Статья "Обучение аудированию при подготовке учащихся к ОГЭ"


Обучение аудированию при подготовке учащихся к ОГЭ


 

Витютнева Ольга Егоровна

1 Пересыпкинский филиал МБОУ 2 Гавриловская сош

 Заместитель директора по УВР, учитель английского языка

Аудирование является одним из важнейших средств обучения иностранному языку, ведь именно оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать.

Кроме того аудирование является одним из проверяемых умений на ОГЭ по иностранному языку, где проверяются умения прослушивать тексты с извлечением детальной информации и общего понимания прослушанного, поэтому проблема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку приобретает еще большую актуальность и заинтересованность как со стороны учащихся и родителей, и со стороны специалистов (учителей, методистов, разработчиков и т.д.)

Аудирование – это не изолированный вид речевой деятельности, он находится в тесной  взаимосвязи с говорением, чтением и письмом.

Таким образом, будучи тесно связано с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.

 

Типичные ошибки экзаменуемых и рекомендации по их предотвращению:

авторами официального информационного портала ОГЭ и ЕГЭ выделяются типичные ошибки экзаменуемых:

  • неумение выделять ключевые слова в тексте;

  • неумение игнорировать ненужную информацию;

  • невнимательно заполняют бланки ответов, путая части заданий

  • ставят верно/неверно /нет информации исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта;

  • дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова;

  • выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами;

  • не оставляют времени на проверку.

 

Рекомендации

Исходя из характера ошибок, допускаемых экзаменуемыми, считаю, что будут полезны следующие рекомендации по совершенствованию обучения английскому языку и подготовки к выполнению экзаменационных заданий

- при формировании умений в аудировании, необходимо использовать, те типы текстов, которые используются в контрольно измерительных материалах (ОГЭ, ЕГЭ).

- следует научить учащихся, перед началом экзамена внимательно читать инструкцию и извлекать из нее всю полезную информацию;

- рекомендуется обращать их внимание на то, что внимательное чтение заданий, позволит быстро ориентироваться в теме аудиотекста;

- следует выработать умение выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.

При опросе некоторых учащихся о сдаче раздела «Аудирование», среди трудностей ребята выделили следующие:

  • слишком быстрый темп звучащей речи;

  • необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа;

  • необходимость выделять существенную информацию;

  • следить за ходом мысли говорящего;

  • наличие незнакомых слов;

  • сохранение внимания;

  • необходимость удерживать информацию в памяти;

  • воспринимать особенности произношения;

  • адаптироваться к смене говорящего.


 

Формирование навыков аудирования это – системный и продолжительный подход в обучении, который требует системной подготовки на всех уровнях обучения. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.

Принципы обучения аудированию

Предлагаю вашему вниманию следующие принципы обучения аудированию, которые помогут вам выстроить наиболее правильную и плодотворную стратегию обучения аудирования.

Принцип 1Обучение аудированию должно носить системный и регулярный характер.

Регулярный характер обучения аудированию должен проявляться в том, чтобы обеспечивать выделение достаточного количества времени аудированию на уроках иностранного языка.

Принцип 2. Аудирование должно выступать в качестве одной из целей обучения иностранным языкам наряду с чтением, говорением, письмом.

Предполагалось, что навыки и умения аудирования формируются в процессе обучения говорению. Между тем практика показывают, что учащиеся, которых целенаправленно не обучали аудированию, так и не приобретают этого умения 

Принцип 3.Выделение и развитие всех трех видов аудирования

1) аудирование с пониманием основного содержания,

2) аудирование с выборочным пониманием содержания,

3) аудирование с полным пониманием содержания.

Необходимо учитывать то, что каждый вид аудирования имеет свои особенности и требует использования различных текстов, разных форм проверки понимания, создания определенных условий прослушивания (количество предъявлений).

необходимо, чтобы у учащихся появилось представление о специфике каждого из видов аудирования, и они могли самостоятельно выбирать правильную стратегию

Принцип 4 Обеспечение строгого отбора текстов для аудирования с учетом определенных требований

Обучение аудированию должно строиться на текстах разных стилей и жанров,

. Степень трудности текстов должна постепенно возрастать за счет увеличения объема и глубины содержания, продолжительности звучания, усложнения языкового и фонетического оформления аудиотекста.

Принцип 5. Широкое использование технических средств обучения (ТСО) и интернет технологий.

Например, выходя на сайты иностранных теле- и радиокомпаний, учащиеся могут в режиме онлайн слушать и смотреть отрывки передач. Если сделать это регулярной практикой (на старшей ступени) и выделять на уроке несколько минут на то, чтобы учащиеся рассказали, что услышали (увидели) во вчерашних новостях, это может иметь огромное значение для развития навыков и умений аудирования. Важность использование ТСО обусловливается также тем, что они способствуют повышению мотивации, делая процесс аудирования более увлекательным.

Используемые на практике упражнения и задания позволяют постепенно и  целенаправленно  формировать  навыки аудирования,  формировать определенные общеучебные и специальные умения.

  • Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.

  • Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.

  • Упражнения на тренировку памяти.

  • Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;

  • Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;

  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;

  • Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.

  • Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.

  • Подобрать определения к словам;

  • Составить словосочетания;

  • Закончить фразу, текст и т.д.

  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.

 

Обязательно нужно давать ребятам время для ознакомления с печатным заданием, если оно есть в учебнике или предоставлено учителем на отдельном листе. Обязательно нужно проверить – поняли ли учащиеся задание (что от них требуется, лексику), обязательно снять трудности, если они выявились.

Очень важной деталью является продолжительность текста. Если текст звучит больше одной минуты, то есть вероятность, что учащиеся не поймут его до конца, потому что обычно лучше всего понимается начальная часть текста, а ближе к концу внимание рассеивается и они не успевают понять содержание текста в целом. Поэтому начинать работу на слух нужно с небольших по объему текстов, основанных на лексическом материале, которым учащиеся хорошо владеют.

Обычно текст для прослушивания предъявляется дважды. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. Обычно это делается с помощью общих вопросов. Если в процессе опроса выясняется, что текст не понят учащимися, или понят частично, то во время второго прослушивания обычно разбиваем текст на смысловые части и работаем с отдельными частями. Когда вы видите, что большинство учащихся поняли смысл услышанного, то можно переходить к следующим этапам работы. Это может быть суммирование информации, полученной в процессе прослушивания.

Это может быть составление рассказа по прослушанному тексту, может быть составление своего рассказа по заданной теме на основе прослушанного и с использованием лексических и грамматических единиц использованных в тексте.

Мы уже говорили, что разные учащиеся обладают различной слуховой памятью, поэтому разные люди извлекают и запоминают разную информацию. Прослушивая высказывания учащихся можно составить суммарный рассказ. И у каждого из них этот рассказ будет свой, в соответствии с его личным восприятием, словарным запасом и количеством информации, которую запомнили дети.

 

   Увеличивать словарный запас

Чем больше лексический запас, тем легче будет воспринимать речь на слух. Ученик не сможете понимать носителей, пока не обзаведется приличным «багажом» слов. Особое внимание нужно уделить разговорной лексике.

Также, не стоит пренебрегать изучением идиом и сленговые выражений, они часто используются в разговорном английском. Применение песенного материала на протяжении всего обучения ребенка очень важно, т.к. музыка всегда сопровождает их и при воспитание музыкального вкуса мы должны направить детей слушать зарубежную музыку. Также в подростковом возрасте – они почти все постоянно слушают музыку. Правильно сформированная музыкальная привычка поможет им в выборе музыки.

Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.

Так же аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, так как они все воспринимают на слух и важно, чтоб дети четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли воспроизвести его. Здесь они должны уловить разницу между тем, как произносит учитель, и как произносят они сами, учитель должен требовать от них верного произношения звука, как можно ближе к произношению учителя, корректировать сразу после воспроизведения звука. Неправильное произношение ведет к непониманию смысла сказанного. Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам Пособие для учителя АРКТИ Москва. 2004.

  2. Елухина Н.В. «Основные трудности аудирования и пути их преодоления //Общая методика обучения иностранным языкам:Хрестоматия/сост.:Бим И.Л., Леонтьев А.А. и др.- М.: Русский язык,1991

  3. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // Иностранные языки в школе . -1996

  4. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения.

  5. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку “Каро” Санкт-Петербург, “Четыре четверти” Минск. 2005.

  6. Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам Просвещение Москва. 2006.

  7. Ткаченко Р.Г. «О речи учителей на уроке» Ж. «Иностранные языки в школе». – 1984 - №2


Полный текст материала Статья "Обучение аудированию при подготовке учащихся к ОГЭ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Витютнева Ольга Егоровна  Публикатор
22.03.2022 0 1500 104

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК