Статья. Раскрывать музыку как саму жизнь! 1-7 класс
Аввакумова Марина Юрьевна
МОУ лицей 116
Уроки музыки - уроки жизни. Практически нет урока, который не был бы пронизан тем самым важным, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто на практике приходится наблюдать именно моменты оторванные от музыки скучные нравоучения, одинокие «воспитательные островки» в безбрежном море обучения знаниям, умениям, навыкам.
Надо во что бы то ни стало достучаться до каждого, заставить задуматься о сложностях жизни, заглянуть в себя…
Широта кругозора, обращенность к острейшим проблемам современности - вот что отличает учителя музыки.
Например. Разучивание
русской народной песни «Солдатушки,
бравы ребятушки» в третьем классе
вызывает диалог между учителем музыки
- Что это за песня? - Песня русских
солдат. - Советских или русских? - Русских,
ее пели солдаты царских войск. - Почему
же песню солдат, которые служили в
царской армии , мы поем сейчас? - Мы
вспоминаем о прошлом. - А зачем мы
сохраняем наше прошлое? Зачем нам нужно
его помнить? - Если бы мир забыл Великую
Отечественную войну, было бы меньше
борцов за мир. - А разве надо помнить
только про войны? И только ли войны -
это история? А совсем древнюю историю
разве не нужно знать? Ведь вся человеческая
история и вся человеческая культура -
а музыка - это часть культуры - созданы
человеком. Если на каком- то месте сосуд
прерывается (есть такой сгусток крови,
называется тромб, когда он перекрывает
сосуд, кровь не поступает к сердцу) -
наступает смерть. Так и с культурой.
Самое страшное - беспамятство. Когда
враги хотят уничтожить народ, они
стараются вырвать из памяти самое
главное - язык, песни, имя матери.… Каждый
из вас вырастает… Кем вы будете? Будете
ли вы помогать живой крови истории
двигаться или наоборот?
Третьеклассники сразу посерьезнели - проблема, поднятая на уроке, касалась жгучих вопросов человечества, и в то же время вопрос учителя был обращен к каждому из них.
Учитель будоражит мысль и сердце учащихся, создаёт проблемные ситуации, при которых не задуматься просто невозможно. Задуматься, вглядеться в себя, спросить себя: « А каков я? А я смог бы?» Не в этом ли обращении к внутреннему миру, честной, откровенной самооценки, сверке по высшей шкале ценностей духовных и заключено главное воспитательное воздействие уроков музыки, воздействие несиюминутное и поэтому зачастую незаметное…..
Музыка обладает огромной силой воздействия на человека. Но эти слова останутся для нас просто словами, если музыка однажды не всколыхнёт нашу душу, не вызовет глубоких переживаний.
Первоклассники слушают «Сурок» Л.Бетховена и, может быть впервые задумываются о жизни. Они говорят о сочувствии и сострадании человеку. Их поражает своей добротой и нежностью песня « Перепёлочка». Ребята поют её очень выразительно, стараясь в исполнении передать свои чувства. После такого исполнения я им говорю:
-Молодцы, ребята! Красивая получилась у нас песня. А самое главное, я поняла, какие вы добрые.
Идёт урок во 2-ом классе. Слушаем арию Сусанина. Дети потрясены подвигом, мужеством простого русского человека. « Ну почему Сусанин погиб?»- спрашивают они. Сколько боли, сострадания в этом вопросе!...
Каждый урок музыки несёт в себе не только историю, но и частицу добра и красоты. Ребята приходят к убеждению, что музыка дарит людям радость, счастье, помогает в трудные минуты жизни. Каждая из тем, как начальной, так и средней школы является важным содержательным обобщением накопленного детьми музыкального опыта. И глубина, уровень этого обобщения во многом зависят от культуры самого учителя, масштабности его мышления. Такие темы, как « О чём говорит музыка», «Что такое музыкальная речь» (1-ый класс), «В чём сила музыки» (5-ый класс), «Интонация» и «Развитие музыки» (2-ой класс), можно раскрыть и с широких философских позиций, выходя на важные нравственно- эстетические проблемы. Можно эти темы углубить за счёт более подробного теоретического освоения средств музыкальной выразительности, сделать акцент на элементарной теории музыки. Здесь уже срабатывает инерция педагогического мышления: как нас учили в музыкальных школах, в музыкальных училищах, ВУЗах, когда читали методику. Проводя уроки музыки, ещё раз убеждаешься, что любая форма общения детей с музыкой должна быть направлена на развитие восприятия музыкального образа, а через него - восприятия разных сторон жизни. При этом важно, чтобы ребята как можно раньше прониклись ощущением и осознанием специфики музыкального искусства, как искусства, прежде всего, выразительного по своей природе. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным и тонким, чтобы, не навязывая ребёнку своей трактовки произведения, умело направлять его восприятие, его воображение, его творческую фантазию к музыке, а не от неё.
Интересно вести уроки в 6-ом классе. Основная тема в этом классе «Музыкальный образ». Например: пытаемся понять музыкальный образ в песне А. Новикова «Дороги». Спрашиваю ребят:
- Скажите, зачем сегодня, в мирное время, мы поём такие песни? Может быть, эта песня уже устарела? Что значит для нас с вами Победа 1945 года, подвиг советских воинов?
На следующий урок дети подбирают стихи, близкие по образу к музыке, а некоторые приносят свои размышления о том, как они, дети послевоенного времени, помнят и дорожат тем, что было завоёвано огромной ценой.
Среди уроков 6-го класса считаю главным урок, посвящённый Дню Победы, ведь на этом уроке поднимаются высоконравственные вопросы о гуманизме и добре, жестокости и насилии.
К этому уроку надо готовиться тщательно, используя разнообразный дополнительный материал. Стихи, репродукции картин, музыка-всё вместе создаёт на уроке атмосферу особенной торжественности и серьёзности.
Идёт разговор о силе духа, о благородстве, мужестве советского человека, об огромной вере в победу. Важно именно в этом возрасте, когда отношение к жизни у ребят меняется, когда они сами познают окружающий мир, критически оценивая его, убедить их в главном - в правде!
После урока, посвящённого Дню Победы, напоминаю ребятам о домашнем задании: смотреть фильмы и слушать музыку праздника 9 Мая. Как это замечательно, что учителя музыки учат детей быть чуткими, неравнодушными к жизни! Где ещё, на каком уроке ребята будут высказывать то, что взволновало их, что они почувствовали, пережили, когда смотрели кинофильм, праздничный концерт или передачу о встрече с ветеранами.
7-ой класс - самый любимый и самый трудный. Любимый - потому, что с ребятами можно говорить как с равными, а трудный - потому, что это - последний год обучения музыке. Какое отношение к музыке сформировалось у ребят, такое может быть и останется на всю жизнь.
Большое значение на уроках музыки нужно уделять не только слушанию музыки, но и учить осмысленному, прочувствованному пению. Надо обладать качеством настоящего музыканта, добиваясь органичного единства художественного и технического в исполнении музыки. Причем способы, приемы разнообразятся в зависимости от произведения, возраста детей, конкретной темы. Как правило, если не развиты певческие умения в начальной школе, то в старших классах ребятам не всегда хочется петь. А ведь пение дает очень глубокие совместные переживания.
С первого класса нужно начинать работу над интонационной выразительностью, стараясь с самого начала приучить ребят к осмыслению разных вариантов исполнения и выбору наиболее убедительного исполнительского решения. Большое значение надо уделять умению выделить главное слово, подчеркнуть его, убирая остальные, менее существенные для общего смысла слова; когда во фразе больше одного ударения, фраза становится непонятной. Также необходимо большое значение придавать формированию вокального репертуара, особенно в старших классах.
В средней школе подчас приходится преодолевать определенное сопротивление ребят в отношении народной музыки. Но учитель старается обязательно использовать народную музыку, чтобы ребята « пропустили через себя» песню « Матушка, матушка, что во поле пыльно» (песня композитора Матвеева, которую долго считали народной), также песню «Зеленая рощица».
Не всегда просто складываются в средней школе отношения с классическим репертуаром. Приходится поработать чтобы детям эти произведения доставляли радость исполнения, например, «Весенняя песня» Баха. Эта песня дает возможность показать разницу между гениальной музыкой и элементарным шлягером, между раскрывающимся в интонациях бесконечным разнообразием жизни и стереотипом многих современных песен, состоящих из разнообразных попевок. В «Весенней песне» нет ни одной повторяющейся интонации, каждый раз бесконечная новизна, бесконечное развитие, словно новые побеги распускающейся листвы.
В седьмом классе заканчиваются уроки музыки и с восьмого класса в певческом плане ребята предоставлены сами себе. У них должен быть какой-то критерий для песен, что их окружают, а окружает их бездонное море, где отмели и перекаты не всегда бывают чистыми. Помимо классики и фольклора, необходимо критерии и на других, современных бытовых песенных пластах. Надо искать песни, которые нам раскрывают современные проблемы, общечеловеческие темы, надо учить детей, подростков и в пении думать, размышлять.
Творчество учителя рождается в мучительных поисках, преодолении каких-то уже известных или неожиданных трудностях. Шероховатость, неточность методического «попадания» влечет за собой неудовлетворенность, рождается стремление сделать что-то по-другому, искать, пробовать новое.
Для того чтобы свободно, раскованно чувствовать себя в музыкально- педагогическом процессе, охватывая ступени формирования музыкальной культуры от первоклашек до восьмиклассников, нужно, прежде всего, глубоко проникнуться духом программы, по которой работаешь, и усвоить ее содержание. Только тогда у педагога возникает реальная основа для постоянного « забегания вперед» и « возвращения к пройденному» - метода, цементирующего весь учебный процесс.
Преподавание музыки… Чем дольше преподаешь, тем больше понимаешь, какая это невероятная ответственность. Учительское желание все разложить по полочкам борется с тем, что не всегда укладывается. Поэтому нужно раскрывать ребятам музыку как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению, к тайне. Настоящее произведение искусства невозможно познать до конца.
Основная позиция - задавать ребятам высокий уровень духовных, человеческих требований, не делая скидку на возраст. Напротив, в период нравственного, гражданского становления человека - а этот период приходится чаще всего на школьные годы - надо стараться сделать все, что в силах учителя музыки, для того, чтобы заставить ребят приобщиться к высоким идеалам. к серьезным проблемам жизни, к шедеврам искусства.
Это по плечу педагогу, лишь когда сам он имеет четкую позицию в мире музыки и вообще искусства, когда он способен убедительно отстоять эту позицию, не навязывая ее подросткам, ибо такого диктаторства они не терпят. Нельзя подстраиваться под музыкальные вкусы старшеклассников, нельзя идти на поводу их модных увлечений, но нельзя и отвергать то новое, что появляется в музыкальном мире, знакомя ребят с лучшими образцами современной музыки. Это создает на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания - главное условие для проведения занятий в средней школе.
Список использованной литературы:
1. Программа по музыке под руководством Д.Б. Кабалевского. Издательство «Учитель», 2000 год.
2. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева « Воспитание музыкой»,
Москва «Просвещение» 1991 год.
3. О.А. Апраксина. Концепция музыкального образования школьников. Министерство образования РФ. 1993 год.
4. Е. Н. Домрина «Перечитывая заново»,
Москва «Просвещение» 1991 год.
5. Н. Д. Саркитов «Беседы о популярной музыке в средней школе»,
Москва «Просвещение» 1991 год.
6. «Библиотека учителя музыки»,
Москва «Просвещение» 1991 год.
7. Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»,
Москва «Просвещение» 1989 год.
8.Б. В. Асафьев Избранные труды.- М.,1957.-т.5.- с.134.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аввакумова Марина Юрьевна
→ marina60 27.11.2011 1 2965 591 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.