Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка средствами современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
В современном мире, в период глобализации, владение иностранными языками дает огромное преимуществу каждому человеку. Это помогает укрепить взаимопонимание между людьми разный национальностей, понять культуры, традиции других народов, использовать в своей деятельности обширный потенциал интернет-ресурсов, свободно путешествовать по миру.
Согласно ФГОС одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы является формирование коммуникативной компетенции. Что же это такое.
Данная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Основная задача коммуникативной компетенции - научить общаться.
Мы работаем по УМК О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой «Радужный английский». Данный учебно-методический комплекс позволяет сформировать коммуникативную компетенцию в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно‑познавательной компетенций.
Сформировать коммуникативную компетенцию на иностранном язык, когда ты не живешь в стране изучаемого языка, очень сложно. Для учителя встает главная задача создать языковую среду, ситуации для общения на уроках с использованием различных педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, технология использования в обучении игровых методов, личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии, обучение в сотрудничестве и др.
Рассмотрим особенности применения основных современных образовательных технологий для формирования коммуникативной компетенции.
Технология проектной деятельности
Одним из методик активизации учащихся в процессе изучения зарубежным языкам считается метод проектов, когда ученик самолично планирует, формирует, защищает свой проект, т.е. активно вовлекается в процесс коммуникативной работы. УМК "Радужный английский" помогает развитию описанной технологии, т.к. после каждого, направленного на определенную тематику блока, есть творческое проектное задание (Project Work).
Это один из самых действенных видов работы. Проект подразумевает, что ученик самостоятельно изучает тему, которая ему увлекательна, обучается представлять и отстаивать ее перед своими одноклассниками, т.е. активно участвует в процесс коммуникативной деятельности.
Развитию данной компетенции способствуют задания:
-
составить план работы, высказать свои мысли по плану;
-
выделить основную идею работы, высказать своё отношение к данной проблеме;
-
составить личное мнение, исходя из прочитанного или же услышанного;
-
согласиться или опровергнуть мнения одноклассников.
Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» и метода проектов может помочь ученикам работать в коллективе, где любой, имея разную степень подготовки, имеет возможность выразить себя, что, повышает самооценку учеников и их роли в коллективе. Эта работа дает навыки коммуникации, помогает объединить детей и в тоже время позволяет мотивировать "слабых" учеников к исследованию иностранного языка.
Игровые технологии
Одним из наиболее эффективных методов, позволяющих заинтересовать ученика занятиями, считается игра. При погружении детей в ситуацию игры, внимание к учебному процессу резко возрастает, изучаемый материал для них становится более легкодоступным, работоспособность значительно увеличивается. Игра - важный вид деятельности, который можем помочь учащимся просто и беспрепятственно запоминать необходимую информацию. В процессе урока у них появляется возможность применить личный, пока ещё маленький житейский опыт. Игра считается сильным мотиватором к овладению языком. Данная технология воспитывает культуру общения и развивает умение трудиться в коллективе и с коллективом, а ее профессиональное внедрение на уроках вызывает у детей желание и готовность общаться и играть. Такой метод организации урока позволяет:
1) тренировать детей в выборе необходимого речевого клише;
2) частое повторение языковых единиц развивает запоминание;
3) подготавливает учеников к реальному общению.
В собственной работе применяю разные виды уроков: урок-сказка, урок-путешествие, уроки - соревнование и т.д. Театрализации на уроках, а еще подготовка театральных постановок считаются великолепным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, ученики принимают участие в предметной неделе, в праздновании 23 февраля, Нового года, 8 Марта, завершении учебного года. Эти занятия развивают
коммуникацию, т. к. дают атмосферу иноязычного общения, новые эмоционально-коммуникативные связи, базирующиеся на взаимодействии при помощи иностранного языка.
Информационно-коммуникационные технологии
Наша жизнь уже невозможна без цифровых технологий. Современные дети не представляют своей жизни без электронных гаджетов. Поэтому преподаватель, применяя на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, может привлечь учеников к своему предмету. Использование интерактивной доски, Интернета, мультимедийной установки, помогает преподавателю в реализации своих творческих идей.
Внедрение компьютерной технологии помогает:
-
привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;
-
сделать урок более наглядным и интересным;
-
формирует информационную культуру у учащихся;
-
активизирует познавательный интерес;
-
развивает социально-коммуникативные навыки у детей.
В ходе педагогической деятельности я активно применяю следующие информационно-коммуникационные технологии:
-
видео фильмы;
-
компьютерные программы;
-
электронный словарь;
-
тесты оn-line;
-
проекты и презентации;
-
аудиоприложения;
-
электронные приложения к УМК Афанасьевой О. В. "Rainbow English".
На заключительных уроках по пройдённому материалу, учащиеся любят самостоятельно создавать презентации. Особенно их привлекают такие темы как “Спорт”, “Праздники”, “Мой родной город», “Хобби” и др. Для этого они используют программу PowerPoint, видеоролики, флеш-анимацию.
Современные смартфоны и увлеченность молодежи снимать видео предоставляют возможность направлять их увлечение в нужное русло. Молодое поколение любит вести различные блоги. Это увлечение можно использовать на уроках для формирования коммуникативной компетенциии. Необходимо лишь задать нужную тему, направить учащихся и помочь выработать план высказывания. Учащиеся с удовольствием будут говорить на английском языке для своих одноклассников и друзей. Большую помощь в работе оказывает использование аудиокурсов "Practice Exam Papers (Primary School), "Английский язык, типовые экзаменационные варианты ОГЭ" ФИПИ, CD MP3 "Сборник тренировочных и проверочных заданий (в формате ГИА) Ю. С. Веселовой, которые помогают педагогу подготовить учеников к будущим экзаменам.
Использование Интернета в школах, расширило возможности учителей иностранного языка в подготовке увлекательных уроков, т. к. теперь есть доступ к большому количеству аутентичных мультимедийных ресурсов. Интернет создает социокультурную языковую среду, помогает погрузится в реальный мир, предоставляя доступ к коммуникативным программам (чаты, почта и т.д.), дает возможность виртуально побывать в той или иной стране. При поведении своих уроков я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru
English Resourses - создан для подбора адекватных материалов для применения их в образовательном процессе. Разделы: English grammar in stories, Writing, Textbooks, Reading and Speaking Practice, Topics in oral practice. Для развития навыка письменной речи, для проверки большого числа учебных работ, я использую свой электронный почтовый ящик, хотя молодежь предпочитает использовать социальные сети. По этой причине для повышения продуктивности работы с обучающимися, можно создать группу в социальной сети "Контакт", так как обратная связь с учениками получается гораздо выше из-за большей популярности социальных сетей. В своей группе я могу выкладывать тесты, видео, творческие задания и т. д. и буду уверена, что эта информация будет увидена. Подобный вид работы возможен на более старшей ступени.
В последнее время обучения часто проходит дистанционно, по этой причине я активно применяю современные интернет-площадки Skype, ZOOM, What’up, где общение можно также вести на иностранном языке. Современные образовательные сайты «Учи.ру», «ЯКласс», «Skysmart», также помогают мне дистанционно проверить учащихся.
Здоровьесберегающие технологии
Цель школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику отточить и развить свои способности, помочь укреплению и сохранению здоровья ребенка, т.е. применяет личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей.
Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается утомляемость, время трудоспособности, учебная нагрузка, проводятся физкультминутка, сюда же относятся пальчиковая гимнастика, подвижные игры т.п. Любая игра на иностранном языке направлена на коммуникативное развитие детей, так как требует построения взаимоотношений между игроками, изучения правил, выполнение общих требований, для того чтобы продолжить взаимодействие с одноклассниками.
Методы проблемного обучения.
Проблемное обучение — это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Проблемная ситуация — это способ обучения, где учащиеся получают знания не путем заучивания готовых форм, а путем личной активной мыслительной деятельности, в которой они должны приобрести новые знания, приложив интеллектуальные усилия.
Такая форма работы активно развивает речевую деятельность, повышая разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых языковых навыков и умений. В моей работе я применяю метод учебной дискуссии, нахождение истины за «круглым столом». Учащие старшего звена предпочитаю занятия в форме «деловой игры», т. к. это позволяет смоделировать ситуацию максимально приближенную к реальной жизни. Каждый ученик может на практике применить полученные знания ни только английского языка. Происходит интеграция предметов, что приводит к созданию целостного восприятия окружающего мира: подготавливает школьников к профессиональному, культурному и личному общению, развивают фантазию и мышление, воображение, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, стимулируют интерес.
Проблемное обучение помогает учащимся добывать знания, нужную информацию самостоятельно. Главное умение современного общества найти и правильно воспользоваться необходимыми данными. Таким нужным и полезным навыкам учит технология проблемного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, еще раз хочу отметить, что коммуникативная компетенция – это одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных технологий, различных методов и приемов в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным.
Используемая литература:
1. Конкина Т. Е., "Использование современных информационых технологий на уроках английского языка", fectival.1september.ru
2. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
-
Борисова Ю., Гребенев И. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. Народное образование, № 1330, 2003. с. 100.
-
Еркина С.Л. Современные образовательные технологии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ледовская Алла Александровна
→ Публикатор 27.10.2021 0 1560 132 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.