Статья "Инновации в обучении иностранного языка"


Капашина М .С., МБОУ СОШ №105 имени Героя России Ивана Шелохвостова, г. Новосибирска

учитель иностранного языка

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

 

Инновации в обучении иностранного языка. Система творческих заданий и применение игровых технологий как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

В современном обществе знание иностранных языков становится насущной необходимостью, поскольку особенностью развития мирового сообщества на современном этапе является сближение стран и народов мира в экономической, политической и образовательной сферах, совместное решение ими глобальных проблем в различных областях науки. В связи с этим,перед образованием стоит сложная задача – подготовка молодежи к жизни в многонациональном пространстве, ведь язык является средством общения между людьми.

Таким образом, главной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции у учащихся. Е.А.Быстрова определяет коммуникативную компетенцию как способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию[2, с.23],.

Необходимо отметить, что реализация коммуникативной компетенции осуществляется посредством системно-деятельностного похода.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Данный поход исследовался Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым и многими другими учеными.

Под системно – деятельностным  подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного«приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Но как же замотивировать учащихся к действию и сделать так, чтобы деятельность была не скучной и интересной для учащихся?

Работая в начальной школе я пришла к выводу, что уроки всегда должны быть интересными, а задания были построены таким образом, чтобы каждый ученик мог раскрыть свои творческие способности и у него появилась мотивация к изучению иностранного языка.

С целью создания положительной мотивации к изучению иностранного языка(особенно у младших школьников я использую песни на каждом из своих уроков.

Вот несколько причин, почему я считаю , что песни являются одним из наилучших способов формирования интереса к предмету:

Песни и рифмованные тексты под музыку являются прекрасным материалом, который любят младшие школьники, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена и легче усвоится.

Песни и рифмованные тексты под музыку являются прекрасным материалом для отработки ритма , интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.

Песни вносят элемент праздничности и музыка снимает усталость и закомплексованность детей. Дети быстрее, полнее и точнее запоминают разные явления иностранного языка.

Разучивая стишок, считалочку под музыку или песенку, дети легко запоминают рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов, предложений.

Рифмованный текст под музыку является отличным материалом для запоминания слов.

На начальном этапе с песнями надо работать на каждом уроке, постепенно усложняя их содержание, включая в них новые лексические единицы, новый страноведческий материал и новые грамматические структуры.

В своей практике я использую я использую песни с видеофрагментами и английскими субтитрами,реализуя также принцип наглядности, что значительно облегчает усвоение материала. Например, при изучении темы «цвета» я включаю интересную и мелодичную песенку butterfly song и даже самые стеснительные ребята начинают подпевать.

При изучении темы «Еда», для отработки глагола like, а также для закрепления цветов я использую песню i like food song, которая легко запоминается, проста и интересна в исполнении, а потому очень нравится детям.

Для отработки вопросительных предложений и темы present simple я использую веселую песню под названием do you like song . с помощью этой песни грамматическая структура усваивается детьми эффективно и интересно.

Хочется отметить что сдп невозможно реализовать без таких основополагающих принципов, как:

Принцип деятельности

Принцип творчества

С этой целью я разработала систему творческих заданий

Задание на закрепление и формирование лексических навыков навыков аудирования по теме «Цвета»

Для закрепления темы цвета я создала цветную книгу, в которую поместила цвета red, yellow, blue, green, orage, pink, purple. Идеей для создания этой книги стала песня butterfly song.

https://www.youtube.com/watch?v=Uka06rXbUVA&ab_channel=KidsTV123

С целью закрепления материала детям раздается раскраска с бабочками и , слушая песню, дети раскрашивают бабочек в те цвета , которые слышат в песне. Песню можно ставить на паузу и прослушивать несколько раз, чтобы все ребята успели раскрасить бабочек.

Обычно я организую парную или групповую работу под эту песню, т к это интереснее, эффективнее и позволяет сэкономить время.

Далее, ребята вырезают раскрашенных ими бабочек. Они могут забрать свои работы домой и повторять цвета.

 

Задание для 2 класса для закрепления тем алфавит и цвета

Colorful abc цветной алфавит или цетной диктант

Я называю букву алфавита и цвет, в который нужно ее раскрасить.

Например, colour A a red, colour b blue, colour letter c yellow и т д.

Обычно я провожу такие игры в начале урока, 7- 10 минут. Ученики работают в парах или группах.

Предварительно детям раздается раскраска с буквами английского алфавита.

 

В конце работы я организую взаимопроверку.

ученики обмениваются раскрасками и проверяют работы друг друга.

 

 

 

 

 

 

В 4 – 5 классах при повторении цветов я использую игру «Назови цвет, которым написано слово»

 

Данная работа является хорошим способом повышения мотивации в начале урока, а также активизирует мыслительную деятельность учащихся

Описание упражнения I like food https://www.youtube.com/watch?v=7lKclr67ajY&ab_channel=PilarAti%C3%A9nzar

Цель формирование грамматических навыков употребление глагола в речи

В начале урока на этапе целеполагания , я включаю детям видео с песней …

Слушая песню , дети вспоминают название фруктов по- английски.

Слушая песню, 2 раз и услышав глагол like.

Дети высказывают свои предположения, что обозначает глагол like, формулируя цель урока.

Затем, детям предлагается , прослушать, пропеть песню еще раз и раскрасить фрукты в те цвета, которые ребята слышат в песне.

Каждый делает это индивидуально. Детям предварительно выдается раскраска.

 

В заключении урока детям предлагается рассказать о том, какая еда и какие фрукты ему нравятся.

Для отработки утвердительных предложений на более старших этапах детям раздается табличка.

Задача детей- узнать и рассказать, какую еду любит их одноклассник/одноклассница в з лице ед инственного числа.

С данной таблицей я также работаю для построения вопросительных и отрицательных предложений ( в 3 классе).

Используя песню do you like , как я и описывала выше.

https://www.youtube.com/watch?v=frN3nvhIHUk&ab_channel=SuperSimpleSongs-KidsSongs

В настоящее время приобретают особое значение использование здоровьесберегающих технологий, поэтому музыкальные паузы – разминки, зарядка под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, который соответствует современным образовательным требованиям. Выбор английских песен, песенок, для зарядки или паузы – разминки большой. Младшие школьники с удовольствием выполняют физические упражнения под музыку, а это является способом реализации здоровье сберегающих технологий.

Я часто использую песню animal song не только с целью отработки лексики по темам животные и глаголы, но и с целью повышения двигательной активности учащихся.

Также я разработала систему творческих заданий и игр по теме «Животные» для учащихся 2-3 классов https://www.youtube.com/watch?v=wCfWmlnJl-A&ab_channel=MapleLeafLearning

Игра «Show and say» «Покажи и скажи»

Аналог упражнения прослушай и повтори.

Цель- формирование фонетических и лексических навыков

Необходимо:

Распечатать карточки в 2 ух экземплярах желательно в цветном варианте

Игра предназначена для учащихся 2 класса для формирования и закрепления фонетических и лексических навыков по теме «Животные»

Правила игры:

Учитель берет себе карточки с животными и дает детям парные карточки.

Учитель поднимает карточку с животным берет и называет его, например a fox

Детям нужно показать эту же карточку и повторить название животного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Найди пару» « Find the pair»

Необходимо:

Цель игры: закрепление лексических и грамматических навыков. Глагол have got
Распечатайте и вырежьте карточки на в 2 ух экземплярах.(лучше цветные)

Можно играть 2 вариантами: командным и индивидуальным

1) Командный

Дети делятся на 4 команды по 5 человек в каждой.

Им выдается по 5 карточек с животными

У ведущего все 20 карточек

Ведущий называет карточку с названием животного по-английски,например, a fox, задача игроков- найти у себя парную карточку , показать ее , сказать I have (a fox) или другое животное, к которому есть парная карточка. Далее, игрок забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто собрал быстрее всех пары карточек.

Настольная игра
«At the zoo» - «В зоопарке»

Цель игры: Закрепление лексических и фонетических навыков по теме «Животные»

Необходимо:

Распечатать игровое поле (лучше в цветном варианте) кубик из приложения в цветном или черно-белом варианте на выбор. Можно взять уже имеющийся игральный кубик

В качестве фишек можно использовать вырезанные фишки любых животных из предыдущей игры или взять уже имеющиеся игральные фишки

вариант 1

Ведущий кидает кубик, доходит до картинки с животным и называет его по- английски, например, a dog.

Если игрок не назвал животное , он возвращается назад и право хода переходит к следующему игроку.

Побеждает тот, кто первым дошел до финиша и правильно назвал по-английски всех животных.

Вариант 2

Для ребят постарше ( 6, 7 лет) можно взять вариант посложнее- перед ем, как назвать животное по- английски, игрок может добавить фразу At the zoo I see a/an ( elephant, tiger и т д)

! Артикль а перед названием животного употребляем, если слово начинается с согласной, an – с гласных букв (a, e, I, o, u)

Игра « The snowball» – «Снежный ком»

Рекомендуемый возраст – от 7 до 10 лет

Первый игрок кидает кубик, называя животное по- английски, например , «at the zoo I see a tiger», право хода переходит к следующему игроку, он должен назвать предыдущее животное и добавить свое, например , at the zoo I see a tiger and a kangaroo и т.д.

Если не назвал, то игрок идет на клетку назад и пропускает следующий ход.

Побеждает тот, кто не сбившись дошел до конца - ( кнопка END).

Рекомендуемое количество игроков – от 2 до 4

 

Игра «Say hello»

цель игры: Формирование навыков говорения по теме «Животные», научиться представлять свое животное по- английски

Можно играть как в парах, так и в группах.

Командная игра:

Вырезаем поезд из приложения 1 ( желательно прорезать дверки)

Каждому ребенку выдается 5 карточек( можно взять фишки из игры «Найди пару»

Ведущий вытягивает карточку с животным , которое ему выпало и говорит по- английски: let`s go to the zoo! Hello, I am a monkey и сажает животное в поезд.

Далее, по кругу следующий игрок вытягивает животное и говорит hello, monkey, I am a lion, сажает свое животное в следующий вагон, далее, право хода предоставляется следующему игроку и таким образом, играем до конца круга. Назвавший животное неверно выбывает из игры.

В парах то же самое делаем по очереди.

Результат: дети легко и быстро в форме игры общаются на английском языке друг с другом, формируется коммуникативная компетенция ( умение общаться) на элементарном уровне.

А в форме игры это происходит увлекательно и непринужденно!

 


 

Приёмы запоминания новых слов. Метод проектов. Из опыта работы.

Запоминание иностранных слов – задача не из легких.

Поэтому, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. обучающиеся запоминают не русское значение слова, а его образ. Хочется отметить , что ребятам очень нравится данный способ работы.

- A dog

 

- A cat

 

- A ball

 

 

 

словарь

В своей практике, работая с учащимися 2 и 3 класса я часто применяю цветные словарики и предлагаю разработку одного из них.

Проектная технология как способ реализации системно деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

Реализация СДП, а также формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся сочетает в себе технология проектов. В результате применения данной технологии школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои дейст­вия, прогнозировать варианты решения.

В моей практике одним из успешных и интересных проектов стал групповой проект учащихся 5х классов «Веселый алфавит», представленный на предметной неделе иностранного языка.

Цель данного проекта- развитие познавательного интереса к предмету у учащихся 2 -3 классов.

Задачи:

Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету

Закрепление орфографичеких навыков у учащихся 5х классов;

Закрепление и развитие лексических навыков у учащихся 5х классов;

Развивать творческие способности у учащихся через создание рисунков и азбуки по теме «Английский алфавит»

Дети сами предложили идею создания проекта, а также формы работы с ним.

Таким образом, учащиеся продумали 2 варианта работы:

Создание рисунков с каждой из букв алфавита и словом к ней, но вместо перевода слова на русский язык был изображен рисунок со словом. делая рисунок к букве А ребята также делали рисунок к слову/ словам на данную букву. Например, D d- dog C c– cat , B b - и т.д.

Создание мини-азбуки на каждую букву алфавита. Задача- вспомнить как можно больше слов, нвчинающихся с данной буквы и сделать рисунок к ним. Например, к букве A дети иллюстрировали такие слова, как Africa, Arctic, ant, apple. D d – dog, doll, dress, C c- cat , cake и т. д. Чем большее количество слов будет представлено, тем лучше.

Таким образом у учащихся происходит совершенствование и развитие лексических и орфографических навыков.

В результате учащимися были созданы рисунки и мини книжки, которыми был украшены стенды в кабинете и на этажах школы.

Безусловно, ребятам было приятно видеть результаты своих работ, а также осознавать то, что их работы были очень интересны ученикам 2 и 3 классов, а также послужили помощью для запоминания новых иностранных слов. Многие дети из 2 и 3 классов настолько заинтересовались данным проектом, что стали приносить свои работы и дополнять данный проект.

Хочется отметить, что в работу с удовольствием были вовлечены все учащиеся, в том числе и дети ограниченными возможностями здоровья. В своей практике я всегда создаю такие формы организации работы, которые способствуют развитию и раскрытию способностей и личности каждого из моих учеников.

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ как способ реализации системно- деятельностного подхода

 

  Чем чаще и раньше учитель обращается к театральным постановкам на уроке. Тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности. Участвуя в спектаклях, учащиеся видят практическое применение своих знаний и уже не будут сидеть на уроках со скучающим видом и задавать подобный вопрос: "А зачем мне учить английский?”. Отличным стимулом к активному участию школьников в театре является выступление перед учащимися других классов и перед родителями. Немногие ученики остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

В качестве примера предлагаю фрагмент рассказа Р. Бредбери ….., который даю разобрать детям на уроке 5-6 класс.

В начале урока я включаю ролик с шумом дождя , названием рассказа и предложением 7 years passed

Далее, дети формулируют тему - past simple.

Я раздаю детям напечатанный фрагмент рассказа и прошу найти консрукции прошедшего времени в рассказе

После этого дети вспоминают, формулируют и рассказывают правило по теме прошедшее время

Таким образом, у ребят формируется интерес к литературе на английскрм языке.

Рябятам настолько понравился данный способ работы, чтр в результате они поставили сценку к рассказу, с которой выступили на предметной неделе иностранного языка, заняли 2 – е место на районном фестивале творчества, участвовали в областном фестивале творчества, а затем отсняли видео фрагмент к рассказу, который был позже мною опубликован на на портале « Солнечный свет» и заняли почетное 1 место в международном конкурсе в номинации «внеклассная работа».

Фрагмент из рассказа “All summer in a Day” by Ray Bradbury

William -"Do the scientists really know? Will it happen today?"

Автор - The children looked at each other. They waited for the sun.

It rained..

It rained for seven years

Children вместе - look! "It’s stopping, it’s stopping!"

"Yes, yes!"

Teacher- dear children! Your hometask for tomorrow is to write a poem about the sun! do you have any questions ?

Children вместе- No

Teacher -See you tomorrow!

Автор - Next day

Teacher -Hello, children! Are you ready with your poems?

Children - yes! вместе

Teacher -Who wants to be the 1st?

Margaret – me!

Teacher- so, let`s start! We are listening to you!

Margaret I think the sun is a flower,
That blooms for just one hour.

Boy -"Aw, you didn’t write that!"

Margaret- "I did," "I did."

Teacher-"William!" Stop!

Margaret - "It’s like a penny

Children вместе -"No it’s not!"

Margaret "It’s like a fire in the stove."

Girl -"You’re lying, you don’t remember"

William Nothing’ happen today. Is it ?"

Children - "Nothing, nothing!"

Margaret - "Oh, but this is the day, the scientists say the sun…"

Children - " вместе -it`s a joke

Margaret -"No," you will see the sun , I promise!!!

Автор - Suddenly The rain stopped. The sun came out.

Margaret-"Oh, look! Look !! the sun!! "

Children - Dear Margaret, we are sorry!

The children looked at each other. They waited for the sun.

It rained..

It rained for seven years.

Margaret I think the sun is a flower,
That blooms for just one hour.


Boy -"Aw, you didn’t write that!"

Margaret- "I did," "I did."

Suddenly The rain stopped. The sun came out.

 

 

Настольная игра «Present continious». Реализация технологии сотрудничества в групповой работе.

Вариант 1

Цель: отработка утвердительных , вопросительных и отрицательных предложений

Правила игры:

Учащиеся, работая в группах строят по очереди утвердительное, вопосительное и отрицательное предложение с глаголом, который им выпадает

Вариант 2

Цель: закрепление лексических навыков по теме «Глаголы».

Правила игры:

Каждый участник группы называет тот глагол, который им выпадает

«Present continious»(поле к настольной игре) для 3 класса

 

Реализация икт технологий

Мной разработан интерактивный тренажер для закрепления лексических навыков у учащихся 3 класса по теме «Моя мебель», которую я применяю на уроках развивающего контроля при организации групповой работы учащимися ( организация взаимопроверки), тем самым реализуя системно-деятельностный подход.

Данный материал представляет собой интерактивную презентацию - тренажер для учащихся 3 класса по теме «Моя мебель» по английскому языку.

Цель: закрепление материала по теме. учащимся в игровой форме предлагается заполнить слайды со словами по теме мебель.

Суть - написать орфографически правильно. нажав кнопку ок при верном ответе выходит ответ - верно. при ошибке - неверно. в случае затруднения ученик может прослушать слово неограниченное количество раз, тем самым тренируя произносительные навыки, нажав на синюю стрелочку. Вписывать и исправлять слова можно неограниченное количество раз, что позволяет избежать боязни делать ошибки. Поэтому данная презентация может быть использована как тренировочный материал для подготовки дома. Слова можно также заменять. звуковые файлы к словам - менять и вставлять (по желанию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003.

2. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению. ИЯШ , 1998.- №6, с.65 – 70

3. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка. ИЯШ. – 2009.- №5. – с.28 – 31.

4. Бычковская Е.В. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников. ИЯШ. – 2008.- №1. с.51- 53.

5. Артемова В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М. 1969.

6. Конышева А.В. Английский для малышей .English For Kids.- КАРО – 2005.

7. Амамджян Ш.Г. Играя, учись! Play and Learn English. – М.- 1986.

8. Клементьева Т.Б. Счастливый английский. 5 -6 классы. – Дрофа – 1996.

9.Азарова С.И. Английский язык. Милли. 2 класс. – British Council – 2012.

10.Азарова С.И. Английский язык. Милли. 3класс.- British Council - 2011


 


 


 


 


 


Полный текст материала Статья "Инновации в обучении иностранного языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Капашина Маргарита Сергеевна  Публикатор
04.10.2022 0 480 79

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК