Программа воспитательной работы классного руководителя, 7 - 9 классы


Автор: Лекомцева Татьяна Андреевна, учитель английского языка (2 квалификационная категория).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 112”
г. Трёхгорный.
Программа воспитательной работы классного руководителя
в 7 – 9 классах

I. Актуальность.

Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход "младший школьник - подросток” проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.
Поэтому, на мой взгляд, план воспитательной работы, ежегодно составляемый классным руководителем, на ступени седьмого класса целесообразно заменить расширенным аналогом, охватывающим несколько лет обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.
Составление собственной программы воспитательной работы необходимо начать не с постановки целей и задач, а с изучения запросов родителей и учеников. Выяснилось, что желания родителей во многом совпадают с желаниями детей.
Многие видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
И не важно, что в моём распоряжении всего три года и необходимо заново создавать ученический коллектив, этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Вместе с родителями и детьми, я шаг за шагом буду идти к своей цели, и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. Без веры в лучшее нельзя работать в школе. Я верю, и буду стремиться достичь хотя бы сотой доли того, о чём писала выше. Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребёнка, а это "модель выпускника”, творчески развитая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации.
А моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

II. Цель и задачи воспитательной работы.

Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

Задачи:
• Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.
• Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.
• Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.
• Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.
• Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.

7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

III. Содержание воспитательной работы.

Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда.

IV. Воспитывающая деятельность.
4.1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
• Повышению уровня общительности каждого;
• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.

4.2. Связь с социумом города.

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с социумом города, активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива. Связь класса с социумом представлена на следующей диаграмме.

Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок, спектаклей, концертов.
Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Взаимосвязь со спортивными школами города осуществляется через показательные выступления воспитанников, участие класса в городских соревнованиях в рамках Спартакиады школ города и вовлечение учащихся в спортивные секции.
Представители просветительско-оздоровительного социума организуют с учащимися разъяснительную работу по различным вопросам:
- правила дорожного движения;
- противопожарная безопасность;
- профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни.
Взаимодействие с учебными заведениями и центром занятости помогает определиться в выборе будущей профессии.

4.3. Работа с родителями учащихся.

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи.
Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя.
Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется по 4 направлениям.
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча.
Темы были обсуждены родителями на организационном собрании в начале учебного года.

Класс Тема собрания
7 1. Возрастные особенности младшего школьного возраста. Основные задачи развития.
2. Подросток в мире вредных привычек.
3. В семье растёт сын.
4. В семье растёт дочь.
8 1. Возрастные особенности старшего подросткового возраста. О задачах обучения и воспитания учащихся 8 класса.
2. Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания.
3. Семейные проблемы. Как их решать?
4. Проблема вредных привычек у подростков.
5. Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду.
9 1. Особенности организации учебного труда девятиклассника.
2. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.
3. Курение, алкоголизм и развивающийся организм.
4. Правовое воспитание подростков в школе и дома

4.4 Внутриклассные мероприятия.

Эта работа проводится в двух направлениях: с участием родителей и самостоятельная деятельность учащихся. На организационной диаграмме отражены основные формы работы, которые позволяют получить положительный результат работы.

В течение месяца проводится 4 классных часа:
- организационный;
- этический;
- тематический;
- "свободный”.
На организационном часе ребята подводят итоги прошедшего месяца и планируют свою дальнейшую жизнь.
Тематика классных часов определяется общешкольным тематическим планированием.

Занятия в рамках этической программы "Я живу среди людей” проводятся по следующему плану:

класс Тематика
7 1.Мир претензий к окружающим.
2.Нравственные ценности.
3.Умение слышать и слушать другого.
4. Человеческие ценности:
- совесть
- честь
- благодарность
5. Речевой этикет.
6. Характер личности.
8 1. Виды общения.
2. На чем основано взаимопонимание.
3. Человеческие ценности:
- память
- правда
- жизнь
4. Конфликты в общении и способы их разрешения.
5. Подросток и законы.
9 1. Темперамент.
2. Правила организации пространства общения.
3. Организация знакомства.
4. Как сохранить достоинство.
5. Человеческие ценности:
- надежда
- гордость
-свобода
6. Секреты обаяния.
7. Осторожно, "Секта”.

Тематика и форму проведения "свободных” классных часов дополняется предложениями учащихся.

4.5. Индивидуальная работа.

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями.

4.5.1. Работа с учителями - предметниками.

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.
• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.
• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;
• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;
• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

4.5.2. Работа с социальным педагогом, психологом и правоохранительными структурами.

Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. Поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы в классе являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей.
Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с социальным педагогом, сотрудниками ОВД, МСЧ-72, родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.

4.6. Каникулярная работа.

Следует помнить, что в воспитании каникул не бывает, тем более, что каникулы – время, которое ребёнок проводит, будучи предоставленный сам себе. Следовательно, возрастает риск не только травматизма, но и негативного влияния улицы. Поэтому, являясь периодом отдыха для детей, каникулы становится временем наиболее активной работы классного руководителя по организации интересного, познавательного, развлекательного досуга своих воспитанников. Для реализации этой цели наиболее приемлемыми являются поездки в города области и России. Они дают возможность детям пообщаться, почувствовать себя взрослыми, отдохнуть от школы и дома, кроме того, в своей основе несут богатый информационный материал по истории и развитию России.
Планируются поездки:
• Челябинск.
• Кунгур.
• Сатка.
• Источник Кургазак.

V. Календарно - тематическое планирование.

Тема месяца 2005-2006 2006-2007 2007-2008
Сентябрь Мы определяем свою жизнь.
По родному краю. 1. Орг.час”Выборы. Планы”
2. Этический час” Мир претензий к окружающим”
3. День здоровья.
4.”Здоровье и спорт- главный рекорд”
5. Сбор макулатуры. 1. Орг.час”Выборы. Планы”.
2. Этический час ” Виды общения.”
3. День здоровья.
4.Психологопедагогическая
диагностика "Тревожность”.
5. Сбор макулатуры. 1. Орг.час”Выборы. Планы”
2. Этический час "Темперамент.”
3. День здоровья.
4.Праздник русского языка.
5. Сбор макулатуры.
Октябрь Краеведение 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час "Нравственные ценности”
3.Кл. час "История школы "
4. "195 лет Царско-сельскому лицею”.
5. Осенний бал "Котильон”.
6. Фестиваль "Дело года”.
7. Сбор макулатуры.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час "Нравственные ценности”.
3. Кл.час "Уральские промыслы ”.
4. Кл.час "Директора школы”.
5. Викторина "Челябинск юбилейный”. 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час "Правила организации пространства общения”
3.

Ноябрь Дни народной культуры 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час” Умение слышать и слушать другого”
3.Кл.час "История русского костюма”.
4. Интеллектуальная игра "Культурное наследие России”.
5. Ярмарка "Хлеб- всему голова”.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ”Память”.
3. Ярмарка "Ах, картошка!”
4. Кл.час "Разведка доложила”.
5. Интеллектуальная игра "Культурное наследие России. Живопись.”
1.Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час "Как сохранить достоинство.”
3. Праздник славянской письменности.
4. Интеллектуальная игра "Культурное наследие России”.

Декабрь Новогодние хлопоты 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час” Человеческие ценности”
3. Кл.час "День Конституции”.
4.”Новогодний наряд школы”.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” На чем основано взаимопонимание.”
3. Кл.час "День Конституции”.
4.”Новогодний наряд школы”.
5. Семейный вечер "Новогодний мюзикл”.
6. Фестиваль "Дело года”.
1.Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час " Организация знакомства.”
3. Кл.час "День Конституции”.
4.”Новогодний наряд школы”.

Январь Ты в ответе за свою жизнь 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ”Совесть”
3. Конкурс "Если хочешь быть здоров”.
4. Акция "Меняю сигарету на конфету”.
5. Малые Олимпийские Игры.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” Правда”
3. Конкурс "Если хочешь быть здоров”.
4. Кл.час”Кодекс чести уч-ся”.
5. Акция "Меняю сигарету на конфету”.
6. "Мама, папа, я – спортивная семья”.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час " Надежда”
3. Конкурс "Если хочешь быть здоров”.
4. "Мама, папа, я – литературная семья”.
5. Акция "Меняю сигарету на конфету”.

Февраль Родина- мать умей за неё постоять 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” Честь"
3.Встреча с военнослужащими в/ч 3442
4. Благотворительная акция " Наша армия родная”. 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час "Конфликты в общении и способы их разрешения”
3. Благотворительная акция " Наша армия родная”.
4. Силовой конкурс "Самый, самый”.
5. Кл.час с приглашением родителей.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час " Гордость”
3. Благотворительная акция " Наша армия родная”.
4. Викторина по роману А. Дюма "Три мушкетёра”.

Март Для милых дам 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” Благодарность”
3.Выставка поделок "Женские руки”.
4.Кл.час "Мать и мачеха”.
5. Сбор макулатуры. 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” Жизнь”.
3.Выставка поделок "Женские руки”.
4. Конкурс "Школьница”.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час "Свобода”
3. Сценическая композиция "Русские женщины”.
4.
Апрель Земля - наш дом 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час " Речевой этикет.”
3. Конкурс "Самый зелёный класс”.

4. Фотоконкурс "Самое грязное место города”.
5. Сбор макулатуры.
6. Трудовой десант.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” Подросток и законы.”
3. Фотоконкурс "Самое грязное место города”.
4. Трудовой десант.

