Статья "Приемы обучения различным видам чтения"


Чередниченко Елена Николаевна

БОУ г. Омска «СОШ № 151»


 

Приемы обучения различным видам чтения.

Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения. Навыки поискового чтения (scanning reading) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем программы или рекламные проспекты, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, товар в каталоге, информацию о прибытие поезда. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения. (skimming reading).

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас событии или явлении, что требует владения навыком чтения с полным пониманием содержания. (intensive reading) Таким образом мы читаем художественную литературу, научно -популярные статьи, инструкции, письма, рецепты. Предполагается, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать выводы.

Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения. В учебной ситуации при выборе текста следует исходить из умений, над развитием которых работает учитель и его ученики в рамках изучаемой темы. Просматривая брошюры туристических фильм, человек обращает внимание на цены, возможные скидки, длительность тура, дополнительные услуги, выбирая наиболее подходящий вид отдыха.

Открывая журнал или газету, читатель чаще всего просматривает статью(ознакомительное чтение/ чтение с пониманием основной идеи),чтобы выяснить, представляет ли содержащаяся в ней информация какой-либо интерес или пользу.

Задания к тексту также должны соответствовать развиваемым умениям. Некоторые из существующих приемов работы при обучении различным видам чтения приведены в следующей таблице.


 

SKIMMING

SCANNING

INTENSIVE

Asking/ answering questions

Asking/ answering questions

Asking/ answering questions

Multiple choice

Categorizing

Categorizing

Categorizing

Note taking

Correction

Correction

Close

Picture completion

Labeling

Finding differences/similarities

Completing

Predicting

Matching

Gap-filling

Correction

Quiz

Multiple -choice

Matching

Finding differences/similarities

Reordering

Outlining

Multiple -choice

Gap-filling

T/F statements

Paragraphing

Note taking

Information-transfer

Table-filling

Reordering

Picture completion

Jig-saw

Translation

Summarizing

Quiz

Listing

 

T/F statements

T/F statements

Matching

 

 

Table-filling

Mind-mapping

 


 


 

Отдельные приемы работы могут быть использованы для развития различных умений чтения. Так, прием работы categorizing- деление на категории-может быть использован для развития всех трех видов чтения. Например, во время ознакомительного чтения, обучающиеся получают следующее задание: Прочитайте краткое описание нескольких фильмов и определите, к какому жанру относится каждый из них.

Просматривая программу телевидения с целью извлечения необходимой информации (поисковое чтение), учащиеся выбирают программы, соответствующие предложенным категориям: entertaining programmes, films, sports programmes.

В ходе чтения отрывка из художественной литературы с целью извлечения полной информации учащимся можно предложить выделить две группы содержащихся в тексте высказываний- обьективно существующие факты и мнение автора. Данные примеры иллюстрируют прием работы, а именно деление на категории, который может быть использован в различных учебных ситуациях. Существует также ряд приемов работы, которые используются для работы только над одним видом чтения. Так, прием close может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, т.к. заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей. Например, учащиеся получают текст, в котором каждое девятое слово пропущено. Задача учащихся- заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

Paragraphing- деление текста на параграфы-требует чтения и понимания основой идеи, т.к. для выделения частей необходимо понять, о чем говорится в каждой из них. Следовательно, данный прием работы является особенно эффективным при обучении ознакомительному чтению. Например, учащимся может быть предложено задание разделить текст на пять частей.

При обучении чтению недостаточно только верно подобрать или разработать задания к тексту, очень важно подготовить детей к чтению. Работа с текстом обычно проводится в 3 этапа: предтекстовый, текстовый, и послетекстовый.

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом- создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: «мозговой штурм» предсказывание/ предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

Текстовый этап включают в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения. И поэтому он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, например: заполнение таблицы, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, верные /неверные утверждения, соотнесение картинок с предложениями из текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т.д. Данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.

Цель послетекстового этапа -интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовывать дискуссию, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение.

В качестве примера организации обучения просмотровому чтению привожу серию универсальных заданий по брошюрам различных туристических фирм. Предтекстовый этап.

Task: Look at the titles of these leaflets and say what sort of advertisements we are going to read today.

Текстовый этап.

Task: Look through the advertisements of different resorts and fill in the table if the information is provided.

The name of the place

Swimming pool

Health club/ center

Number of restaurants

Sporting activities

Price

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Послетекстовый этап.

Task: Role- play- act out a situation.

Student A

 

You are a travel agent. You have received a call from one of the clients. Give the info he/she asks for. Try your best to persuade the client to travel with your company.

Student B

 

You are a traveller. You have looked through the ads of different resorts and have chosen one of them, which you’d like to visit. You call the travel agent to confirm the information about the price, duration and recreation activities.

 

 

Таким образом, перед учителем предстает большой набор методов и приемов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.

Литература

  1. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge Language Teaching Library.-Cambridge University Press, 2010

  2. Woodward T., Lindstromberg S. Planning from Lesson to Lesson. A way of making lesson planning easier. Longman, 2015

  3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press, 2015


 


 


 


 


 

 


Полный текст материала Статья "Приемы обучения различным видам чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чередниченко Елена Николаевна  Публикатор
13.11.2022 0 657 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК