Статья "Инновационные технологии на уроке английского языка в начальной школе"


Алиева Марина Ризвановна

Учитель английского языка

МБОУ «Гимназия №17»

Г.Махачкала

 

Инновационные технологии на уроке английского языка

в начальной школе

Наш век — век полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного, взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Современные технологии, используемые для обучения иностранному языку, реализуют личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей ит.д., а также способствуют формированию и развитию:

а) поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур;

6) способностей учащихся осуществлять различные виды деятельности, используя иностранный язык; в) когнитивных способностей учащихся; г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

Педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка в начальной школе.

- Взаимоконтроль.

Педагог сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.

- Взаимный диктант.

Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.

- Заучивание наизусть.

Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.

- Магнитофонный опрос.

Магнитофонный опрос является сильным фактором развития речи учащихся, он широко практиковался В. Ф. Шаталовым для увеличения времени говорения на уроке при проверке предметного материала.

Магнитофонный опрос применяется тогда, когда учащиеся выполняют задание. Ученик садится за магнитофон, включает его и начинает ответ, по окончании выключает его и садится на место. Проверка записи ответа производится после урока с учащимся.

- Обмен текстами.

Учитель заготавливает короткие тексты, желательно с картинками.

Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Ученик знакомится с текстом, задает вопросы учителю, если что-то непонятно.

Ученики ищут себе пары. Один из учеников читает свой текст, другой слушает. Затем читает свой текст второй ученик, а первый слушает. После этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников.

- Отгадай, о ком говорим.

Один из учеников выходит из класса. Оставшимся предлагается выбрать, о ком класс будет говорить. Выбирается один из учащихся. Вышедший возвращается в класс. Учитель предлагает начать описывать отгадываемого ученика. Ребята говорят по одному предложению. Процесс отгадывания заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.

- Углы.

Для проведения необходимо несколько помещений. На предварительном этапе педагог проводит изучение интересов учащихся. На уроке детям предлагаются различные занятия в разных углах класса и других помещениях. Дети объединяются в группы и занимаются по интересам. Так, на одном из уроков в бельгийской начальной школе одна из групп слушала музыку и пыталась определить ее название и композитора. Другая рисовала общую картину. Третья собирала из конструктора автомобиль. В четвертой группе один из учеников читал текст, двое других его слушали. Группа учеников пошла в библиотеку и просматривала видеофильм о животных. На занятии может присутствовать несколько преподавателей.

- Шефы.

Данный урок проводится сразу с двумя классами. Накануне старшему классу дается задание. Например, принять зачет по теме, которую младший класс уже изучил. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На уроке работа идет в парах: знакомство, вопросы по теме к старшекласснику, его объяснения, ответ подопечного, оценка.

- Я - звезда.

Инсценировка получила широкое распространение в Японии. На первом этапе детям предлагается выбрать для себя любимую певицу или певца, диктора, комментатора и т. п. Ученик может потренироваться дома выступать под фонограмму. Выступление начинается с объявления ведущего и аплодисментов присутствующих.

Моделирование процесса выступления любимой звезды вселяет в ребенка уверенность в своих возможностях, удовлетворяет чувство значимости, развивает позитивное отношение к людям.

Применение информационных технологий на уроках английского языка.

Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Техническими средствами НИТО являются компьютеры, аудиовидеотехника и телекоммуникационная техника.

Использование компьютеров в обучении позволяет:

- индивидуализировать процесс обучения;

- формировать теоретические и фактические знания;

- отрабатывать умения, навыки;

- эффективно организовать контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ усвоения учащимися знаний и умений;

- точно и своевременно корректировать ошибки;

- наглядно демонстрировать процессы, явления, модели изучаемых объектов, иллюстрировать понятия, события;

- активно развивать воображение, фантазию, творческое мышление;

- значительно облегчить труд учителя.

Основные виды работы с ПК можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на СD и создание программ самим учителем.

Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: «TriplePlayPlus», «EuroTalk. Elementary», «ProfessorHiggins», «LearntoSpeakEnglish». Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Интернет на уроках английского языка.

Основная цель предмета – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;

- совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам;

- пополнять свой словарный запас;

- знакомиться с культуроведческими знаниями;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

Что может сейчас учитель реально сделать?

- подобрать аутентичные материалы для чтения по теме;

- записать звуковую информацию;

- провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем партнеров по проекту;

- провести лингвистический анализ сообщений, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы;

- использовать художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных библиотеках;

- использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, материалов дистанционных курсов, имеющихся в открытом доступе для включения их в урок.

Интернет необходим для организации внеурочной деятельности учащихся в области иностранного языка в дополнение к урочной деятельности. Помимо совместных телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать

над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя. Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира – дополнительная очень интересная и полезная возможность новых контактов и реальной речевой практики.

Интерактивные игры в обучении языку.

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция», т.е. взаимодействие. Метод обучению языку путем погружения в иноязычную речевую среду известен по канадским экспериментам. Он получил широкое распространение в мире.

Когда с детьми разговаривают на неродном языке, задача состоит в выборе ситуаций общения, которые:

- были бы доступны для понимания говорящего детьми;

- позволяли бы осуществлять конкретную деятельность;

- открывали бы возможность выражения детьми своих потребностей, чувств, идей;

- не препятствовали бы общему развитию;

- способствовали бы постепенному усвоению второго языка.

Таким образом, учебная коммуникация на втором языке может иметь целью и преподавание этого языка, и осуществление каких-то целей внутри самой деятельности.

Преимущество интерактивного подхода состоит в возможности творчески интерпретировать занятие по второму языку. Изучение нового мотивировано творческим характером наглядных материалов и их личным значением для каждого ребенка.

Основные идеи обучения в сотрудничестве дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации.

Метод проектов имеет место на уроках в начальной школе, большая роль отводится учителю, но в перспективе видится самостоятельность ребят. Немаловажную роль отвожу разноуровневому обучению. Индивидуальные особенности школьников учитываю в условиях организации учебной деятельности на уроке.

Очень любят ребята побывать в роли учителей, поэтому с удовольствием принимают участие во взаимоконтроле, взаимном диктанте, обмене текстами. Интересен детям магнитофонный опрос, совместные уроки с шефами. Учащимся нравится быть «звездами» на уроке, отгадывать, о ком говорят одноклассники.

С удовольствием дети смотрят «Уроки тетушки Совы» (английский алфавит), знакомятся с новыми словами.

Интерактивные игры имеют место пока только в виде представления на столе сказочных персонажей (животных).

Список литературы

Амонашвили Ш. А. Постигательная и образовательная функция оценки школьников./ Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: 1984.

Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы.//Ин.языки в школе. 2002. №2, с.11.

Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие.// М.: Педагогика, 1989.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе.//М.: Танио, 1989.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005.

Куценко-Барскова Л. Б. Методологические проблемы и аспекты региональных инновационных моделей.// Инновационные модели школы: Учебно-методическое пособие. СПб, ЛОИРО. 2003, с.8.

Международный ежегодник по технологии образования и обучения.// 1978/79.Лондон - Нью-Йорк, 1978, с. 258.

Плахова Л.М. Личностно-ориентированное образование и задачи гимназии в наступающем учебном году.//Педсовет: Идеи, методики, формы. М. Центр «Педагогический поиск», 2000, с.125.

Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.// Ин.языки в школе. 2001. №2, с.14.

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин.языки в школе. 2000. №2, с.3.

Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин.языки в школе. 2000. №1, с.4.

Полат Е. С.Разноуровневое обучение.// Ин.языки в школе. 2000. №6, с.6.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998.

Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения.//Учебное пособие, СГАУ, Самара, 1995.


Полный текст материала Статья "Инновационные технологии на уроке английского языка в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алиева Марина Ризвановна  Публикатор
19.03.2022 0 1161 111

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК