Методическая разработка по теме "Методика использования распеваний" для 4-7 кл.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45»







МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСПЕВАНИЙ

(В РАБОТЕ НАД ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ)

Преподаватель музыки: Маркушина С.В.

г. Саратов

2011 г.


Хоровое пение является важной составной частью эстетического воспитания и музыкальной подготовки в общеобразовательной школе. Хоровое пение - это вид исполнительного искусства, когда сами учащиеся создают художественный образ. Оно способствует развитию творческих способностей учащихся и имеет следующие задачи: научить учащихся правильно и выразительно петь, чисто интонировать, развить в них гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание, наблюдательность, творческую активность. В процессе обучения пению учащиеся овладевают всеми необходимыми вокальными - вокально-певческая постановка корпуса, дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция, и хоровыми - интонация, строй, ансамбль, понимания дирижерского жеста учителя - навыками. В процессе хорового пения вокальные и хоровые навыки находятся в тесной взаимосвязи, например: для достижения чистой интонации и хорового строя необходим навык правильного формирования гласных звуков, а для того, чтобы успешно работать над строем и ансамблем, каждый участник хора должен владеть дыханием, знать правила звуковедения и звукообразования. В своей работе я покажу методы и приемы развития вокальных и хоровых навыков на примере распеваний, которые являются неотъемлемой частью хорового занятия.

Конечно, главной работой на хоровом занятии, является работа над хоровым произведением, но я думаю, что все задания целесообразно прорабатывать на упражнениях - распеваниях, а уже затем переносить приобретенные навыки на песню. Все упражнения для распеваний следует подбирать по принципу постепенного усложнения: 1-2 звука средний тесситура на гласных «ю», «у», «о», «а» - средней силы звучания, а затем постепенно расширять диапазон, динамику, включать более трудные слоги и гласные, переходить к пению определенных фраз и предложений. Техническая работа неотделима от осмысления музыкального содержания, поэтому, даже при исполнении самых коротких сочетаний звуков, я настраиваю хор на выразительное исполнение. Всю творческую работу я провожу с минимальным использованием инструмента, так как стараюсь развивать у учащихся вокальный слух, внутренний самоконтроль, навык несонного пения и другие элементы хорового звучания, которые гораздо интенсивнее развиваются в пении без сопровождения. Хор чувствует себя более самостоятельно, если он не связан с инструментом, так как может пропевать упражнения и произведения в самых различных тональностях, более удобных и даже неудобных для выравнивания строя, так как преодолеваются трудности, связанные с низкой тесситурой. Пение «а cappella» позволяет учащимся услышать себя и других. Распевания в непрофессиональном хоре должны длиться 5-10 минут, но исходя из собственного опыта, я уделяю распеваниям не менее 15 минут, так как для непрофессионального хора учащихся показ исполнения одного и того же упражнения приходится делать несколько раз, для того, чтобы добиться исполнения, близкого к профессиональному. Перед распеваниями я предлагаю хористам сделать упражнения:

  1. наклонять голову вниз с покашливанием

  2. дуть на ладонь в течении 3-4 минут

  3. дуть на себя через сжатые губы

Эти упражнения необходимы для перевода речевого состояние гортани в певческое, также они помогают в работе над дыханием.

Для проведения качественного распевания, необходимо принять вокально- певческую постановку корпуса. 1. Вокально-певческая постановка корпуса.

Для проведения качественного распевания, необходимо принять вокально-певческую постановку корпуса. На первоначальных занятиях я объясняю, что для того, чтобы голос



звучал легко и свободно, плечи должны быть опущены, подбородок не поднимать. Я говорю учащимся о том, что существует две постановки корпуса. Та, о которой я сказала выше - певческая постановка корпуса в положении стоя, а другая - в положении сидя - когда ноги упираются в пол, спина прямая и руки на коленях. В последствии я постоянно слежу за их посадкой или постановкой корпуса в положении стоя. Важно заметить, что если работа над произведением будет происходить стоя, то распеваться распеваться необходимо стоя, а если работа будет в положении сидя, то и распеваться необходимо сидя, так как распевание неотделимо от последующего процесса хоровой работы, и должно проводиться в тех же режимных условиях. 2. Дыхание.

Я обращаю внимание учащихся на то, что для правильного дыхания необходимо делать вдох через нос, а руку положить на живот и почувствовать небольшое выпячивание передней стенки живота вперед, то есть мышцы напрягаются. Дыхание должно быть быстрым, бесшумным, плечи во время вдоха и выдоха не должны подниматься. В середине фразы дыхание удерживается. Я предлагаю учащимся сделать дыхательную зарядку - встав прямо и положив руку на живот сделать вдох через нос - «раз» - короткий вдох, «два-а-а» — плавный вдох.

  1. Мягким сделать вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.

  2. Да, смотри, не отвлекайся, сделал вдох - замри потом.

  3. Выдох делай таким, плавным, как кружение листа,

  4. Вот и выйдет песня славной, и свободна и чиста.

Помимо этого я даю учащимся понятие цепкого дыхания: с работы над ним обычно я начинаю распевания в хоре: по полутонам вверх и вниз.

Так же можно петь с закрытым ртом - поется на одном дыхании, в медленном темпе.

Здесь же я использую как упражнения и русские народные песни: «Ты река ли...», «Ай, во поле липенька» — на слоги петь, с закрытым ртом и со словами. Эти упражнения помогают удерживать дыхание, тренируют дыхательный аппарат. Полезно здесь использовать прием филирования звука.

Дыхание связано с дирижерским жестом; если дирижерский жест медленный - то вдох плавный, а если дирижерский жест быстрый - то вдох короткий, яркий. 3. Звукообразование и звуковедение.

С первого хорового занятия, я объясняю учащимся, что правильным считается округлый, мягкий, близкий звук в высокой позиции на всем диапазоне, при постоянной опоре на дыхание. Постоянно объясняю, каким должно быть положение губ при смене гласных звуков, постоянно сама показываю, что положение не меняется, мышцы лица не напрягаются, рот открывается в высоту. Преимущественной в пении остается мягкая атака звука — это активное, но не «бьющее», и мягкое, но не вялое смыкание голосовых связок. Все гласные поются округло. Чтобы добиться этого, я показываю, как они формируются: «а» - формируется как «о», «и» - как «у», «е» и «я» - как среднее между «и» и «э». Если в речи «и»е, то в пении «я»е. А звук «и» в начале слова формируется как «ы». Гласная «и» делает звук значительно звонче, но пользоваться ею надо осторожно, чтобы не появился резкий открытый тембр. Для формирования округлого, мягкого звучания я использую следующие упражнения:









а)


    1. Mo-ре мо-ё...

    2. Ку-ми, ку-ми

    3. «Лё»

    4. «Па» - плавно и стаккато

    5. С закрытым ртом


б)

  1. Лю-у-у, мо лю

  2. Ку '

  3. «Мы поем, хорошо поём»

  4. С названием звуков

        1. «Лё»

        2. «Лю»

        3. «Ку»

        4. С названием звуков

  1. «Ми»- - я-а-а-а-ми

  2. «Лю»

  3. «Лё»

  4. Д)


в)


            1. Зи-и-и, за- - о, зи

            2. Нга - о - нга

            3. Лё - лю - лё

г)

  1. Ля, ля ми; ля, ля-ми; ля, ля-ми; ля ми.ля ми; ля, ля ми; ля, ля ми; ля, ля ми, ля, ля.

  2. «Ля»


д)

  1. Ми, ма, ми, ма, ми

  2. Зи-за

  3. Ля - лё и другие слоги.











Все эти упражнения мы поем по полутонам вверх и вниз. Кроме этого, я использую эти упражнения и для расширения диапазона, которое привожу очень осторожно, на основе укрепления его середины, чтобы высокие звуки не были напряженными, горловыми или носовыми, а низкие - крикливыми, грубыми.

Все упражнения мы поем в умеренном темпе, часто «а cappella», на активном дыхании. Целесообразно также использовать и некоторые фрагменты классических музыкальных произведений: т. Белочки из «Сказки о Царе Салтане» И.А. Римского - Корсакова, «Мальчик резвый...» Моцарта - на различные приёмы звуковедения, и эти же (темы) упражнения очень хорошо подходят для работы над быстрой сменой дыхания. Петь их можно как со словами, так и на различные слоги. Пение на слогах и на гласных звуках очень полезно, если их умело чередовать и сочетать:

  1. М-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, мо-о-о-о, му-у ; ю-у-у.. .ю-у; ю-у

  2. На, нэ, ни, но, ну

  3. Да, дэ, ди, до, ду

  4. А, э, и, о, у.

Для развития мягкого неба я предлагаю упражнения, исполняемые с закрытым ртом, с переходом на слоги «ма», «на», которые собирают и прикрывают звук:

  1. ма-ма-ма...

  2. на-...

  3. с закрытым ртом

    1. м ма-ма 1.ма...

    2. м на-на 2. на...

    3. для быстрой смены дыхания.

А для того, чтобы освободить челюсти, я использую упражнения на слоги «бай», «дай» и др.

  1. ба-а-ай бай

  2. дай

Чтобы распространить светлое головное звучание на средние и нижние звуки, я применяю упражнение на слоги: «ли», «лё», «лю» и др.


Для развития грудного звучания, упражнения должны иметь вид восходящего движения от более низких нот к высоким: глиссандо от С1 до С2 на звуках: «а», «о» и др. Здесь же можно применить упражнения: е и ж.

Формирование высокой позиции исполнения требует нисходящих попевок. Я предлагаю учащимся такие попевки, которые помогут найти головное звучание и перенести его на более низкие звуки в единой певческой манере:

Е

На го-ре сто-ит ду-бок, по ре-ке плывет чел-нок, Ай, ли, ай лю-ли, ай люли, люли, люли.

