Повышение мотивации на уроках английского языка
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Чабак Л.М.
(МБОУ «Средняя школа №9 с углублённым изучением английского языка)
г. Казань
Мотивация является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков, вот почему преподаватели всегда пытались найти новые подходы или стратегии для презентации учебного материала. Уже много раз доказано, что даже при наличии опытнейшего преподавателя и лучших учебных материалов учащийся будет успешно учиться лишь в том случае, если он имеет достаточную к тому мотивацию.
Следует различать внешнюю мотивацию и внутреннюю мотивацию. Не беря во внимание внешнюю мотивацию (соревнование, страх, принуждение, оскорбление, наказание, поощрение и др.), остановимся на внутренней, которая базируется на необходимости и желании. Только если преподаватель поймет реальные нужды и желания обучающихся узнать или выучить что-то, он сможет обеспечить мотивацию.
Современные исследователи выделяют два основных вида внутренней мотивации в изучении иностранных языков:
инструментальная, которая означает, что люди учат язык для того, чтобы использовать его (например, в своей работе);
интегрированная, означающая, что они учат язык, чтобы больше узнать о культуре изучаемого языка.
Уже в 1970-х и середине 1980-х преподаватели начали создавать на уроках такие виды деятельности, которые бы базировались скорее на внутренней мотивации, чем на способах заставить студентов учить и запоминать язык. Они пытались сделать формы работы более интересными, разнообразными и привлекательными для обучающихся. Формы работы стали другими: простое заучивание и запоминание фактов перешло в решение проблем и групповую или парную работу.
В 1990-х ситуация изменилась. Преподаватели стали глубже осознавать, что внутренняя мотивация основывается на необходимости и желании. Необходимостью для учащегося является не изучение иностранного языка само по себе, а то, что он может сделать при помощи языка, который он изучает.
Одним из решающих факторов в мотивации можно считать вовлечение студентов в процесс обучения, когда они чувствуют все большую ответственность за свою учебу, имея возможность принимать решения о том, над чем и как они собираются работать по той или иной теме. Большое значение здесь может иметь постановка перед студентами творческих задач, обеспечение выбора заданий, подача заданий блоками для осуществления разноуровневого подхода, оценка результатов своей творческой деятельности, использование проектной методики.
Проектная методика, как показала наша практика, является одним из эффективных способов, обеспечивающих высокую мотивацию. Метод проектов можно использовать при изучении любого раздела на любом уровне владения языковым материалом. Этот метод позволяет создавать на уроках исследовательскую творческую атмосферу, когда каждый студент вовлечён в активный познавательный творческий процесс на основе сотрудничества. Кроме того, что работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых, использование проектной методики на уроках позволяет создать условия для развития личности, творческого потенциала студентов.
Технология работы над проектом отвечает общим принципам проектной методики. Мы в своей работе опирались на новую 10-этапную последовательность действий, детально описанную Ф.Л.Столлер [2] (см. рис.1). Примеры проектов, организованных нами на уроках английского языка и во внеурочное время, приведены в таблице.
Таким образом, очень важно, чтобы учащийся приобретал способ выражения собственного взгляда и мнения на иностранном языке в реальной коммуникативной ситуации. Наполненные смыслом виды учебной деятельности, учитывающие личностные интересы, могут стать шагом к активному вовлечению обучающихся в процесс обучения, когда центром его становится не преподаватель, а сам учащийся.
Таблица
-
Вид проектной работы
классы
Тема
Проект
1.Проект- продукт
2-4
“The natural world”
“Animal posters”
“Planet Earth”
“Poems from Earth and space”
“Living history”
“A book about your family and friends”
5-8
“Back in time”
“A booklet for future historians”
“Life on Earth”
“Poems from the rainforests”
“Across borders”
“A tourist leaflet”
9-11
“Alternatives for future (our environment)”
“A Rubbish journal”
“Changing views”
Posters “All about boys and girls”
2.Проект-обозрение
2-4
“The ways we life”
A questionnaire “How do they life?”
55-8
“Sports for everybody”
A survey “Outdoor activities in your area”
99-11
“From space to screen”
A questionnaire “People and the news”
3.Проект-представление
2-4
“A theatrical performance”
55-8
“Energy in our lives”
A presentation of a new invention “Save your energy!”
99-11
“Pollution in cities”
Debates “Cars: for or against?”
4.Проект-исследование
2-4
“Natural forces”
“Weather around the world”
5-8
“Discover America!”
“Famous natural places in your area”
9-11
“A world of mystery”
“The early history of your country”
“ The world of music and film”
“Cinema in your country”
“Music in your country”
5.Проект-встреча
2-4
“The way we live”
“A quest from the English-speaking country”
5-8
“A good live”
8-11
“The world of music and film”
6.Организаци-онный проект
2-11
“English-speaking club”
Этапы работы над проектом
Этап
1: Выбор
темы проекта
Этап
2: Определение
конечного результата (прощдукта результата
(продукта).
Этап
3: Планирование
Этап
4:
Подготовка
учащихся к языковым требованиям этапа
5
Этап
5: Сбор
информации
Этап
6:
Подготовка
учащихся к языковым требованиям этапа
7
Этап
7: Синтез
и анализ собранной информации
Этап
8:
Подготовка
учащихся к языковым требованиям этапа
9
Этап
9: Представление
результатов проектирования
Этап
10: Оценка
результатов
Рис. 1
Библиографический список:
1. Corria I. L. 1999. Motivating EFL Learners. English Teaching Forum, 37, 2, pp17-18.
2. Papandreou, A. 1994. An application of the project approach to EFL. English Teaching Forum, 32, 3, pp 41-42.
3. Stoller, F. 1997. Project work, a means to promote language content. English Teaching Forum, 35, 4, pp 2 – 9.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чабак Лариса Минвалиевна
→ cherrylm 28.11.2012 0 4957 888 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.