Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся профильных классов на уроках английского языка"
Формирование функциональной грамотности учащихся профильных классов на уроках английского языка
Процессы мировой глобализации и интеграции привели к бурному росту межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни, значительно увеличилась возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. В нашу жизнь прочно вошли такие ситуации межкультурного общения, как учеба в школе и в вузе по обмену, стажировки ученых, международные конференции, совместные предприятия и т. д.
Таким образом, одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве становится владение иностранными языками.
В связи с этим нынешняя ситуация в области изучения языков отличается выраженным изменением общественных запросов, связанных с трансформацией взглядов на владение иностранным языком у разных слоев общества: • обучающихся • работодателей • специалистов • государства в целом •
Обучающиеся и их родители понимают, что владение ИЯ способно серьезно повлиять на их реальную жизнь, на выбор профессии, на будущий карьерный рост…
• Работодатели осознают, что повышение эффективности труда, внедрение новых технологий облегчается при наличии работников, способных находить, отбирать, анализировать и использовать на практике документы на разных ИЯ.
• Специалистам очевидно, что совершенствовать свои профессиональные знания и умения легче при владении иностранными языками (литературы, международные конкурсы, гранты)
Государству нужны квалифицированные и мобильные люди, способные быстро адаптироваться к разного рода вызовам и потребностям общества.
Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе. Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования.Иностранный язык, как и родной, сегодня является базой для общего и специального образования, в связи с этим нам необходимо, преобразовывать и обогащать содержание предмета. Профильное образование на старшем уровне обучения в школе призвано дать ученикам английский язык как инструмент, с помощью которого они впоследствии смогут получать дополнительные знания по специальности, научить их применять полученные на других уроках знания по профильным предметам на английском языке.
В соответствии с ФГОС по иностранному языку основу содержания данного курса составляют общекультурная тематика. Но, в условиях введения углубленного изучения ИЯ, мы имеет возможность, использовать материал, обеспечивающий не только углублённое изучение иностранного языка, но и профильную направленность, В этом случае наличие бОльшего количества учебных часов позволяет расширить тематику (по сравнению с общеобразовательным курсом), более тщательно прорабатывать материал, привлекать профильно-ориентированный материал.
Вопрос в другом. Где же брать данный материал? В учебниках профильных учебных заведений? Но учитель английского языка школы не владеет тем багажом знаний, чтобы преподавать профильные предметы на иностранном языке, он и не должен этого делать. То есть, в классе естественно-научного профиля мы все-таки учим не химии или биологии на английском языке, а по-прежнему английскому языку. В связи с этим в профильном классе мы должны дать возможность детям приобрести тот словарный запас в рамках школьного образования, который ложится на уже имеющиеся у учеников знания, использующихся в профилирующей сфере.
Для этого было принято решение использовать открытые задания международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) по читательской, математической, естественнонаучной грамотности, где мы смогли найти примеры заданий для некой трансформации содержания образования в области иностранного языка в рамках общеобразовательной школы. С этой целью нами используются задания из сборника «Take the Test sample Questions from OECD’s PISA Assessments» (https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/Take%20the%20test%20e%20book.pdf)
Каковы особенности заданий исследования PIZA:
Разнообразие типов и форматов текста.
Задача, поставленная вне предметной области, но решается с помощью предметных знаний.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики, биологии и др.).
Таким образом, мы считаем, мы вносим определенный вклад в развитие функциональной грамотности учащихся. Где язык представлен и как инструмент и как цель образования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Артемова Татьяна Анатольевна
→ Публикатор 14.05.2023 0 593 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.