Психофизические особенности детей на начальном этапе обучения в музыкальной школе


Многообразная и разноплановая деятельность педагога музыкальной школы служит решению главной задачи – совершенствованию эстетического воспитания учащихся. Своеобразие нынешнего этапа развития общества накладывает дополнительную ответственность за сохранение души каждого ребенка. Важнейшей задачей, поставленной перед школой обществом, является усиление нравственного компонента в учебном процессе: формирование активной жизненной позиции, нравственной чистоты, художественного мышления.
Изучением ребенка занимаются многие науки – педагогика и психология, анатомия и физиология. Всем кто занят воспитанием детей, знакомство с фактами и выводами, полученными этими науками, конечно важно. Одна из наук, изучающая ребенка, а именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый интерес. Более 100 лет назад К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Каждый ребенок это неповторимый и потому бесценный мир. И общество оказывает огромное доверие, вручая нам, педагогам, эти хрупкие сердца и души.
Начало систематического обучения в музыкальной школе является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Его дошкольное воспитание основывалось на образно-эмоциональном восприятии музыки, включении в посильные для него формы музицирования: пение, танцы, игровые действия. Т.е. для ребенка – дошкольника игра являлась основной деятельностью. Как строить учебно-воспитательный процесс, чтобы ребенка, который хочет играть научить учиться? Необходимо направлять его активность таким образом, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать потребность в получении знаний.
Основной задачей музыкального образования является воспитание художественного и в частности музыкального мышления. Это смешение сферы творческого общения человека с действительностью.
На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребенка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса. Это может быть и игра «в космонавта», «в почтальона», т.е. все, что подскажет ваша фантазия (безусловно все тщательно должно быть продумано педагогом перед занятием). Интонирование ступеней по столбцам можно представить как движение по лесенке в подъезде дома, а VII вводную ступень представить «страшным» подвалом. Объяснение устойчивых и неустойчивых ступеней сравнить с движением по быстрой горной реке. I – III – V – это спасительные устойчивые камушки, которые помогут перебраться на другой берег. Все это можно изобразить наглядно.
В такой ситуации усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей будет проходить не путем пассивного восприятия, а в активной форме, в процессе разных видов детской деятельности. Важно правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения учебных задач направления. Если происходящее на уроке интересно ученику, то это очень мощный двигатель в познании нового. На уроке сольфеджио нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные. В начальных классах много места отводится наглядным пособиям. Например: во время изучения нот скрипичного и басового ключей надо приготовить из альбомного листа нотный стан и нотки – пуговички. Во-первых это значительно упрощает процесс проверки знания нот, да и детям в игровой форме запоминание дается легче.
При прохождении длительностей к уроку готовится набор карточек для каждого учащегося. Не секрет, что дети владеют навыками письма еще очень слабо. Поэтому выкладывание ритмического диктанта легче и проще, чем его написание. Да и занятие это очень напоминает выкладывание кубиков в детском саду или дома. А записать диктант в тетрадь можно уже после того, как учитель проверил правильность. Уже не торопясь и акцентируя внимание на правописании. Благодаря таким незатейливым пособиям у ребенка растет интерес к занятиям. Память, внимание, воображение в это время вплетены в деятельность ребенка, в единый процесс.
Хорошей проверкой знания нот являются красочные плакаты – ребусы с зашифрованными в них нотами.
Например:
1. У Миши домик на горе, сирень цветет там во дворе;
2. Мы милашки, куклы – неваляшки;
3. Трусишка - зайка серенький под елочкой скакал;
4. Разгулялось сине море, волны в берег бьют крутой.
Изучая регистры и октавы также желательно приготовить наглядные пособия в виде карточек и клавиатуры. Главная задача – все дети должны быть активны на уроке, а педагог должен умело руководить учебным процессом.
Нередко на уроках сольфеджио к работе привлекаются дети более способные, организованные, наделенные от природы хорошими музыкальными данными. Учащиеся более стеснительные, неуверенные в себе, имеющие проблемы с интонированием часто остаются «в тени». Планомерное и последовательное формирование музыкального мышления, навыков точного интонирования возможно при условии систематического включения ребенка в учебный процесс. Хотелось бы отметить, что индивидуальные особенности способностей зависят прежде всего не от задатков (хотя косвенного их влияния отрицать нельзя), а от особенностей обучения и воспитания. Именно различия в способах обучения (в повседневной жизни часто не замечаемое) образует различия в способностях.
Из собственного опыта могу утверждать, что с «болезнью интонирования» можно успешно справляться в 90% случаев. Обычно при повышенном внимании к данному ученику он удовлетворительно интонирует к концу 1 класса.
В связи с большой нагрузкой на первоклассника из-за продолжительности урока, так как сольфеджио предполагает урок длительность 1 час 10 минут педагогу следует грамотно планировать работу на уроке, постоянно включая в учебный процесс игры, танцы, т.е., связанные с движением занятия.
В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. На викторине и робкий ребенок, чувствуя себя частичкой коллектива, раскроется по-новому, преподнеся педагогу немало сюрпризов.
Вариантов викторин - множество. Это зависит от вашей фантазии и желания. Думается они особенно злободневны в младших классах. Викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия.
Искусство всегда адресуется к личности ребенка. Оно распахивает перед ним широкое окно в окружающий мир. И нам необходимо помочь ребенку увидеть этот мир прекрасным, добрым, красивым.
Преподаватель теоретических дисциплин высшей категории МОУ ДОД ДШИ № 2 г. Балашова, Саратовской области Кушак Тамара Михайловна
Полный текст материала Психофизические особенности детей на начальном этапе обучения в музыкальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушак Тамара Михайловна  TamaraKuchak
17.06.2009 2 6504 893

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 nata-nati • 15:44, 16.08.2011
Согласна с Iren9927, хорошие игровые приемы и творческие задания.
[Материал]
avatar
1 Iren9927 • 00:29, 14.08.2011
Творческие задания, предложенные автором, вполне уместны и на уроках специальности в ДМШ и ДШИ. Более того, используя их активно в индивидуальном уроке, ученик запомнит теоретические понятия гораздо быстрее.
[Материал]