Технология Mind-mapping в преподавании иностранного языка
Технология Mind-mapping в преподавании иностранного языка
Ефремова Наталья Николаевна
Преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кропоткинский медицинский колледж»
Россия, Краснодарский край, г. Кропоткин
Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Изучение иностранного языка сопровождается запоминанием большого количества лексических единиц, грамматических структур. Одним из эффективных приемов запоминания лексико-грамматического материала является метод с использованием технологии MIND-MAPPING ( метод интеллект-карт).
Впервые я узнала об интеллект-картах (в оригинале Mind Maps, по-другому их еще называют картами ума, ментальными картами, мыслительными картами, диаграммами связей и т.п.) из замечательной книги Тони Бьюзена «Супермышление». Оказывается, каждый бит информации, который поступает из внешнего мира в наш мозг (ощущение, воспоминание, мысль и т д.) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, тысячи и даже миллионы ассоциаций!
Принцип построения любой интеллект-карты – центральный объект и радиально расходящиеся от него логические ассоциативные связи.
Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.
Интеллект-карты проще использовать для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент), с текстовым материалом, для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор и т.д. Не менее интересные результаты даёт использование интеллект-карт при работе с лексическим материалом. Что представляет собой обучение лексике английского языка? Это определенный процесс расширения словарного запаса. Объемы новой профессионально ориентированной лексики, подлежащей изучению, не так уж малы. Интеллект-карты помогают сделать этот процесс интересным и увлекательным.
Пример построения интеллект-карты по теме «Здоровье».
На первых порах преподаватель помогает обучающимся создавать интеллект-карту. Отдельно предлагаются лексические единицы, которые нужно поставить на свои места. Например, изучаем тему “ Describing Pain ”. Студенты встречают много новой профессионально- ориентированной лексики. Чтобы помочь эффективнее её запомнить, предлагаю всем вместе составить интеллект-карту на доске (а при наличии технической возможности - можно и на компьютере) Задаём ключевое слово – «Pain». Прошу студентов предлагать любые понятия, ассоциативно связанные с данным (описание боли, место и характер боли, интенсивность, длительность симптомов, иррадиация боли, периодичность, сезонность, возможные проблемы, решения, действия и т.д.). Все названные понятия укладываем в определенную схему.
Decide, where to put the words:
Intensity Ratings (of pain)
Duration (of pain)
Location (of pain)
Pain description - Is it acute or chronic? Pricking or throbbing? Dull or unbearable? Etc.
What makes it worse or better? (Things that increase the pain (such as physical activities, things that decrease the pain, (such as lying down, heating pad, medication).
Treatment,
etc.
Активизирует словарный запас, работу мысли и запоминание нового лексического материала следующее задание:
Decide, where to put the words:
Mild - but does not interfere with activities.
Moderate - present and interferes with activities but not disabling.
Severe - disabling. Unable to function.
Более продвинутые в компьютерных технологиях студенты создают mindmap с помощью программ MindManagerPro 6,ConceptDrawMindMapPro 4.5, EdrawMindmap. Отличные программы с множеством символов и рисунков.
no pain hurts a little hurts a lot severe pain
I don't have any pain It hurts a little. It hurts a lot. I’m in severe pain
Логические связи студенты могут строить самостоятельно, постепенно дополняя интеллект-карту. Такие карты хороши именно тем, что их можно расширять, оставаясь в пределах одной темы. Это простой и эффективный способ записать как можно больше лексических комбинаций с одним и тем же словом или относящихся к одной теме. Если дополнять карту рисунками, визуализация, следовательно и запоминаемость слов, увеличивается, да и весь процесс становится значительно интереснее.
Таким образом, в создании интеллект-карт задействуются воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет эффективнее запоминать лексический материал.
Правила построения интеллект-карт:
1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа, лист бумаги располагаем горизонтально.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, которые мы рисуем, используя разные цвета. На них пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Слова пишем разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ буквами, важные идеи записываем более крупным шрифтом.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. Для каждого ответвления пишем ключевое слово или словосочетание, оставив возможность для добавления деталей.
4. По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
Применение интеллект - карт на занятиях английского языка позволяет:
1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком, как средством общения.
2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность обучающихся.
3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
4. Организовать проектную деятельность обучающихся. Интеллект-карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.
5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с целью овладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).
6. Технология Mind mapping окажется полезной и при составлении презентаций или веб-проектов. В таком случае обучающимся можно порекомендовать интернет-ресурсы, с помощью которых графические схемы и карты будут генерироваться автоматически:
www.mindjet.com, www.mindgenius.com, www.imindmap.com, www.mindmeister.com, www.xmind.net, - очень удобный ресурс для составления mind maps - http://www.bubbl.us/- навигация простая, всё понятно, но я рекомендую составлять интеллект-карты именно рисованием – это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.
Интеллект - карты можно использовать на занятиях для:
определения логических связей между понятиями,
работы с лексическим материалом,
запоминания грамматических правил,
создания опорного конспекта,
генерирования проектных или исследовательских идей,
запоминания большого объема информации и т.д.
Практика показывает, что занятия с применением новых образовательных технологий неизменно вызывают интерес обучающихся.
Совершенствуя формы, методы и средства обучения, используя современные образовательные технологии, можно добиться высокой эффективности не только в повышении качества знаний обучающихся, но и в активизации их познавательной деятельности, укреплении мотивации к изучению иностранного языка.
Использование технологии «Mind mapping» позволяет реализовать заложенный в основу ФГОС системно-деятельностный подход, а именно:
- формировать готовность к саморазвитию;
- организовывать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, направленную на освоение профессиональной терминологии, развитие умения анализировать и переводить узкоспециальные тексты в рамках той специальности, по которой они проходят обучение.
- выстроить образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
С использованием метода меняется роль преподавателя, формируется новый стиль профессионального поведения. Основной задачей становится не изложение новых знаний, а организация его усвоения.
Литература:
1.Тони
Бьюзен. Карты памяти. Используй свою
память на 100%.
М:
Росмэн-Пресс 2007
2.Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. Издательство "Попурри", Минск, 2008
3.Хорст Мюллер. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. И.Омега – Л.2007
4.В.И. Копыл Карты ума. MindManager. Издательство Харвест ,2007
5.Фетисова А.А. Ассоциограмма как способ расширения объема словарного запаса учащихся. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2008. № 2. С. 107-111.
8.http://learningfundamentals.com.au/resources/
9.http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефремова Наталья Николаевна
→ efre-n 28.04.2013 0 3736 714 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.