Статья "Исследовательская работа детей на уроках английского языка в начальной школе"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Муртазина Элиза Ильдаровна,учитель английского языка, республика Татарстан, г Елабуга, МБОУ «Многопрофильный лицей №10» ЕМР РТ
Аннотация
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы
занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение учебных
и воспитательных задач, способствует развитию целеустремленности, трудолюбия,
формированию стремления к познанию.
Современное общество требует сегодня полного развития личности, в том числе её
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и
позволяющих успешно функционировать в нём.
В концепции модернизации российского образования ставится задача по
формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также
опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного
к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской
деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого
напряжения и интеллектуальных усилий.
В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые
сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь
тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы
и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уже в начальной школе есть
учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна
работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе
выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска
в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
С этой целью в Многопрофильном лицее №10 проводится исследовательская работа в
системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику
возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с
учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской
работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к
большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает
познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает
возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная
дисциплина «Иностранный язык» имеет беспредметный характер и поэтому в
исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься
исследованиями в различных областях науки.
В прогимназии определены основные направления исследовательской работы:
включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их
выявленными научными интересами;
обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного
исследования;
привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся;
рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
Исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и
исследовательского характера, которые учащийся выполняет в рамках своих тем, и
проводится индивидуально с учащимися.
Кратко остановимся на основных этапах выполнения исследовательской работы:
мотивация исследовательской работы (именно на этой стадии каждый участник
будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды);
выбор направлений исследований (основные требования – новизна, практическая
значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность работы);
постановка задачи;
фиксация и предварительная обработка данных;
обсуждение результатов исследований;
оформление результатов работы;
представление исследовательской работы.
В рамках школьной программы по дисциплине «Английский язык» учащимся 3 класса
было предложено исследовать итальянскую, японскую, грузинскую и русскую кухню.
Ребята распределились на группы для выполнения задания. На протяжении месяца они
собирали информацию о традициях, предпочтения в еде в той или иной стране. Можно
выделить следующие цели данной работы: познавательная, воспитательная (ребята
учатся работать в группах), развивающая (развитие творческих способностей) и учебная
(развитие речевых умений и навыков). Перед учащимися были поставлены следующие
задачи: поиск и сбор информации, анализ и систематизация материала, интерпретация на
английский язык, создание мультимедийного проекта с целью его практического
применения.
Работа осуществлялась в классе и за его пределами. При возникновении вопросов и
языковых затруднений ребята обращались за помощью к учителю.
Презентация исследовательской работы прошла очень успешно. После презентации
состоялось обсуждение проделанной работы. Ребята отметили информативность,
актуальность, прекрасное оформление, яркость, красочность и доступность материала.
Участники исследовательской работы продемонстрировали хороший уровень владения
английским языком.
Данный вид работы способствует развитию навыков исследовательской работы,
творчества и креативности, а также повышает мотивацию к изучению иностранного языка,
совершенствует иноязычную речь.
В ходе исследовательской работы ребята расширили свой кругозор, научились
работать в группах, получили дополнительные сведения о традициях и предпочтениях в
еде жителей Италии, Грузии и Японии.
Для участия в исследовании учащиеся должны владеть определенными умениями
самостоятельной работы, уметь читать и перерабатывать тексты с необходимой
информацией, работать со справочным материалом, пользоваться компьютерными
программами, исследовать, оформлять, оценивать и представлять итог своей работы
одноклассникам.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся
школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает
достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих
способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование
аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и
выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение
реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в
учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение
учащихся благодаря достижению поставленной цели.
В заключении стоит отметить, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями
на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать
познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих
исследовательских работ имеет воспитательный характер. Оно способствует развитию
целеустремленности, трудолюбия, формированию стремления к познанию.
Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание
ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного
творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует
удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы // Начальная школа, № 6, 2011, с. 15 – 17.
2. Коваленко О.А. Использование компьютерных технологий при формировании исследовательских умений младших
школьников // Начальная школа плюс До и После, № 5, 2011, с. 25 – 28.
3. Лисова К.Л. Воспитательные возможности исследовательской деятельности школьников // Воспитание школьников,
№ 2, 2011, с. 40 – 45.
4. Савченко Т.Ю. Творческие работы – эффективное направление развития интеллектуального потенциала детей //
На странице приведен фрагмент.
Автор: Муртазина Элиза Ильдаровна
→ Публикатор 14.09.2022 0 587 69 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.