1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час " Секреты обаяния.”
3. Фотоконкурс "Самое грязное место города”.
4. Трудовой десант.

Май Победный Май 1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час ” Характер личности”
3. Кл.час "Города - герои”.
4. Кл.час "Наши достижения за год”.
5. Поздравление ветеранов.
1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час.
3. Встреча с ветеранами "Юность, опалённая войной”
4. Кл.час "Наши достижения за год”.

1. Орг. час”Итоги. Планы”
2. Этический час " Осторожно, "Секта”.
3. Кл.час "Наши достижения за год”.
4. Литературная игра "Крестики - нолики”

VI. Оценка эффективности реализации Программы.

В характеристике функционирования системы социального типа особое место отводится определению эффективности. Эффективность свидетельствует о способности системы к реализации цели и осуществлению возложенных на неё функций. Когда говорится об эффективности воспитательной системы, то, прежде всего, ведется речь о результативности воспитательного процесса в классе.
Таблица "Критерии, показатели и интерпретация результатов ” дает более ясное представление о содержании и способах деятельности. В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос. Примеры анкет представлены в приложении.

Критерии Показатели Выход на уровне класса

Развитость стремлений к реализации своих способностей Занятость учащихся во внеурочное время Сводная таблица
Коммуникативная культура учащихся Уровень сформированности коммуникативного потенциала учащихся Анкета "Микроклимат в классе”, диаграмма
Сформированности граждан. активной жизненной позиции Социальная активность учащихся, благотворительность, общественно-полезный труд Лист КТД, акции, трудовые десанты, дежурство, генеральная уборка, сбор макулатуры
Сформированности нравственного потенциала (воспитанность) Мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим; система ценностей, выраженная в различных сферах интересов; уровень сформированности нравственной культуры. Анкета ”Воспитанность учащихся”.
Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной работой Удовлетворённость учащихся качеством проводимых мероприятий; удовлетворённость родителей работой школы. Анкета "Оценка мероприятий”, "Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения ”
Конкурентоспособность класса Участие учащихся, родителей в смотрах, конкурсах, соревнованиях. Личная инициатива учащихся и родителей
Физическое состояние здоровья 1. Группы здоровья
2. Занятость учащихся в секциях
3. Участие в соревнованиях, спартакиадах. Лист здоровья, таблица соревнований.
Сформированности коллектива учащихся Уровень сплочённости коллектива Лист КТД, фестиваль "Дело года”, "Класс года”, анкетирование
Сформированности самоуправления Уровень сформированности органов самоуправления Анкета "Есть ли в классе самоуправление”, работа папки по самоуправлению
Сформированности общеклассного коллектива ( классный руководитель, учащиеся, родители) Творческий потенциал, вовлечение родителей в воспитательный процесс. Участие родителей в делах класса.

VII. Анализ проведённой работы.

Каждый вид работы, проведённой классным руководителем с детьми, должен быть подвергнут доскональному анализу с точки зрения достижения поставленных целей. При этом должны быть выявлены допущенные ошибки, чтобы не повторить их при выполнении аналогичного вида работы. Аналитическая работа позволяет выявить закономерности, результаты, проблемы, положительные и отрицательные тенденции, определить уровень и динамику развития.

Список литературы

1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.
3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
4. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 1992. №3 -4.
5. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.
6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
8. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.6 Владос, 2001.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
1- не согласен;
0- совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Методика выявления уровня развития самоуправления
Цель: определение уровня развития детского самоуправления.
Проведение.
Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений.
Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”.
пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка
1 5 9 13 17 21
2 6 10 14 18 22
3 7 11 15 19 23
4 8 12 16 20 24

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом.
14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой.
16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями.
18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.

Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность
( предложения 1,2,3,4);
2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);
3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе
( предложения 9,10,11,12);
4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);
5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни ( предложения 17,18,19,20);
6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24).

Микроисследование
« Атмосфера в классе»
Учащимся класса раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак ”Х”, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждым учащимся заполняется следующий бланк.

1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность
2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие
3. Удовлетворённость 5 4 3 2 1 Неудовлетворённость
4. Увлечённость 5 4 3 2 1 Равнодушие
5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность
7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки
9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука
10. Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность

Обработка результатов проходит следующим образом: складываются все значения по каждому пункту, находится среднее арифметическое значение, которое делится на количество учащихся в классе и умножается на сто процентов.
Подсчет результатов можно доверить ученикам класса, так как анкеты проводится анонимно.


Полный текст материала Программа воспитательной работы классного руководителя, 7 - 9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лекомцева Татьяна Андреевна  LT
13.11.2010 31 112341 8696

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК