного государственного экзамена по иностранным языкам / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 5. – С. 2-10.

  2. КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий». Аналитический отчет предметной комиссии о результатах государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по английскому языку в 2019 в Санкт-Петербурге. 

  3. КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий». Результатыединого государственного экзаменапо английскому языку в 2020 в Санкт-Петербурге. 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

9

 


Полный текст материала Статья "От ВПР через ОГЭ к ЕГЭ: стратегии подготовки к выполнению тематического монологического высказывания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левченко Людмила Алексеевна  Публикатор
23.06.2021 0 985 167

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК