Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, з а последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используем логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.
На уроках хора мы используем дыхательную гимнастику по системе Емельянова – это комплекс упражнений фонопедического метода развития голоса (ФМРГ)
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок- путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора
Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, - это верный показатель духовного и физического здоровья нации.
Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых.
В структуре нашего общеобразовательного учреждения хоровое ансамблевое и сольное пение занимает важное место и имеет неплохие результаты.
Одной из задач музыкального развития нашей программы по хоровому пению является:
формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;- формирование развития гармонического слуха.
Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, - все это способствует развитию здорового голосового аппарата.
Хоровое пение предусматривает организацию хоровых коллективов из учащихся 1-5-х классов в составе целого класса. Из участников хора может создаваться ансамблевая группа продвинутых хористов. Каждого поступающего в хор, не прослушивают индивидуально, не учитывают состояние слуха и голоса, учитывается только желание детей и их родителей заниматься пением, намечая перспективы развития.
Задачи программы по личностному развитию:
- формирование осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе взаимоотношение с окружающими людьми;
Задачи музыкального развития:
- закрепление комплекса упражнений фонопедического метода развития голоса (далее ФМРГ), формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;
- формирование развития гармонического слуха.
Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, - все это способствует развитию здорового голосового аппарата.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используем логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.
На уроках хора мы используем дыхательную гимнастику по системе Емельянова – это комплекс упражнений фонопедического метода развития голоса (ФМРГ)
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок- путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора
Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, - это верный показатель духовного и физического здоровья нации.
Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых.
В структуре нашего общеобразовательного учреждения хоровое ансамблевое и сольное пение занимает важное место и имеет неплохие результаты.
Одной из задач музыкального развития нашей программы по хоровому пению является:
формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;- формирование развития гармонического слуха.
Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, - все это способствует развитию здорового голосового аппарата.
Хоровое пение предусматривает организацию хоровых коллективов из учащихся 1-5-х классов в составе целого класса. Из участников хора может создаваться ансамблевая группа продвинутых хористов. Каждого поступающего в хор, не прослушивают индивидуально, не учитывают состояние слуха и голоса, учитывается только желание детей и их родителей заниматься пением, намечая перспективы развития.
Задачи программы по личностному развитию:
- формирование осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе взаимоотношение с окружающими людьми;
Задачи музыкального развития:
- закрепление комплекса упражнений фонопедического метода развития голоса (далее ФМРГ), формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;
- формирование развития гармонического слуха.
Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, - все это способствует развитию здорового голосового аппарата.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болдырева Лариса Эдуардовна
→ Lora_201966 14.05.2013 1 6492 817 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК