Страноведение. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10-11 классов
Основной задачей иноязычного школьного образования является создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Основной целью профильного образования стало достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности. Начался новый этап развития системы иностранных языков, который характеризуется переходом на новую парадигму образования: личностно-деятельностную, основанную на компетентностном, когнитивно-коммуникативном и деятельностном подходах. Результатом работы учителя иностранного языка становится сформированность достаточно высокого уровня языковой, лингвистической, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций. Чтобы обеспечить их формирование, необходима дополнительная интенсивная практика по языку на спецкурсах.
Спецкурс «Страноведение» направлен на обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, способствующих более полному учету интересов, склонностей и способностей учащихся и создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и настроениями в отношении продолжения образования.
Предлагаемый спецкурс входит в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы. Он служит для внутрипрофильной специализации учащихся при изучении английского языка в общеобразовательной школе. Спецкурс «Страноведение» направлен на развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования в области культуроведения, страноведения и лингвострановедения, на их художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и иноязычных культур и на удовлетворение их современных познавательных интересов в страноведческом и культуроведческом освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении. Для достижения высоких результатов рекомендуется вести работу по аутентичным учебным пособиям, использовать современные виды организации работы учащихся на уроке, применяя парные, групповые и командные виды работы, делать акцент на заданиях в формате Единого государственного экзамена.
Тематика спецкурса включает изучение историко-культурных корней британской цивилизации, британской символики, культурно-исторических вех в развитии Британии, социокультурных особенностей модели британского образования, лингвистического,
архитектурного и религиозного наследия Британии, социокультурного портрета британской семьи, политической системы Британии.
Содержание и принцип построения этого спецкурса позволяет решать такие общеобразовательные и воспитательные задачи как:
• Обогатить знания школьников об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе и стиле жизни людей в современном британском обществе (раскрывая общепланетарные и специфические черты в культуре этой страны);
• Развить у учащихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой иноязычной культурой на иностранном языке, билингвальные умения, представлять свою страну в англо-язычной среде с учетом особенностей культуры последней;
• Продолжать развитие у школьников представлений о современном поликультурном мире, поликультурности Британии и России (как и многих других современных стран) и способствовать развитию у них культурной непредвзятости, культуроведческой и речевой наблюдательности.
• Развивать умения использовать иностранный язык как средство культуроведческого образования, а также как инструмент культуроведческого самообразования при изучении других англоязычных культур.
Разработанный курс обеспечивает:
1. Вариативность обучения иностранному языку.
Вариативность обеспечивает педагогический плюрализм, возможность учащимся
сформировать собственную траекторию обучения языку.
2. Поликультурность и языковой плюрализм.
Они способствуют процессу непрерывного развития языковой личности. Важность развития культуры учащихся диктует усиление работы над социо-культурной компетенцией при овладении иностранным языком и создает благоприятные условия для диалога культур англо-язычных стран и России.
3. Индивидуализацию процесса обучения.
Она предусматривает создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере может проявить свои способности и индивидуальность. Введение профилизации в новом школьном стандарте направлено на индивидуализацию процесса обучения. Это позволит учесть тип мышления, памяти, темперамента, внимания учащихся и выстроить индивидуальный план обучения. Будут учтены личные интересы и опыт учащихся и обеспечена их мотивация.
Индивидуализация предполагает использование различных технологий, учитывающие возрастные особенности старших школьников, их способности, интересы и потребности. В связи с этим будут введены и апробированы следующие технологии:
• Когнитивные (проектная деятельность, конференции, дискуссии, рассмотрение и
интерпретация отдельных случаев и явлений, решение проблем).
• Сотрудничающие (ролевые игры, интерактивные презентации, совместное
составление диалогов и презентаций).
• Контролирующие (тестирование, устный зачет).
• Мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы).
4. Открытость.
Новые форматы аттестаций учащихся в 9 и 11 классах (ЕГЭ) заставили учащихся и учителей развивать умения выполнения тестовых заданий и навыки самооценки.
5. Автономию.
В новом стандарте образования обращается внимание на важность учебно-познавательной компетентности, т.к. без этого невозможна успешная социализация выпускников. У учащихся должны быть сформированы умения самостоятельно работать, использовать различные стратегии, успешно решать проблемы, связанные с изучением языка.
6. Интернационализацию образования.
Она стимулирует мобильность учащихся, дает им возможность учиться в ВУЗах, где ряд предметов преподается на иностранном языке. Интернационализация обеспечивает такой важный момент, как воспитание средствами иностранного языка. У учащихся развиваются такие положительные качества личности, как гражданственность, патриотизм, толерантность, эмпатия.
7. Интегративность и комплексность.
Они обеспечивают полифункциональность и межпредметность обучения. Профильный предмет «Страноведение» предполагает интеграцию иностранного языка с историей, географией, экономикой, литературой, информатикой.
Курс рассчитан на учащихся 10-11 гуманитарных классов с высокой мотивацией, достаточной подготовкой по языку, планирующих сдавать выпускные и вступительные экзамены по предмету.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
В области аудирования:
1) понимать на слух основное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, прося уточнить;
2) понимать на слух детальное содержание высказывания в рамках изученной тематики;
3) устанавливать соответствия;
4) выполнять задания с вариантом ответа ”да”, ”нет”;
5) выбирать правильный вариант ответа из предложенных опций;
6) заполнять недостающую информацию.
В области говорения:
1) вести разговор в стандартных ситуациях общения, поддержать его, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свою просьбу, мнение, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
2) рассказать о реалиях своей страны и стран изучаемого языка, их географии и исследовании, истории, экономике, науке, технологии, искусстве, культуре, литературе, достопримечательностях, знаменитых людях и достижениях науки и техники;
3) делать краткие и развернутые сообщения в рамках изученных тем, давать оценку прочитанного, описывать картинку или фотографию, делать сравнительный анализ увиденного или прочитанного;
4) обмениваться мнениями и идеями в ситуативном диалоге;
5) выражать собственное мнение в свободной дискуссии;
6) высказываться по ситуации в монологической форме с использованием описательного языка;
7) инициировать и принимать решения в диалоге дискурсивного характера.
В области чтения и письма:
1) уметь понимать тексты с выражением точки зрения в общем, в деталях, полностью;
2) уметь выполнять письменные коммуникативные задания: писать формальные и неформальные письма, мини- сочинения, отчеты, эссе, анализы, описания, страницы дневника, газетные статьи.
Для проверки навыков письменной речи учащиеся пишут письменные работы после каждого урока, навыков устной речи – составляют монологи и диалоги в формате ЕГЭ. После каждого цикла проводится обобщающий нетрадиционный урок, на котором учащиеся защищают свои творческие индивидуальные, парные и групповые проекты. Для контроля обученности после изучения курса проводится тест, составленный учителем по изученному материалу. Для контроля обученности навыкам монологической и диалогической речи проводится устный зачет. Таким образом, контроль носит постоянный и всесторонний характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) В.В. Сафонова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Школа с углубленным изучением иностранных языков II-XI классы, Москва, «Просвещение», 2005
2) Е.Н. Соловова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Гид-переводчик 10-11 классы, Москва, «Просвещение», 2002
3) В.В. Сафонова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Программа элективного курса ”British Cultural Studies”10-11 классы (профильный уровень), Москва, «Еврошкола», 2002
4) В.В. Сафонова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Программа элективного курса ”American Cultural Studies” 10-11 классы (профильный уровень), Москва, «Еврошкола», 2002
5) В.В. Сафонова, И.П. Твердохлебова «Пособие по культуроведению» в 2 частях10-11 классы, Москва, «Просвещение», 1998
6) В.В. Сафонова «Методические рекомендации по работе с УМК по английскому языку в 10-11 классах» (профильный уровень), Москва, «Еврошкола», 2004
7) Е.Н. Соловова «Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования». Журнал «Английский язык в школе» №1, 2004
8) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Журнал «Английский язык в школе» №2, 2004
9) В.В. Копылова «К итогам единого государственного экзамена в 2003 году» Журнал «Английский язык в школе» № 4, 2003
10) Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. Журнал «Английский язык в школе» № 4, 2004
11) К.С. Махмурян «Актуальные проблемы иноязычного образования в Москве и пути их решения». Журнал «Английский язык в школе» №3, 2007
12) Michael Vaughan-Rees, Peter Bystrom, Steve Bateman «In Britain”, издательство «Титул»
13) David McDuvall "An Illustrated History of Britain”, издательство Longman, 2006
14) James O’Driscoll "Britain”, издательство Oxford University Press, 2003
15) Guryeva "Deep Are the Roots”, издательство «Титул», 1999
16) Patricia Monaghan "The Encyclopedia of Celtic Mythology and Folklore”, Facts on File, Inc., 2003
17) Приложение к газете «1 сентября» "English”
18) Журнал "Speak Out”
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Геннадьевна
→ Ольген 02.01.2011 0 23709 2111 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.