Приемы формирования предметно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках английского языка в 8 классе
Приемы формирования предметно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках английского языка.
Хуртова Т. В.
учитель английского языка
МОУ лицея №7 г. Волгограда
Одна из приоритетных идей образования сегодня - идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для сегодня важно, а что нет. Учащиеся должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. В данном контексте значение технологии развития критического мышления учащихся трудно переоценить.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.
1. вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают, что знают. Мозговая атака может проводиться индивидуально с каждым учащимся, парами или в групповой форме организации деятельности. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше, а ученики – как можно больше. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется мотив к обучению.
2. осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, аудирование и т.д. Существует ряд методических приемов, которые обеспечивают активность учащихся и поддерживают их интерес к теме урока. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданные во время фазы вызова. Немаловажной задачей является поддержание усилий обучающихся по отслеживанию у них собственного понимания.
3. фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения в словесной или письменной форме. Известно, что только в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании учащихся в ходе предыдущих учебных стадий, структурируется и превращается в новое знание.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Среди ведущих видов деятельности учащихся на уроке: составление списка «известной информации» по учебной теме; составление кластера ключевых слов или понятий; формы активного чтения текста на английском языке: маркировка «инсерт», «ажурная пила»; составление синквейна как способа рефлектирования, синтеза и обобщения информации.
Прием «инсерт» заключается в маркировке текста специальными знаками:
I |
interactive |
|
N |
noting |
«V» - знаю |
S |
system |
«+» - новое для меня |
E |
effective |
«-» - думал иначе |
R |
reading and |
«?» - хочу узнать (не понял) |
T |
thinking |
|
Прием «ажурная пила» представляет собой групповую работу с текстом, когда каждой группе даются разные тексты для чтения с последующим обменом полученной информацией.
Одним из интересных и продуктивных приемов является организация урока по модели «Шесть шляп мышления».
Мы ведь не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»! В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений или для проведения занятия по обобщению учебного материала.
Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из бумаги. Каждой группе предлагается представить информацию, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Желтая шляпа означает позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Черная шляпа является противоположностью желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Зеленая шляпа - это творческое мышление. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Синяя шляпа – обобщающая шляпа. Те, кто мыслят в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. За ними – последнее слово. Опыт показывает, что на уроках, организованных по технологии критического мышления, учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах и группе, принимают решения при обсуждении тем учебной программы по английскому языку, а значит, «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности. Приведенный далее конспект урока по английскому языку в 8 классе проведен с применением технологии развития критического мышления.
Тема урока «Environment problems»
Тип урока: комбинированный
Цель учителя: развитие умений чтения с полным пониманием; совершенствование умений устной речи по теме «Защита окружающей среды»
Цель учащихся: уметь передать содержание прочитанного, комментировать факты из текста
Учебник: М. З. Биболетова «Enjoy English-5». Тема учебной программы «Охрана окружающей среды».
Why throw away? Why not recycle?
Suggested level: Intermediate
Objectives: to teach to speak about environment problems, caused by rubbish; to improve students’ reading and speaking skills
Eqwipment: texts for reading, colour hats, slides
Innovative technology used: critical thinking technology: model “thinking hats”
Procedure
Teacher |
Students |
Introduction |
|
(greeting, finding out general information about the class) |
|
Warming up |
|
A Answer the questions: - What does your family do with the rubbish? - Who takes the rubbish out? - Do you try to throw away less rubbish? - Do you know about recycling? What have you heard about it? - What products are recycled in Russia? |
(students answer the questions, using: collect, throw away, recycle, protect the environment, be in danger, waste paper, cans, plastic)
|
Pre-reading task |
|
A You are going to read a text about environment problems, caused by rubbish. Do you think to throw it away is the only way to get rid of it? When does packaging become litter? |
(students say they don’t know exactly) (students make predictions) |
Reading task |
|
Read texts “Why throw away so much?” and “Packaging”. Divide into 5 groups and “put on your thinking hats” Group 1 “A white hat”: You present facts only. Group 2 “A red hat”: You present emotions. Group 3 “A yellow hat”: You present positive sides Group 4 “A black hat”: You present negative sides Group 5 “A blue hat”: You present conclusions |
(students read the texts. While reading they get ready to discuss the information according to the rule of “thinking hats”) |
Comprehension check |
|
A Answer the questions: - Do you think throwing rubbish away is the only way to get rid of it? When does packaging become litter? B Develop the ideas: - We don’t have to throw away all our waste… - Actually a small percent of recyclable material is recycled… - Making recycled causes pollution… - Litter is especially dangerous in the countryside… |
(students answer the questions and check if their predictions were right)
(students complete the ideas by adding information from the texts) |
Speaking |
|
A Discuss a problem “Rubbish… To throw it away or to recycle?” |
(groupwork: students give answers according to their “thinking hats”) |
Reflection |
|
Write down at least 5 things you can do to reduce throwing away rubbish |
(students work individually using: can be used ,buy packed/unpacked goods, write on both sides of the paper, buy recycled paper products, drop litter, take rubbish to local recycling centers, collect, throw away, recycle, protect the environment, cans, bins)
|
(hometask) |
|
Приложение
Text 1
Many countries bury and forget about millions of tons of rubbish every year. It is known that in one year, a European family with 2 children throws away about 50 kilos of paper (that’s six trees), and about 60 kilos of plastic.
The Green World reports say that in one year the average person throws away: about 70 food cans, 34 cans of cat food and about 70 drink cans.
But we don’t have to throw away all our waste paper, glass, metal and plastic. We can also burn or recycle a lot of it. In fact waste can be wonderful stuff.
Many things that we throw away can still be useful. In fact it’s possible to to recycle 80% of domestic rubbish. We can recycle most kinds of paper, glass, metal and plastic. But only 4% of recycable materials is actually recycled. Recycling is expensive. But it saves trees and energy and protects the environment from pollution.
Text 2
These days, people usually do shopping in supermarkets. Nearly everything is packed in paper or plastic containers. Some of this “packaging”is necessary. It keeps food clean and fresh. But some packaging is not necessary. Ir’s just to make the food look better.
Every year in Britain each person produces about 57 kilos of plastic waste.
Disposing of all this plastic is an expensive problem. But that’s not all. Making plastic causespollution.
Unfortunately, some of this packaging doesn’t reach the bins. It becomes litter instead. Some people simply tear the wrapping off sweets and throw it away. They drop their cigarette packets and cans of drink without a thought.
In the town their litter looks horrible. But fortunately someone clears it away. In the country side, it remains in the fields and on the roadsides unless the people who live near by pick it up. It can kill or hurt animals. Bottles and cans cause cuts, and the animals can eat polythene bags and die, or put their heads in them and suffocate.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хуртова Тамара Вячеславовна
→ Tamara58 05.01.2011 1 4844 644 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.