Бу-дем петь, дру-жно петь, дру-жно петь бу-дем всег-да; да

Эти упражнения рекомендуется начинать с А и подниматься по полутонам до Д и выше. И русские народные песни: «Ты река, ли», «Ай, во поле липенька» тоже очень подходят для формирования высокой позиции исполнения, а так же для выравнивания гласных звуков, для работы над распевами слогов, над подвижностью голосового аппарата и для работы над цепным дыханием. Можно использовать эти упражнения со словами, на конкретные слоги и с закрытым ртом. 4. Артикуляция и дикция.

В работе над дикцией я большое значение уделяю разбору текста. Учащиеся находят в нем логические центры, ударные слоги, что помогает проникнуть в образ произведения, эмоционально настроиться. Четкая артикуляция содействует формированию звука и одновременно стимулирует дыхательный аппарат. Артикуляция и дикция требует четкого произношения, чем тише звук, тем чебтче произносятся слова. Некоторые слова, буквы, произносятся совсем не так, как должны писаться, и при разборе текста я обращаю внимание учащихся на это, например: счастье - щастье, флаг - флак, мороз - морос, чтоб -штоп.

Для того, чтобы окончания фраз и слов произносились хористами одновременно, согласные звуки в закрытых слогах переносятся к началу следующих слогов. Например, в песне Я. Дубравина «Вальс», которую исполнял хор нашей школы, согласные звуки мы перенесли таким образом:

  1. купл....парке-т, по но-вому

  2. купл....Ва-льси-ру-ю-тле-тней по-ро-ю.... Снежинки тан-цу-ю-т вмо-роз....

Для работы над дикцией я использую различные словосочетания, скороговорки, начиная на РР, <тр>,реже mf. Например: «Барашеньки крутороженьки» - проговаривая «Р» как р- р-р-р, везде, где она встречается; - по полутонам вверх и вниз. Я использую и РН песни: «Ходила младешенька», «Пойду-ль я, выйду-ль я да...», «Посею лебеду на берегу» и упражнения:

    1. Мы пе-ре-бе-га-ли бе-ре-га, пе-ре-бе-га-ли бе-ре-га.

    2. Д-дэ, ди-до, ду,до,ди дэ,ба ,ма ма....


С названием звуков





Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

- Это упражнение можно использовать и для формирования (пения в) высокой позиции исполнения. Все эти упражнения поют по полутонам вверх и вниз.

Для развития заднего отдела артикуляционного аппарата я использую упражнения на гласные “о”, “у”.



Вокальные навыки и хоровые навыки связаны воедино. И овладение хоровыми навыками так же важно, как и вокальными: это навыки строя ансамбля и понимание дирижерских указаний руководителя хора. Хоровой строй - это чистота интонирования, для достижения которой необходимо иметь одинаковое количество певцов в партиях и хорошие вокальные данные. В нашем хоре учащиеся не очень чисто интонируют, особенно во II голосе. Я укрепляю этот голос большим количеством чисто поющих учащихся, ставлю не чисто интонирующих учеников между чисто поющими, т.о. дети с малоразвитым слухом находятся среди своих сверстников, которые имеют певческий опыт, слушают их пение, начинают подпевать и помогать своим более опытным учащимся вести мелодию, т.е., достигается и ансамбль внутри каждой партии и между партиями.

В нашем хоре я добиваюсь ансамбля искусственными средствами: ставлю в партии неравное количество певцов, выравниваю силу звука, использую дифференцированную расстановку нюансов. Параллельно дети учатся понимать дирижерские жесты, о которых я говорю, которые показываю. И эти хоровые навыки тоже формируются на небольших упражнениях - распеваниях, закрепляются на них, а учащиеся должны знать, зачем они поют то или иное упражнения, какой навык вырабатывают, и каким должен быть конечный результат. В практике я использую постоянные упражнения, хорошо впетые, удобные и знакомые по предварительной работе. Но я включаю в распевания и незнакомые упражнения, новые, чтобы у учащихся не пропал интерес к пению.

Исходя из всего сказанного, я считаю, что распевания - вокальные упражнения - в работе с хором играют важную роль, как переход от речевого положения гортани в певческое, как важное условие для развития музыкального слуха и голоса. Работая над упражнениями хористы начинают петь чище, дикция становится лучше, выстраивается ансамбль, а произведения затем разучиваются быстрее, звук становится мягким, округлым. Хоровое пение помогает учащимся нашей школы показать себя лучше на занятиях индивидуальных, на уроках музыки, а в дальнейшем, и на педагогической практике.













ЛИТЕРАТУРА:

  1. Т. Орлова, С. Бенина «Учите детей петь»

  2. Кабалевский «Про 3-х китов и многое другое»

  3. Т. Жданова «Музыка в школе»

  4. Г. Струве «Школьный хор»

  5. Алиев «Пение на уроках музыки»

  6. JI. Абелян «Как Рыжик научился петь»



Полный текст материала Методическая разработка по теме "Методика использования распеваний" для 4-7 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маркушина Светлана Викторовна  urec818938
02.01.2012 1 3957 1173

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК