Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования.
МОУ ДОД «Добрянская детская школа искусств»
Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования.
Подготовила преподаватель
хоровых и теоретических дисциплин
Братчикова Наталья Анатольевна
2011 г.
Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования.
Обучение пению - одна из труднейших задач музыкального воспитания детей. Главным условием формирования певческих навыков учащихся является развитие у них основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально - слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Неопытному педагогу может вначале показаться, что ребенок, имеющий звонкий голос и приятный тембр, хорошо поет. Однако звонкий голос еще не показатель музыкальности. Встречаются дети с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую небольшую мелодию.
Существует несколько причин нечистого пения. Одной из них может быть неразвитое ладовое чувство. Как музыкальная способность это чувство проявляется:
1. В ощущении:
• тяготения звуков неустойчивых к устойчивым;
• тоники, которое контролируется внутренним слухом.
2. В чувствительности:
• к точности интонации при интонировании;
• к чистоте пения.
Причиной недоразвитости ладового чувства может быть недостаточно сформированный репродуктивный компонент музыкального слуха . Проявляется это у ребенка в том, что он не умеет:
• воспроизвести голосом высоту звука (доступного для воспроизведения);
• петь в заданной тональности (удобной для его диапазона) даже самой маленькой мелодии («не удерживаясь», неизбежно теряя се);
• чисто интонировать интервалы и мелодическую линию.
Развить ладовое чувство поможет
• восприятие музыки, при котором происходит узнавание и запоминание мелодии:
■ обучение певческим навыкам (работа над чистотой интонирования, где ребенок прислушивается к голосу взрослого или звучанию инструмента и затем подстраивается под это звучание);
• использование специальных упражнений ;
• индивидуальная работа с ребенком:
• обучение пению без музыкального сопровождения, при этом постоянно сверяется правильность звучания голоса с инструментом.
Опыт работы позволяет сказать, что ладовое чувство можно развить у большинства детей .
Еще одной причиной неверного (нечистого) пения может быть слабо развитая музыкальная способность музыкально - слуховых представлений, которая проявляется в том - что ребенок не умеет
• воспроизводить музыкальный звук (повторить его голосом), хотя (нередко) может найти его и правильно сыграть на инструменте:
• различать звуки высокие и низкие:
• правильно исполнять даже небольшую мелодию, однако (иногда встречается) может различить правильно спетую (им самим или кем-то) мелодию от неправильно исполненной (или сыгранной).
Развивается способность музыкально - слуховых представлений в процессе:
• узнавания мелодии по слуху;
• использования связи музыкально-слуховых представлений с восприятием только что звучащей мелодии (воспроизведения мелодии голосом);
• запоминания определенной высоты и длительности звуков:
• запоминания определенной высоты нот:
• повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на инструменте, а позднее и записи высоты сыгранных звуков нотами:
• подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музыкальном инструменте:
■ обучения певческим навыкам:
• пения про себя с продолжением пения вслух. Данный метод называется методом внутреннего подпевания .
• моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).
В решении данной проблемы доминирующее значение имеет звуковысотный слух. Формирование звуковысотного слуха целесообразно начинать в условиях лада, т.е. при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков. В мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их. На первых порах обучения хорошо использовать не звучащую лесенку («до-соль»), которая способствует закреплению навыков ребенка в моделировании высоты звука движением руки. Когда в данном направлении уже имеется определенный результат, можно применять релятивную систему, где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде.
Внедрение этой системы даст положительный результат не только в развитии музыкально-слуховых представлений, но и ладового чувства.
Овладение навыками пения — сложный, длительный процесс, и результат достигается путем упорных занятий и многочисленных проб и ошибок, которых так боятся дети. В итоге ребенок сможет не только приобрести (развить) способность музыкально-слуховых представлений, но и научится владеть своим голосом, координировать его .
Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь. Причин может быть немало, например: нелюбовь к пению, музыке, стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке, неумение петь в коллективе, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда).
Другая причина фальшивого пения и даже “гудения” объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 4-6 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – h1 – es2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Используя в распеваниях , упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий прекрасных результатов. Во всех перечисленных случаях (кроме болезни горла) могут быть с успехом применены методы вокальной работы.
Для выработки так необходимых для чистой интонации вокальных навыков практикую многие методы и приемы:
1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».
В дальнейшем, это упражнение я применяю всякий раз, как только слышу неточную интонацию. А в группе оно мне помогает добиться воспроизведения точного унисона.
2. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным, чисто спев, как минимум, десяток песенок. «Репертуар» может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое количество интересных ребенку стихотворных текстов.
3. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона. Сразу уточню: на начальном этапе обучения пению детский фольклорный песенный материал я считаю идеальным: максимально естественные интонации, сложившиеся веками. Возможность импровизировать, используя отработанные интонации, подключая разнообразные тексты.
4. Пение с движением руки. Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только следите, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах.
5. Пение с подключением зрительного ряда. Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поете и показываете Вы, поет и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребенок поет «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.
6. Пение «про себя». Обязательно включите этот прием в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.
Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»…
Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребенок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у детей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.
Итак, спешить с определением музыкальных данных нельзя. Действительно, можно ли сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности только на основании его пения? Нет. Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в группе, постепенно уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт фальшивого пения требует внимательного отношения, выяснения его причин. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, внимательно занимаясь с отстающими детьми, педагог сможет решить большую задачу – приобщить всех детей к хоровому пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.
Используемая литература
Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка
Андреева Н. О. "О системе наиболее эффективных приемов обучения «гудошников»
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=20062&page=3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Братчикова Наталья Анатольевна
→ Наташа4097 21.04.2011 4 10288 669 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.