Логопедические рифмовки как средство развития коммуникативных способностей детей
Логопедические рифмовки, как средство развития коммуникативных способностей детей.
Этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, посвящены многие издания, в которых приводится множество стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы возникают затруднения. Очень часто эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти строки наполнены нужными логопеду звуками. Последнее время в речи детей отсутствуют и такие звуки, как «К», «Г», «X», «В», «Ф», «Б», «М», «Н», что соответственно требует материал для автоматизации. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях.
Данные логопедические рифмовки в основном двустрочные, это позволяет их легко запоминать. Они наполнены словами, в которых автоматизируемые звуки встречаются довольно часто. А также в них отрабатываются практически все группы звуков, которые часто нарушены в речи детей. Логопедические рифмовки подкреплены картинным материалом.
Представленные рифмовки можно использовать в качестве пальчиковых игр. У детей большая фантазия и движения для пальчиков по тексту дети легко могут придумать самостоятельно. Если содержание рифмовки позволяет, то допустимо использование элементов драматизации, что напрямую способствует развитию коммуникативных способностей детей. Можно играть в диалоги, а именно задавать вопросы с помощью текста рифмовок и отвечать ими. После заучивания дети могут произносить рифмовки нараспев, как маленькие песенки. И в дальнейшем придумывать рифмовки самостоятельно.
Это лишь немногие приемы использования логопедических рифмовок.
К, Г, Х
|
Кошка катала ниток клубок, Не свяжет бабушка носок.
|
|
К
|
У куклы Кати Кружевное платье.
|
|
К
|
Квохчет курица: ко-ко, Как живется не легко. |
|
К
|
Ко-ко-ко кудахчет квочка. Ко-ко-ко ищу сыночка. Цыпленок крошки клевал. От мамы курицы отстал. |
|
К- Т-Д
|
Колуном
расколет Коля
|
|
Г
|
Галя гусей гоняла, Гусей боялась сначала. Гуси гоготали: га-га-га: Хотим гулять на луга.
|
|
Г
|
Гром гремит на всю округу. Не пойду сегодня к другу. |
|
Х
|
Филин ухает: ух-ух-ух. Мышек чувствую я дух. |
|
Х
|
Хрюшка Хавроша Очень хорошая. Хвостиком машет, Хрюкает, пляшет. |
|
Звуки В, Ф
В
|
Вата в аптечке, Валенки у печки. |
|
Ф
|
Фокусник Федот, Факел кладет в рот.
|
|
В –Ф
|
Федя любит финики, Ваня – вареники. |
|
Звуки М,Н
М
|
Мама Машу мылом мыла, Маша мыло уронила.
|
|
М
|
Мыло мыльное, Мороженное ванильное. |
|
М
|
Маячил месяц май, На море поезжай
|
|
Н
|
Ножницы у Нины, Нитки у Марины. |
|
Н
|
Ночью сон приснился Нине Про ананасы и мандарины.
|
|
Звуки Ш,Ж,Ч,Щ
Ш
|
Паша купил машину, У машины большие шины.
|
|
Ш
|
Мышонок сушкою шуршал, Малышке Шурочке мешал. |
|
Ш
|
Шумит камыш нарушая тишь. |
|
Ш
|
Малышка Маша ела пшенную кашу, Пшенную кашу ела с простоквашей.
|
|
Ш
|
Тише, тише малыши, Не шумите вы в тиши.
|
|
Ш
|
Идет пешком старушка с бадашком.
|
|
Ш-С
|
Наташа испекла Саше, Шанишки из простокваши.
|
|
Ш-С
|
Шура шустро сшила, Шубу из шиншиллы. |
|
Ш-С
|
Мышка крошками шуршала, Кошке сны смотреть мешала.
|
|
Ж
|
Жук на жабу зажжужал, Жук от жабы убежал.
|
|
Ч
|
Чух-чух-чух клокочет чайник, Чух-чух-чух я здесь начальник. |
|
Ч
|
У чайника крышечка, В печке пышечка. |
|
Ч
|
Черепаха без причины. По дороге ходит чинно. |
|
Ч
|
Калачи в печке, Чебаки в речке. |
|
Звуки С, З. Ц
С
|
Маруся во сне, Висела на сосне. |
|
С
|
Купили Саньке серебристые санки. |
|
С
|
Апельсин делю на части, Часть Алисе и часть Насте. |
|
З
|
Зина возила зайку в корзине, Зайка у Зины упал из корзины. |
|
З
|
Звонок звонит, Бубенчик звенит. |
|
З
|
Зимой береза не боится мороза. |
|
Ц
|
Цыплята не идут купаться, Цыплята водицы боятся. |
|
Ц
|
Цапля цепко зацепила, Из болотца крокодила. |
|
С, Ц
|
Снег серебрится, Водица искрится.
|
|
С.З.Ц
|
Закрыли замок на замок, Принцессу принц украсть не смог. |
|
Звук Л
Л
|
Полина, куколку катала, Куклу плакала сначала. |
|
Л
|
Лена под ливень попала, Бежала и в лужу упала. |
|
Л
|
Лена лейкой поливала, Голубые васильки. |
|
Л
|
Лодка по реке плыла, Людям лампочки везла. |
|
Звук Р
Р
|
Красивая марина красиво говорила, Красиво говорила красивая Марина. |
|
Р
|
Рома для Риты нарвал ромашки, Рита хранила ромашки в кармашке. |
|
Р
|
Вот разноцветные карандаши, Рисовать скорей спеши! |
|
Р
|
В тридцать третьем королевстве. У королевича тридцать три невесты. |
|
Р
|
Африканский крокодил С аллигатором дружил.
|
|
Р
|
Корова рогатая, Зебра полосатая. |
|
Р
|
У Риты красивая прическа. У Ромы черные брови. |
|
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Лейбо Татьяна Владимировна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.