Статья "Формирование этноэкосознания школьников в процессе интеграции изобразительного искусства, художественного труда, музыки и МХК"
Формирование этноэкосознания школьников в процессе интеграции изобразительного искусства, художественного труда, музыки и мировой художественной культуры
Файзуллина Людмила Владиславовна,
учитель ИЗО, МОУ «Гимназия № 56»,
г. Ижевск, республика Удмуртия
Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как полагают теоретики; искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом
Ромен Роллан
Удивительно красивый и безграничный мир народной культуры должен быть доступен и понятен подрастающему поколению. Изучение культуры своего народа способствует защите этноса, изучение культуры России помогает интеграции этноса в российское культурно-образовательное пространство, изучение мировой художественной культуры позволяет идентифицировать свой народ как часть общечеловеческой мировой культуры.
Для успешной работы по формированию этноэкосознания наиболее плодотворным является путь интеграции трёх направлений деятельности: изодеятельности, конструкторской деятельности (технология) и внеклассной деятельности (внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность).
Интеграция (от латинского integratio – восстановление, integer – целый) это объединение в одно целое каких-либо частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области образования (№ 8).
Цель интеграции: на основе изучения региональных особенностей искусства формирование у учащихся образного представления о неповторимости и своеобразии удмуртского края, его истории, культуре, о его вкладе в духовную культуру нашей страны и мира.
Цель изодеятельности во взаимодействии предметов эстетического цикла - знакомство с творчеством художников Удмуртии, восприятие красоты природы через народную цветовую палитру, знакомство с семантическим значением цветовой гаммы, знакомство с особенностями народного костюма, создание живописных и графических произведений на основе НРК.
Цель уроков технологии - знакомство с традиционными ремёслами, изготовление простейших предметов быта и сувениров в этнотематике, создание элементов народного костюма.
Цель внеклассной деятельности - популяризация народных праздников, включение их в традиции учебного учреждения, развитие исследовательской деятельности учащихся на основе НРК.
Становление нравственно-эстетического миропонимания учащихся происходит в процессе реализации программы общеразвивающего направления «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно–прикладного искусства. 1 -8 класс», Шпикаловой Т.Я.. Ведущий принцип этой программы в отборе содержания обучения – культурологический.
Эта программа, нацеливая педагогов на единый методологический подход, позволяет искать разнообразные пути его реализации с учётом региональных особенностей искусства и традиционной культуры. Один из вариантов такого подхода представлен в таблице.
Взаимодействие трёх видов деятельности
класс |
изодеятельность |
Конструкторская деятельность |
Внеклассная и исследовательская деятельность |
1 |
Несложные мотивы удмуртского орнамента, образ птицы. Семантика орнаментальных мотивов в гербе города Ижевска и в гербе Удмуртской республики. |
Лепка из солёного теста «шумящих подвесок».
Аппликация по мотивам герба города.
|
Оформление работами фойе гимназии, подготовка подарков к 4 ноября – Дню солидарности. |
2 |
Человек-птица в искусстве народов, символика цветка Италмас. Начальные сведения об удмуртском костюме, название элементов костюма. Значение символики цвета в орнаменте, в гербе и флаге Удмуртии. |
Первое знакомство с искусством ткачества удмуртов.
Плетение из бумаги. Лепка финских гномиков.
Образ Тол Бабая, лепка из теста и роспись игрушки в национальной одежде. |
Подготовка к празднованию нового года с Тол Бабаем, подготовка подарков для родителей и учителей. |
3 |
Символика удмуртского гребня. Классификация удмуртского орнамента. Образы коня и быка в искусстве удмуртов. Особенности костюмов южных и северных удмуртов, татарского и русского костюмов. |
Прялки русские и удмуртские. Трёхчастное деление мира в представлении славян и удмуртов. Роспись прялки.
Игрушки в разных национальных костюмах. |
Внеклассное мероприятие «Уж мы пряли, пряли…» для 1 – 4 классов. |
4 |
Природа родного края. Боги земли: Макошь у славян, My Кылчин у удмуртов. Знакомство с искусством лубка, иллюстрирование удмуртских пословиц. Образ дерева в мифологии удмуртов и славян.
|
Нетканый гобелен. Образы богов Древней Удмуртии. |
Внеклассные мероприятия с родителями о временах года.
Проект «Родословное древо моей семьи» |
5 |
Миф о происхождении мира у финно-угров, миф о мировом древе, мифы о священных животных и птицах древних удмуртов. Одежда удмуртов. Узоры платка. Творчество удмуртских художников А.П. Холмогорова, Б.А. Постникова, П.С. Семенова. Петроглифы финно-угров. |
Выполнение макетов. Символика украшения удмуртского дома. |
Колядки для 5-6 классов, сказка «Мифы о происхождении Земли» для 1-4 классов.
Исследовательские работы по мифологии.
Игровые конкурсы «Первобытный художник», «В гостях у богини Нут», «Мифы Древней Греции» |
6 |
Иллюстрирование удмуртских мифов, знакомство с творчеством М. Гарипова. |
Создание детской книжки с удмуртскими пословицами и загадками. |
«Удмуртская гостиная» «Рыцарский турнир» Исследовательские работы и проекты |
7 |
Зарисовки по впечатлению (по памяти) дома-музея Чайковского в Воткинске. |
Создание макетов |
Исследовательские работы и проекты |
8 |
Пейзажи города Ижевска, эскизы украшения ижевского оружия, исторические композиции
|
Создание календаря на основе детских рисунков
Создание мультфильма на основе пластилиновых фигурок. |
Исследовательские работы и проекты, участие в работе НПК учащихся разного уровня. |
Творческие принципы, реализуемые на интегрированных уроках:
максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
занимательность, а не развлекательность как эмоциональная основа урока.
развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждению к действию;
«скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, склонностям, интересам.
Этапы интеграции предметов:
нахождение точек соприкосновения: согласование учебных программ;
определение цели и задач интегрированного мероприятия;
определение оптимальной нагрузки и видов деятельности учащихся на уроке;
координация действий;
мониторинг деятельности учащихся и педагогов.
На интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях используются такие формы организации образовательного процесса как: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая.
1. Пластообразная форма организации содержания интегрированных уроков. Главное в этой форме - сочетание различных видов деятельности (познавательных, художественных, игровых), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.
Рассмотрим цикл уроков по изучению декоративного искусства удмуртов в 5 классе.
На данной схеме представлено 3 этапа. Этапы – это или урок, или часть урока. Таких этапов (или уроков) может быть больше или меньше, в зависимости от целей и задач.
На первом уроке ребята знакомятся с мифами, сказаниями древних удмуртов. На втором уроке, в музее, узнают о символике формы предметов быта, вырезают гребень из бумаги. На третьем уроке, на бумажном макете гребня рисуют горный пейзаж. На следующих уроках, изучив символику удмуртского орнамента, украшают модель орнаментом.
Такая форма организации учебных занятий позволяет не перегружать ребёнка большим объёмом информации, а давать её малыми дозами, чередуя с разными видами деятельности.
К этой же форме организации содержания интегрированного урока относятся уроки «Тайна удмуртского платка», «Кабачи – нагрудный оберег», «Пластилиновые человечки», «Шумящие подвески», «Ижевское оружие» и т.д. Первый этап этих занятий - экскурсия: виртуальная или настоящая.
2. Спиралевидная форма организации содержания интегрированных уроков.
Суть данной формы состоит в том, что содержание, способы деятельности, в которую включён учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Усложняется содержание и способы познания. Учитель становится партнёром, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.
На схеме представлены векторами содержание предметов «История», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство». При этом основой этой схемы, главным вектором является содержание предмета «История». Мировая художественная культура, изобразительное искусство используют знания, полученные на уроках истории как основу для формирования умений и навыков. Спираль – это представление о культуре, которое должно сформироваться в процессе изучения этих предметов.
На уроках истории учащиеся изучают исторические и политические условия существования стран. На уроках МХК знакомиться с мировой культурой. На уроках изобразительного искусства создают творческие работы и готовятся к историческим праздникам.
Таким образом, через практическое воплощение теоретических знаний учащиеся познают гармонию и совершенство искусства.
Данная схема может дополняться или заменятся новыми векторами, обозначающими другие предметы. Может изменяться и содержание понятия, которое обозначается спиралевидной кривой. Всё зависит от того, какую цель ставит преподаватель перед собой.
Примером занятия, где использовалась бы спиралевидная форма организации содержания, может служить урок в 5 классе «О чём молчат камни». На уроке истории учащиеся знакомились с историческими условиями развития первобытного общества. На уроке изобразительного искусства учащиеся перевоплощались в первобытных художников, рисовали на фоне, полученном способом монотипии, изображения животных по мотивам первобытных росписей, кольских, якутских и амурских и петроглифов.
Внеклассные мероприятия - исторические праздники («В гостях у богини Нут», «Рыцарский турнир» и т.д.) тоже можно отнести к данной форме организации содержания интегрированного урока.
Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного урока.
Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, в которую органично вплетаются другие виды деятельности.
Это праздники с родителями («Новый год», «Осенние посиделки» и т.д.). Основа внеклассных мероприятий – игровая деятельность, а познавательная, изобразительная и театральная деятельности органично вписываются в неё.
К примеру, новогодний праздник во 2 классе – «Финские гномики». На празднике учащиеся, переодевшись гномиками, поют финскую новогоднюю песенку, расписывают вместе с родителями игрушки, слепленные из теста на уроках технологии, проводят экскурсию для родителей по выставке своих рисунков, отгадывают загадки, решают кроссворды, украшают ёлочку и получают подарки.
К этой же форме организации содержания интегрированного урока можно отнести уроки технологии, на которых старшеклассники создают пластилиновый мультфильм.
Такой интегративный подход к искусству в процессе развития и формирования духовности и творческих способностей предоставляет ребёнку неограниченные возможности для индивидуального творческого движения, независимо от его дарования.
Модернизация современной школы ориентирует образование на «реализацию компетентностного подхода», на формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих готовность учащихся использовать усвоенные в школе знания, умения и способы деятельности для самообразования и решения разнообразных задач.
Компетентностный подход предполагает внесение изменений не только в содержание и технологию образовательного процесса, но и в систему оценивания образовательных результатов учащихся.
Чтобы понять, имеются или не имеются достижения в формировании у школьника той или иной ключевой компетентности, можно заглянуть в таблицу, в которой соотнесены критерии оценки детских работ, предметных компетенций и ключевых компетенций учащихся.
Критерии оценки детских работ
|
Предметные компетенции |
Ключевые компетенции (А.В. Хуторской) |
Активность авторской позиции по отношению к изображаемому, выразительность образного содержания |
Умение фантазировать на основе развития наблюдательности и авторского индивидуального воображения |
Ценностно-смысловые |
Ценностная ориентация |
Умение выстраивать траекторию своего художественного развития |
Учебно-познавательные |
Творческие проявления (изобретательность в поиске средств изображения) |
Композиционные поиски, пропорциональность, пространство, стилизация |
|
Чуткость к характеру художественных материалов |
Умение работать с разнообразными художественными материалами |
|
Заинтересованное отношение учащегося |
|
общекультурные |
Культура учащегося как зрителя |
Умение мыслить языком пластических искусств |
|
Активное сотрудничество с одноклассниками |
Умение работать в команде |
коммуникативные |
Участие в конкурсах, НПК. олимпиадах, выставках, т.д. |
Умение работать с информацией |
информационные |
Работа по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения не ограничивается стенами нашего учебного учреждения. Занятия проводятся в школьном музее, в музеях и на улицах нашего города. Благодаря такой форме проведения уроков, исчезает изолированность от внешнего мира, воспитываются продолжатели творческого наследия предыдущих поколений.
В нашей гимназии уже несколько лет проводятся конкурсы изобразительного искусства для учащихся школ города Ижевска. Проводятся фестивали с разнообразными мастер-классами, на которых ребята знакомятся с традициями удмуртского и русского народов.
Результатом работы системы этновоспитания учащихся можно считать активное участие школьников в исследовательской и выставочной деятельности.
На Республиканском Интернет-конкурсе на лучший исследовательский проект «Страницы истории края» в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства учащиеся 6 класса Туйматов А. и Юферов В. стали лауреатами. В 2010 году Ефимова Д. и Рупасова А., учащиеся 9 класса, на Республиканской НПК «Языковое образование в полиэтническом регионе» получили Дипломы 1 и 2 степени.
Работы наших гимназистов участвуют в самых разных выставках. Гобелены «Моя Удмуртия», «Вумурт» победили в номинации «Ткачество» на районном конкурсе. «Гребень Алангасаров» Фёдоровой Валерии в 2008 году победил в муниципальном конкурсе творческих работ «Из России с любовью. Мифы и реальность Индии». В Республиканском конкурсе «Зима в Нечкино» наши учащиеся завоевали Дипломы 1 и 2 степени.
Достижения ребят радуют и говорят о том, что комплексный подход, объединяющий учебную и воспитательную деятельность, позволяет создать развивающуюся этнокультурную среду для учащихся гимназии, в которой они могут стать успешными.
Список литературы.
Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб, «Каро», 2004
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов - И.: «Удмуртия», 1994 г.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002.
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка – М., «Эксмо», 2004
Иванова М. Г. Вдохновение в древних истоках – И: ИКМЗ «Иднакар», 1999
Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства – И.: ИКМЗ «Иднакар», 2001.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок (1 и 2 часть) - Ростов–на–Дону, «Учитель», 2005.
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – Ростов–на–Дону, «Учитель», 2003.
Петрухин В. Мифы финно-угров- М.: «Астрель», 2005.
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт. сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В.; Под. ред. Татарченковой С.С.- СПБ.: КАРО, 2008.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Файзуллина Людмила Владиславовна
→ milafa 27.04.2011 0 2684 483 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.